г. Краснодар |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А61-2877/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от заявителя - заместителя прокурора Республики Северная Осетия - Алания - Габибова Д.Г. (удостоверение), от истца - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1516620419, ОГРН 1091516001708) - Мухамедовой Г.Н. (доверенность от 30.09.2022), от третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404) - Кумаритова Г.Х. (доверенность ОТ 09.09.2022), в отсутствие ответчиков - администрации местного самоуправления город Владикавказ (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087), муниципального казенного учреждения "Владикавказский городской "Лес-Экология"" (ИНН 1515912730, ОГРН 1071515014966), третьих лиц - Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу (ИНН 6166060196, ОГРН 1076166000734), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления город Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А61-2877/2020, установил следующее.
Действующий в интересах Российской Федерации заместитель прокурора Республики Северная Осетия - Алания (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации местного самоуправления город Владикавказ (далее - администрация), муниципальному казенному учреждению "Владикавказский городской "Лес-Экология"" (далее - учреждение) с заявлением об истребовании из незаконного владения учреждения земельного участка с кадастровым номером 15:09:0021501:15 общей площадью 37 580 кв. м, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, Комсомольский парк, и передаче земельного участка с кадастровым номером 15:09:0021501:15 территориальному управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - ТУ Росимущества) по акту приема-передачи.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу (далее - департамент), Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление), ТУ Росимущества.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 18.01.2022 приняты уточнения исковых требований в редакции заявления от 17.12.2021 N 15/2662. ТУ Росимущества в дополнение к виндикационным требованиям прокурора заявило требование о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0021501:15.
Решением суда от 03.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2022, заявленные требования удовлетворены. Суд признал право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0021501:15 общей площадью 37 580 кв. м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, Комсомольский парк, истребовал у учреждения в казну Российской Федерации в лице ТУ Росимущества земельный участок с кадастровым номером 15:09:0021501:15 и обязал передать указанный земельный участок по акту приема-передачи. Судебные акты мотивированы тем, что при расширении границ города Владикавказа установленная законом процедура перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли поселений не проведена, в связи с чем их статус как земель лесного фонда сохранился, и собственником спорного земельного участка является Российская Федерация. При этом право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Парламент Республики Северная Осетия - Алания принял Закон Республики Северная Осетия - Алания от 05.03.2011 N 10-РЗ "Об установлении границ муниципального образования г. Владикавказ, наделении его статусом городского округа" (далее - Закон N 10-РЗ), в соответствии с которым спорный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, относится к землям населенных пунктов. В материалы дела не представлены доказательства того, что спорный участок относился к землям лесного фонда. Нарушение порядка перевода земель лесного фонда не может являться безусловным основанием для истребования из чужого незаконного владения и признания права федеральной собственности на спорный земельный участок. Вывод о незаконности владения спорным земельным участок неправомерен, поскольку утвержденные Законом Республики Северная Осетия - Алания границы муниципального образования не изменены. Суды неправомерно отклонили довод администрации о пропуске истцом срока исковой давности. Постановление администрации от 22.06.2012 N 1045 не оспорено и не отменено, зарегистрированное право не признано отсутствующим. Неправомерен вывод о незаконности владения спорным земельным участком в условиях зарегистрированного вещного права. Администрация не использовала спорный земельный участок для собственных нужд, а передала учреждению для защиты, охраны, воспроизводства городских лесов.
В отзывах на кассационную жалобу прокурор и ТУ Росимущества просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение, управление, департамент, министерство не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Законом N 10-РЗ муниципальное образование город Владикавказ, включающее в себя населенные пункты: город Владикавказ, поселок Заводской, село Балта, село Нижний Ларс, село Верхний Ларс, село Чми, село Эзми, поселок Редант, наделено статусом городского округа.
Решением Собрания представителей города Владикавказ от 31.05.2011 N 24/22 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Владикавказ, согласно которому вся территория муниципального образования отнесена к землям населенных пунктов (29 061 га), при этом земли лесного фонда, ранее находившиеся в ведении Орджоникидзевского (Владикавказского) и Терского лесхозов, переведены в земли населенных пунктов.
Полагая, что в связи с изменением категории земли из земель лесного фонда на земли населенных пунктов изменился статус лесных земель и они стали "неразграниченными", муниципальное образование городской округ город Владикавказ распорядилось ими по своему усмотрению.
