г. Краснодар |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А32-11012/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Кожиной А.А. (доверенность от 19.09.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2022 по делу N А32-11012/2022, установил следующее.
АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 03.03.2022 N 04-23-98-П-2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 20.06.2022 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания. Суд назначил обществу административное наказание по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде 150 тыс. рублей штрафа. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, наличием оснований для снижения размера штрафа менее минимального размера, установленного статьей.
Постановлением апелляционного суда от 13.08.2022 решение суда от 20.06.2022 оставлено без изменения. Оспариваемое постановление управления признано не подлежащим исполнению в соответствии с требованиями части 2 статьи 1.7 КоАП РФ. Судебный акт мотивирован тем, что нарушения общества, установленные в рамках рассматриваемого дела и дела N А32-11014/2022, выявлены в ходе одной проверки, в соответствии с разрешением руководителя управления от 17.01.2022 N 04-ВП-В-21, что также следует из акта проверки от 14.02.2022 N 04-23-09-П. Указанное свидетельствует о необходимости назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения, поскольку вступили в силу изменения законодательства, смягчающие административную ответственность за совершенное правонарушение.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить.
По мнению управления, судом не принято во внимание, что правонарушение выявлено 14.02.2022, общество привлечено к административной ответственности 03.03.2022, а Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) вступил в силу 06.04.2022, поэтому управление на момент вынесения оспариваемого постановления действовало в рамках закона.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2022 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет", в соответствии с решением руководителя управления от 17.01.2022 N 04-ВП-В-21, N КНМ 23220891000201138231/2022045262 о проведении плановой выездной проверки проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в отношении общества.
Общество имеет лицензию на пользование недрами КРД 04394 ВЭ с целевым назначением и видам работ: добыча подземных вод в г. Краснодаре, Краснодарский край.
В рамках проведения проверки управлением рассмотрен проект водозабора для добычи подземных вод на территории общества, разработанный в 2012 году и согласованный ТКР Краснодарнедра - протоколом от 25.10.2012 N 30.
В ходе проведения проверки установлено, что в пределах участка недр, представленного обществу в пользовании на основании лицензии КРД 04394 ВЭ по адресу: г. Краснодар ул. Трудовой Славы, 32 осуществляется эксплуатация двух водозаборных скважин N 165 и 170. Согласно данным учета водопотребления (журналы учета водопотребления средствами измерений по форме 1.1, 1.2.) добыча в 2021 году составила: по скважине N 165 - 46 685 куб. м/год, по скважине N 170 -36 315 куб. м/год. Период эксплуатации водозаборных скважин январь - сентябрь.
Согласно представленным протоколам исследования воды из водозаборных скважин N 165 и 170 установлено, что обществом осуществляется отбор проб на следующие определяемые показатели: запах, привкус, цветность, мутность, железо, солесодержание, жесткость, окисляемость перманганатная, рН. Лабораторные исследования в 2021 году выполнены в следующих месяцах: март, апрель, август.
В рамках межведомственного взаимодействия установлено, что согласно письму Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.02.2022 N КК-ЮФО-08-07/264 информация о согласовании Проекта разработки водозабора для добычи подземных вод обществу по лицензии 04394 ВЭ отсутствует, при этом в рамках представленного обществом оригинала Проекта водозабора проектный документ согласован управлением по недропользованию по Краснодарскому краю 25.10.2012.
Согласно письму Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.02.2022 N 270-1134 Проект горного отвода по участку недр в рамках лицензии КРД 04394ВЭ на рассмотрение не направлялся, акт горного отвода в уточненных границах отсутствует.
Согласно письму Краснодарского филиала ФБУ "ТФГИ по Южному Федеральному округу" от 09.02.2022 N 05/100 общество не сдавало в фонды отчетность по форме 4-ЛС за 2020 - 2021 годы. Паспорт водозаборной скважины N 165 на хранении в фондах отсутствует.
Обществом не осуществляются режимные наблюдения за уровнем подземных вод в скважинах N 165 и 170.
Устьевые обвязки данных скважин не оборудованы пьезометрическими трубками для замера статистического и динамического уровня, краниками для отбора проб, водосчетчиками (установлены в здании котельных).
Водозабор подземных вод по участку недр не оборудован наблюдательной скважиной.
В рамках рассмотрения отчета по результатам мониторинга подземных вод установлено, что лабораторные исследования на бактериологические показатели отсутствуют за 4 квартал 2021 года, отбор проб и анализ подземной воды на химические показатели согласно таблице 11 Проекта водозабора в 2021 году не проводились.
Отсутствуют сведения по платежам и налогам за пользование недрами.
