г. Краснодар |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А63-162/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮрентБайк.ру" (ОГРН 1182651002731 ИНН 2626047344) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А63-162/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЮрентБайк.ру" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к административной комиссии муниципального образования города-курорта Ессентуки (ОГРН 1022601227516 ИНН 2626008426) (далее - комиссия) с заявлением о признании незаконным постановления от 08.09.2021 N 683 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 9.4 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" (далее - Закон N 20-кз) за самовольное осуществление деятельности в сфере торговли.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении требования отказано по мотивам наличия в действиях состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе и дополнении к ней просит общество названные судебные акты отменить, ссылается на отсутствие состава правонарушения, поскольку торговлю в неустановленном месте не осуществляло.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы жалобы, считает ее подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 25.08.2021 отдел муниципального контроля администрации города Ессентуки выявил, что общество в целях предоставления гражданам в прокат (аренду) на платной основе разместило электросамокаты по адресу: Ессентуки, пересечение улиц Ленина/Семашко. При этом договор на размещение объектов в целях осуществления деятельности прокатов электросамокатов между обществом и администрацией города Ессентуки не заключался. Общество осуществляло деятельность в месте, не включенном в схему размещения нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов по предоставлению услуг).
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.08.2021 N 450, рассмотрев который с материалами дела об административном правонарушении, комиссия 08.09.2021 вынесла постановление N 683 о привлечении его к ответственности по части 1 статьи 9.4 Закона N 20-кз в виде взыскания 50 тыс. рублей штрафа за самовольное, вопреки установленному порядку, осуществление деятельности в сфере торговли.
Отказывая в удовлетворении требования, суд сослался на регулирование вопросов осуществления торговой деятельности (предоставления услуг) на территории муниципального образования города-курорта Ессентуки постановлением администрации города Ессентуки Ставропольского края от 24.07.2018 N 909 "О порядке размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 909).
Исходя из пунктов 1.1, 1.2, 1.3 Постановления N 909 нестационарные объекты торговли (нестационарные объекты по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, размещаются в соответствии со схемами размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг), утвержденными Постановлением N 909 (далее - Схемы). Документом, подтверждающим право размещения нестационарного объекта торговли (нестационарного объекта по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, является договор на размещение нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта по предоставлению услуг) на территории города Ессентуки.
Заключение договоров на размещение нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд правомерно отметил, что в данном случае термин торговля предполагает не только деятельность по продаже товаров, но и оказание в качестве предпринимательской иной деятельности, в том числе по продаже услуг. Квалифицирующим признаком в таком случае выступает осуществление такой деятельности в месте, которое не определялось актом органа местного самоуправления в качестве места нестационарной торговли.
В нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 16.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), пункта 1 постановления N 909 общество, самовольно разместив электросамокаты для предоставления их в аренду на платной основе, фактически осуществляло по адресу: Ессентуки, Ленина/Семашко с 13 час. 25 мин. деятельность, обладающую признаками торговой деятельность. Это выразилось в предоставлении услуг в отсутствие специального разрешения на осуществление такой деятельности в названном месте выдаваемого управлением экономического развития и торговли администрации г. Ессентуки. Общество не согласовало с администрацией г. Ессентуки место для оказания услуг по предоставлению электросамокатов в аренду. Место оказания услуг не выделялось для размещения и функционирования объектов (электросамокатов), предоставление которых для передвижения обладает признаками услуги аренды. Предоставление удаленного доступа к средству передвижения корреспондирует обязанности лица, предоставляющего такой вид услуги, контролировать места размещения электросамокатов, в том числе после завершения их эксплуатации очередным получателем услуги.
Суд проверил и обоснованно отклонил ссылки на нарушение при проведении проверки функций муниципального контроля, отметив, что Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) не подлежат применению при проведении осуществленной проверки. В ходе проверки не требовалось взаимодействие органов уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц и на общество не возлагались обязанности предоставить информацию и исполнить требования органа муниципального контроля.
Из Положения об отделе муниципального контроля администрации города Ессентуки, утвержденного постановлением администрации от 26.12.2019 N 1866 (далее - Положение N 1866), следует, что он является уполномоченным структурным подразделением администрации г. Ессентуки без прав юридического лица, созданным для осуществления и координации мероприятий не только по проведению муниципального контроля на территории г. Ессентуки Ставропольского края в области охраны окружающей среды, благоустройства муниципальных территорий, архитектуры и градостроительства, торговли, но и другим вопросам, относящимся к компетенции органов местного самоуправления города Ессентуки Ставропольского края.
Пунктом 3.2 Положения N 1866 к полномочиям отдела отнесено осуществление проверок за соблюдением юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере потребительского рынка, требований, установленных федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, а также муниципальными нормативно-правовыми актами города Ессентуки; по проведению мероприятий контроля законности размещения объектов потребительского рынка на территории г. Ессентуки, составлению в установленном порядке актов о выявлении самовольно занятых земельных участков и освобождении от самовольно установленных нестационарных торговых объектов и объектов уличной торговли на землях, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, землях общего пользования, землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах г. Ессентуки.
Статьей 2 Закона N 248-ФЗ установлены изъятия из сферы регулирования Законом N 248-ФЗ организации и осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по их решению, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
Пунктами 3, 5, 7, 10, 19, 20 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Частью 1, пунктами 1, 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) в границах полосы отвода автомобильной дороги, определяемых на основании документации по планировке территории, запрещены выполнение работ и размещение объектов, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса.
Использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением правил дорожного движения, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения (часть 5 статьи 27 Закона о дорожной деятельности). Пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 4 части 1 статьи 29 Закона о дорожной деятельности); нарушать установленные муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (пункт 7 части 2 статьи 29 Закона).
Пунктом 1,2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства России от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД) к дороге отнесена обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; остановкой признается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; а парковкой (парковочным местом), - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, либо являющееся частью площадей и иных объектов улично-дорожной сети, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги; перекрестком является место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей; препятствие представляет собой в том числе посторонние предметы и т.п., не позволяющие продолжить движение по этой полосе; прилегающей является территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (например, автостоянки и тому подобное); тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Из правового подхода, сформированного в решения Судебной коллегии по административных делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2022 N АКПИ-66, следует, что абзац восемнадцатый пункта 1.2 ПДД корреспондирует пункту "о" статьи 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.), согласно которому термин "механическое транспортное средство" означает любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, на территории Договаривающихся Сторон, которые не приравнивают их к мотоциклам.
Приведенное в абзаце сороковом в пункта 1.2 ПДД понятие пешехода и приравненных к пешеходу лиц соответствует законодательству о безопасности дорожного движения, об организации дорожного движения. Термин "транспортное средство" употребляется также в иных законодательных актах, отражающих технические характеристики, присущие транспортным средствам. В течение последних лет участились случаи использования лицами для передвижения средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса и тому подобные устройства), технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла. Конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан. Также имеются технические средства передвижения различных конструктивных особенностей, приводимые в движение мотором небольшой мощности, развивающие малые скорости, имеющие определенные производителем максимальные нагрузки массы тела пользователя, указанные в инструкции по эксплуатации, используемые детьми и взрослыми на улице и дома для бытовых нужд. К таким средствам передвижения могут относиться и электросамокаты, технические характеристики которых не достигают минимальных значений, установленных для мопеда или мотоцикла.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, и это зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и постановлении комиссии, что местом нахождения электросамокатов является пересечение улиц Ленина и Семашко в г. Ессентуки (электросамокаты расположены в непосредственной близости от дорожной разметки "пешеходный переход"), - то есть на дороге, под которой понимаются в том числе тротуары, часть автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, либо часть площадей и иных объектов улично-дорожной сети. При этом электросамокаты не только препятствуют организованному движению по дороге (частью которой являются и дорожное полотно, и тротуары, и обочина) транспортных средств и пешеходов, но и своим фактическим размещением на этой дороге организуют временную (до разбора потребителями услуги их проката) парковку с остановившимися (остановка в смысле, определенном ПДД) электросамокатами.
Отсутствие у такой площадки официального статуса парковочного места (специально обозначенного места как части автомобильной дороги и (или) примыкающего к проезжей части и (или) тротуару, обочине), предназначенного для организованной стоянки на платной основе, при невыполнении обществом возложенной законом обязанности получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления на организацию фактической парковки электросамокатов не свидетельствует в рассматриваемом случае об отсутствии в его действиях объективной стороны вмененного нарушения и вины в его совершении.
Следовательно, на администрацию г. Ессентуки возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения в границах поселения; созданию условий для предоставления транспортных услуг населению; созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания (к которым отнесены и услуги аренды (проката); утверждению правил благоустройства территории поселения и муниципального контроля соблюдения правил благоустройства территории поселения; утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Отдел муниципального контроля администрации г. Ессентуки (пункт 3.2 Положения N 1866) является уполномоченным структурным подразделением администрации г. Ессентуки, созданным для осуществления и координации мероприятий не только по проведению муниципального контроля на территории г. Ессентуки Ставропольского края в области благоустройства муниципальных территорий, торговли и других вопросов, но и для контроля законности размещения объектов потребительского рынка на территории г. Ессентуки.
Суд проверил и отклонил доводы общества на неточности в изложении постановления, отметив, что из его содержания усматривается наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело; в нем изложены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение, принятое по делу решение. Также имеется информация о правилах заполнения расчетных документов на перечисление и величине штрафа.
Суд счел необоснованными аргументы общества о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенное наказание, - отвечающим статьям 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса об административных правонарушениях. В материалы дела не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение общества не позволяют ему выплатить назначенный ему штраф в минимальном размере.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 206, 211, 288.2, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А63-162/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, и это зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и постановлении комиссии, что местом нахождения электросамокатов является пересечение улиц Ленина и Семашко в г. Ессентуки (электросамокаты расположены в непосредственной близости от дорожной разметки "пешеходный переход"), - то есть на дороге, под которой понимаются в том числе тротуары, часть автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, либо часть площадей и иных объектов улично-дорожной сети. При этом электросамокаты не только препятствуют организованному движению по дороге (частью которой являются и дорожное полотно, и тротуары, и обочина) транспортных средств и пешеходов, но и своим фактическим размещением на этой дороге организуют временную (до разбора потребителями услуги их проката) парковку с остановившимися (остановка в смысле, определенном ПДД) электросамокатами.
...
Суд счел необоснованными аргументы общества о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенное наказание, - отвечающим статьям 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса об административных правонарушениях. В материалы дела не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение общества не позволяют ему выплатить назначенный ему штраф в минимальном размере."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 октября 2022 г. N Ф08-11511/22 по делу N А63-162/2022