Решение Курганского областного суда от 20 сентября 2023 г. по делу N 3а-50/2023
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Шариповой Г.А.
с участием прокурора Смольникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 сентября 2023 г. в <адрес>
с участием административного истца Камшилова И.А., представителя Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> А.В., представителя ООО "Чистый город" А.А.
административное дело по административному исковому заявлению Завьялова С.В., Камшилова И.А., Сидорова Я.С. к Департаменту гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
17 августа 2023 г. Департаментом гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области издан приказ N 252 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области" (далее - Приказ N 252), которым согласно приложению к настоящему приказу установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области.
Названным приложением норматив накопления твердых коммунальных отходов для расположенных на территории Курганской области многоквартирных и индивидуальных жилых домов установлен: на одного проживающего в многоквартирном доме, в год - 168,6 кг (1,8 куб. м); на одного проживающего в индивидуальном жилом доме, в год - 176,2 кг (2,0 куб. м).
18 августа 2023 г. Приказ N 252 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Административные истцы Завьялов С.В., Сидоров Я.С., Камшилов И.А., зарегистрированные и проживающие на территории <адрес>, являющиеся потребителями коммунальной услуги, обратились в Курганский областной суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия приказа Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> от 17 августа 2023 г. N 252, как противоречащего действующему федеральному законодательству, полагая, что данным Приказом установлен завышенный норматив накопления ТКО, что приводит к завышению платы административных истцов за услуги регионального оператора. Данный нормативный акт, по мнению административных истцов, принят с существенным нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку воспроизводит содержание нормативного правового акта, ранее признанного недействующим в судебном порядке; целью принятия оспариваемого акта, как указано в административном иске, является преодоление состоявшегося ранее решения суда, которым тождественный правовой акт Департамента признан недействующим.
Кроме того, полагают, что Приказ N 252 устанавливает нормативы накопления ТКО без соблюдения порядка их определения, регламентированного, в частности, пунктами 4, 6-9, 11-14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269, а также пунктами 9, 11, 12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр.
В судебном заседании представитель Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> А.В., действующий на основании доверенности, с требованиями административного иска согласился. Последствия признания административного иска, предусмотренные положениями статьи 157 КАС РФ, представителю административного ответчика известны и понятны, судом дополнительно разъяснены. Заявление представителя о признании исковых требований приобщено к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица - регионального оператора по обращению с ТКО на территории <адрес> - ООО "Чистый город" А.А., действующая на основании доверенности, поддержала позицию административного ответчика, соглашаясь с возможностью удовлетворения заявленного иска и ссылаясь на состоявшиеся ранее судебные решения, которыми установлены существенные нарушения при установлении Департаментом нормативов накопления ТКО. Кроме того указывала на принятие Правительством Российской Федерации постановления от 26 августа 2023 г. N 1390, допускающим до установления нормативов накопления (в случае признания в судебном порядке акта уполномоченного органа об установлении нормативов накопления не действующим полностью или в части установленных нормативов накопления для категорий потребителей в жилых помещениях) их определение для данной категории потребителей методом сравнительного анализа (пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 г. N 1390).
Административный истец Камшилов И.А. в судебном заседании требования административного иска поддержал, не возражал против постановления судом решения по административному делу на основании заявленного представителем Департамента признания административного иска.
Административные соистцы Завьялов С.В., Сидоров Я.С. в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела в предварительном судебном заседании, с разъяснением возможности перехода к рассмотрению дела в судебном заседании, извещались заблаговременно и надлежаще; Сидоров Я.С. в письменном заявлении ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие в связи с занятостью в уголовном процессе; по пояснениям Камшилова И.А. соистец Завьялов С.В. в настоящее время находится за пределами <адрес>, возможность непосредственного личного участия в рассмотрении настоящего административного дела у последнего отсутствует.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав письменные материалы административного дела, заключение прокурора А.А., полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании его признания административным ответчиком, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 КАС РФ).
Суд не ограничен позицией административного ответчика при рассмотрении дела и имеет право отклонить позицию административного ответчика, не оспаривающего требования административного иска, в случае если отсутствуют законные основания для удовлетворения требований административного истца.
Находя признание Департаментом административного иска не противоречащим действующему законодательству, а также в полной мере соглашаясь с правовой позицией представителя ООО "Чистый город", судом не усматривается оснований для отказа в принятии заявленного признания иска.
В силу положений статьи 215, части 3 статьи 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Нормы главы 21 КАС РФ не содержат положений, запрещающих суду, рассматривающему дело в порядке абстрактного нормоконтроля, принять признание административного иска ответчиком, а также, по аналогии с положениями части 4.1 статьи 167 ГПК РФ (часть 4 статьи 2 КАС РФ), в целях реализации задач административного судопроизводства и обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) постановить решение об удовлетворении заявленного административного иска в случае его признания органом, издавшим оспариваемый нормативный правовой акт, без исследования и оценки фактических обстоятельств и обоснованности заявленных административными истцами оснований для признания такого акта недействующим.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 4.1 статьи 167 ГПК РФ" имеется в виду "части 4 статьи 167 ГПК РФ"
С учетом изложенного, административный иск граждан Завьялова С.В. Камшилова И.А., Сидорова Я.С. подлежит удовлетворению, Приказ Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> N 252 от 17 августа 2023 г. "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области" и приложение к нему подлежит признанию недействующим с даты его принятия, то есть с 17 августа 2023 г.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно ч. 3 ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" официальным печатным изданием для официального опубликования нормативных правовых актов Курганской области является Курганская областная общественно-политическая газета "Новый мир" (основной номер и (или) приложение к нему) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Кроме того, Департамент гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области имеет официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": <...> (п. 7 Положения о Департаменте).
Учитывая конкретные обстоятельства, послужившие основанием для признания оспариваемого акта Департамента недействующим, а также необходимость доведения настоящего решения до широкого круга общественности, сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в приложении "Документы" к <адрес> общественно-политической газете "Новый мир" и на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" <...>
В связи с удовлетворением административного иска понесенные Завьяловым С.В., Камшиловым И.А. и Сидоровым Я.С. судебные расходы в виде уплаченной ими при обращении в суд государственной пошлины в общей сумме 300 руб. на основании положений ст. 111 КАС РФ в равном размере (по 100 руб. в пользу каждого) подлежат возмещению за счет административного ответчика - Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Излишне уплаченная административными соистцами при обращении в суд сумма государственной пошлины (переплата пошлины каждым из заявителей составила по 50 рублей) может быть им возвращена судом по заявлению последних.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Завьялова С.В., Камшилова И.А., Сидорова Я.С. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> от 17 августа 2023 г. N 252 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области".
Взыскать с Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов <адрес> в пользу Завьялова С.В. Завьялова С.В. Камшилова И.А., Сидорова Я.С. в возврат уплаченной государственной пошлины по 100 рублей каждому.
Сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в приложении "Документы" к <адрес> общественно-политической газете "Новый мир" и на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": <...> в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья |
Д.В. Пшеничников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 20 сентября 2023 г. по делу N 3а-50/2023
Опубликование:
-