Управление на основании выявленного квалифицировало действия общества как нарушение требований пунктов 4.1, 4.3, 4.8, 5.2, 8.2, 9.1, 9.2, 11.5 лицензии КРД 04394 ВЭ, статьи 7, пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 "Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода" (далее - постановление N 1465), пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 94 "Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов" (далее - Правил охраны N 94).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2022 N 04-23-98-П по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением от 03.03.2022 N 04-23-98-П-2 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением 300 тыс. рублей административного штрафа.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 71, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 4.1, 7.3 КоАП РФ, Правилами охраны N 94.
Суды установили, что в отношении эксплуатирующих скважин обществом не проводятся режимные наблюдения за уровнем подземных вод в скважинах, отсутствует пьезометрическая трубка для замеров, краники для отбора проб, водосчетчики, информация о согласовании проекта горного отвода отсутствует, на рассмотрение в уполномоченный орган не направлялся, акт горного отвода в уточненных границах отсутствует, паспорт водозаборной скважины N 165 на хранении в фондах отсутствует, водозабор подземных вод по участку недр не оборудован наблюдательной скважиной. Указанное является нарушением приведенных норм.
Согласно заявлению об оспаривании постановления общество признало свою вину в совершенном правонарушении, просило снизить размер назначенного штрафа.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: ходатайством о снижении штрафа, проектом водозабора, лицензией, фотоматериалами, протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Суды оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. С учетом выявления административного правонарушения 14.02.2022 предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суды, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, пришли к выводу о том, что назначенный обществу административный штраф в размере 300 тыс. рублей не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение, влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем может быть снижен ниже низшего предела до 150 тыс. рублей.
Суды установили тяжёлое материальное положение общества, которое вызвано систематическими нарушениями платежной дисциплины со стороны потребителей теплоносителя, что подтверждается письмом от 02.03.2022, отчетом о финансовой деятельности за январь - сентябрь 2021 года. Финансовое и имущественное положение общества как одной из крупнейших ресурсоснабжающих организаций на территории г. Краснодара свидетельствует о существенном ограничении возможности выполнения текущих обязанностей по уплате штрафов, создания реальной угрозы для дальнейшего ведения хозяйственной деятельности.
Суд апелляционной инстанции учел, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы общества вступил в силу Закон N 70-ФЗ. В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено. Законом N 70-ФЗ, вступившим в силу 06.04.2022, внесены изменения в КоАП РФ. Согласно пункту 5 Закона N 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Апелляционный суд установил, что согласно решению суда от 20.06.2022 по делу N А32-11014/2022, оставленному без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.08.2022, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде 150 тыс. рублей административного штрафа за нарушение требований пункта 33 приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 530 "Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод", пунктов 4.3, 8.2, 9.1, 9.2, 11.5 лицензии КРД 04287 ВЭ, статьи 7, пункта 1 части 2 статьи 22, пунктов 4, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, постановления N 1465, пункта 8 Правил охраны N 94, а именно, установлено, что в отношении эксплуатирующих скважин N 135, 144, 145, 146 обществом не проводится мониторинг подземных вод, не проводятся режимные наблюдения за уровнем подземных вод в скважинах, имеются дополнительные отводы, не предусмотренные проектом водозабора, обвязки скважин не оборудованы краниками для отбора проб, водосчетчиками, отсутствует пьезометрическая трубка для замеров. Указанные нарушения, образующие самостоятельный состав правонарушения, установлены в ходе проведения плановой проверки на основании ежегодного плана проверок на 2022 год, в соответствии с разрешением руководителя управления от 17.01.2022 N 04-ВП-В-21, по результатам которой составлен акт проверки от 14.02.2022 N 04-23-09-П. Нарушения общества, установленные в рамках рассматриваемого дела и дела N А32-11014/2022, выявлены в ходе одной проверки, в соответствии с разрешением руководителя управления от 17.01.2022 N 04-ВП-В-21, что также следует из акта проверки от 14.02.2022 N 04-23-09-П. Указанное свидетельствует о необходимости назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Учитывая вступившие в силу с 06.04.2022 дополнения в КоАП РФ (пункт 5 Закона N 70-ФЗ) апелляционный суд, установив отсутствие оплаты штрафа по настоящему спору, правомерно указал на то, что постановление управления от 03.03.2022 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в части назначения наказания в виде штрафа не подлежит исполнению в соответствии требованиям части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ошибочном понимании заявителем норм права и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2022 по делу N А32-11012/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая вступившие в силу с 06.04.2022 дополнения в КоАП РФ (пункт 5 Закона N 70-ФЗ) апелляционный суд, установив отсутствие оплаты штрафа по настоящему спору, правомерно указал на то, что постановление управления от 03.03.2022 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в части назначения наказания в виде штрафа не подлежит исполнению в соответствии требованиям части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ошибочном понимании заявителем норм права и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2022 г. N Ф08-10668/22 по делу N А32-11012/2022