В соответствии с постановлением администрации от 22.06.2012 N 1045 из земель населенных пунктов учреждению для благоустройства территории, использования, охраны, защиты и воспроизводства городской лесопарковой зоны в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 15:09:0021501:15 общей площадью 37 580 кв. м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, Комсомольский парк (далее - спорный земельный участок). Право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком зарегистрировано учреждением в управлении (запись от 20.07.2012 N 15-15-09/063/ 2012-383).
В рамках прокурорской проверки получено заключение "Воронежлеспроект" филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" от 03.08.2020 о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда, согласно которому спорный земельный участок пересекается с землями лесного фонда, а именно: лесным участком, расположенным по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Городское лесничество, Балтинское участковое лесничество, квартал 52 части выделов 4, 5, квартал 53 части выделов 2, 3, 4.
В связи отсутствием доказательства передачи спорного земельного участка лесного фонда органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками лесного фонда, муниципальному образованию городского округа город Владикавказ, администрации, учреждению, прокурор обратился в арбитражный суд с иском об истребовании спорного земельного участка, образованного из земель лесного фонда.
Суды удовлетворили заявленные требования, обоснованно исходя из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Кодекса).
Право прокурора обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения предусмотрено статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Кодексом и лесным законодательством.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В свою очередь, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района, отображающих границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что включение земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана городского округа, поселения определен статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана, схемы территориального планирования подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав соответствующих городского округа, поселения, муниципального района, земельных участков из состава земель лесного фонда.
Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2013 N ВАС-8236/13).
Суды указали, что в соответствии с постановлением администрации от 22.06.2012 N 1045 из земель населенных пунктов учреждению для благоустройства территории, использования, охраны, защиты и воспроизводства городской лесопарковой зоны в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, в том числе спорный земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования которым зарегистрировано за учреждением (запись 20.07.2012 N 15-15-09/063/2012-383).
Согласно заключению "Воронежлеспроект" филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 03.08.2020 о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда спорный земельный участок пересекается с землями лесного фонда: лесным участком, расположенным по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Городское лесничество, Балтийское участковое лесничество, квартал 52 части выделов 4, 5, квартал 53 части выделов 2, 3, 4.
Суды установили, что ни Правительство Российской Федерации, ни Правительство Республики Северная Осетия - Алания не принимали распоряжений, на основании которых земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования городского округа город Владикавказ утратили бы статус земель лесного фонда. При расширении границ города Владикавказа, установленная законом процедура перевода земельных участков из состава земель лесного фонда в земли поселений не была проведена, в связи с чем их статус как земель лесного фонда сохранился, и собственником спорного земельного участка является Российская Федерация.
Суды обоснованно исходили из того, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
При этом суды учли решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.06.2021 по делу N За-4/2021, которым признаны недействующим с 07.07.2020 генеральный план муниципального образования городской округ город Владикавказ, утвержденный решением Собрания представителей города Владикавказа от 31.05.2011 N 24/22 "Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ г. Владикавказ", в части включения в границы городского округа город Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га, и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования городской округ город Владикавказ, утвержденный решением председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Республики Северная Осетия - Алания от 04.03.2020 N 13 "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки с внесенными 11 изменениями городского округа город Владикавказ" в части включения в границы городского округа город Владикавказ земель лесного фонда общей площадью 12 467 га.
Суды обоснованно исходили из того, что в силу закона не требуется оспаривание постановления администрации от 22.06.2012 N 1045, согласно которому спорный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению, и признание его незаконным в судебном порядке, поскольку единственным доказательством наличия воли собственника, то есть Российской Федерации на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, а также с учетом части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды сделали обоснованный вывод о том, что администрация неправомочно распорядилась спорным земельным участком и неправомерно передала его учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Довод администрации о пропуске срока исковой давности был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку датой начала течения срока исковой давности является дата установления прокурорской проверкой факта нарушения - нахождения имущества в отсутствие правовых оснований во владении ответчиков (заключение "Воронежлеспроект" филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 03.08.2020).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе администрации, исключают возможность удовлетворения последней в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А61-2877/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2013 N ВАС-8236/13).
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 октября 2022 г. N Ф08-9873/22 по делу N А61-2877/2020