г. Краснодар |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А20-4092/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике - Гуанова В.Э. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу N А20-4092/2021, установил следующее.
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 10.08.2021 N 007/06/54.3-867/2021 и предписания от 10.08.2021 N 007/06/54.3-865/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (дело N А20-4092/2021).
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения от 10.08.2021 N 007/06/54.3-867/2021 и предписания от 10.08.2021 N 007/06/54.3-865/2021 управления (дело N А20-4091/2021).
Определением суда от 25.11.2021 дела N А20-4091/2021 и А20-4092/2021 объединены для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А20-4092/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Киб-Орто" и ООО "Интра".
Решением суда от 20.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемых актов управления.
В кассационной жалобе фонд просит принятые судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, количественный критерий является обоснованным, требования заказчика, установленные к сведениям о наличии опыта участника, являются законными. В действиях заказчика отсутствуют нарушения. Оспариваемые решения и предписания управления не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают права и законные интересы фонда. Заявитель указывает, что действовал в интересах инвалидов, участникам обеспечены равные права и возможности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в единой информационной системе в сфере закупок 13.07.2021 размещено извещение N 0204100000121000083 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 809 056 рублей.
ООО "Интра" и ООО "Киб-Орто" обратились в управление с жалобами на действия фонда при проведении открытого конкурса.
По результатам рассмотрения жалоб управление пришло к выводу о том, что установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Решением управления от 10.08.2021 N 007/06/54.3-867/2021 жалоба ООО "КибОрто" признана обоснованной, фонд (заказчик) - нарушившим статью 8, часть 8 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), 10.08.2021 выдано предписание N 007/06/54.3-865/2021 о внесении изменений в документацию по данной закупке.
Решением управления от 10.08.2021 N 007/06/54.3-865/2021 жалоба ООО "Интра" признана обоснованной, фонд (заказчик) - нарушившим статью 8, часть 8 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ, выдано предписание от 10.08.2021 N 007/06/54.3-865/2021 о внесении изменений в документацию по данной закупке.
Не согласившись с данными решениями и предписаниями управления, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 24, 54.3 Закона N 44-ФЗ, Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок).
Правилами оценки заявок, утвержденными во исполнение указаний части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ, определено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке стоимостные критерии оценки и нестоимостные критерии оценки. К числу последних относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (пункт 4 названных Правил). При этом ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются - в частных или в публичных. Следовательно, установление же в качестве квалификационного критерия наличие опыта у участника конкурса в выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, у которых имеется опыт участия в исполнении исключительно государственных (муниципальных) контрактов.
Суды оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о том, что материалами дела не подтверждена позиция фонда о том, что спорный критерий способствует выявлению более квалифицированного участника и не нарушает Закон N 44-ФЗ.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды признали обоснованным вывод управления о том, что действия заказчика в части установления требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки исполненных участником закупки контрактов исключительно в рамках Закона N 44-ФЗ нарушают требования статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ.
Суды обоснованно учли выработанный правовой подход, сформулированный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2022 N 309-ЭС22-5255.
При изложенных обстоятельствах основания для признания заявок ООО "Интра" и ООО "Киб-Орто" несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе отсутствовали.
Нарушений порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не установлено.
Суды оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о том, что оспариваемые решения управления являются законным, а требование фонда о признании их недействительными не подлежало удовлетворению.
Поскольку основанием выдачи оспариваемых предписаний послужили названные обстоятельства, требование о признании предписаний недействительными также не подлежали удовлетворению.
Учитывая изложенное, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных фондом требований.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов судов, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Нормы права применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по делу N А20-4092/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о том, что материалами дела не подтверждена позиция фонда о том, что спорный критерий способствует выявлению более квалифицированного участника и не нарушает Закон N 44-ФЗ.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды признали обоснованным вывод управления о том, что действия заказчика в части установления требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки исполненных участником закупки контрактов исключительно в рамках Закона N 44-ФЗ нарушают требования статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ.
Суды обоснованно учли выработанный правовой подход, сформулированный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2022 N 309-ЭС22-5255."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2022 г. N Ф08-11339/22 по делу N А20-4092/2021