г. Краснодар |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А53-30082/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - публичного акционерного общества "Россети Юг" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Раковского Р.Р. (доверенность от 14.08.2020), от ответчика - Правительства Ростовской области (ИНН 6163021657 ОГРН 1026103170334) - Колотиевского А.А. (доверенность от 20.06.2022), от третьих лиц - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) - Будаева А.В. (доверенность от 11.01.2022), Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (ИНН 6163021632, ОГРН 1026103166055) - Ковалевской Ю.А. (доверенность от 8.12.2021), в отсутствие третьих лиц - администрации Зимовниковского района Ростовской области (ИНН 6112004759, ОГРН 1026101050095), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А53-30082/2021, установил следующее.
ПАО "Россети Юг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Правительству Ростовской области (далее - правительство) со следующими требованиями: признать недействительными пункты 5.2, 5.3, 7.2, 7.3, 7.4 постановления правительства от 25.05.2021 N 399 "Об установлении публичного сервитута" (далее - постановление N 399) как противоречащие нормам Земельного кодекса Российской Федерации; обязать правительство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем внесения изменений в постановление N 399, изложив пункты 7.2, 7.3 постановления N 399 в следующей редакции: "7.2. Обеспечить направление в орган регистрации прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия настоящего постановления заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о публичном сервитуте, установленном в отношении земельных участков, указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению, 7.3. Обеспечить направление в орган регистрации прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия настоящего постановления заявлений о государственной регистрации прекращения права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 61:08:0600801:18, 61:13:0000000:99, которые предоставлены в аренду обществу для размещения объектов электросетевого хозяйства (электросетевой комплекс ВЛ 110 "ВДТЭЦ - 2 Зимовники" к ПС 220/110/35 кВ "Зимовники")".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Зимовниковского района Ростовской области (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление), Министерство транспорта Ростовской области (далее - министерство транспорта), Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее - министерство имущественных отношений).
Решением суда от 25.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники", являющаяся линией электропередачи, относится к видам наземных инженерных коммуникаций. Эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог без договора с владельцами автомобильных дорог не допускается. Оспариваемые подпункты постановления N 399 не содержат указания на необходимость заключения обществом соглашений об осуществлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог. Подпункт 7.3 постановления N 399, обеспечивающий исполнение пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), не противоречит нормам земельного законодательства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что электросетевой комплекс ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники" не является инженерной коммуникацией, а относится к инженерному сооружению; к спорным правоотношениям не подлежат применению положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). Правовая природа публичного сервитута, устанавливаемого в отношении инженерных сооружений, и публичного сервитута, устанавливаемого в отношении инженерных коммуникаций, различна. Установление публичного сервитута и возможность эксплуатации объекта не зависит от согласия и (или) несогласия правообладателя земельного участка на заключение (подписание) соответствующего соглашения. Несогласие владельца автомобильной дороги, незаключение соглашения об осуществлении публичного сервитута приводит к незаконной эксплуатации объекта. Включение в обязанность общества обязанности заключения соглашения об установлении публичного сервитута вместо обязанности его направления влечет возникновение дополнительных, не основанных на действующем законодательстве обязанностей, тормозит развитие электроэнергетики, ставит под угрозу ускоренную электрификацию по всей стране. Заключение соглашения с правообладателем земельных участков является правом общества, а не обязанностью. Пункты 5.2, 5.3, 7.2, 7.3, 7.4 постановления N 399 возлагают на общество не предусмотренные законом обязанности. Право собственности общества на ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники" возникло до 01.08.2018. Переоформляя право аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 61:08:0600801:18, 61:13:0000000:99, ранее предоставленные в аренду для размещения объектов электросетевого хозяйства (электросетевой комплекс ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники" к ПС 220/110/35 кВ "Зимовники"), правительство прекращает право аренды в отношении земельных участков, предоставленных под иные объекты электросетевого хозяйства, не являющиеся предметом переоформления на публичный сервитут (земельные участки с кадастровыми номерами 61:48:0000000:104, 61:48:0000000:39, 61:48:0000000:53).
В отзыве на кассационную жалобу правительство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации остальные участвующие в деле лица не представили в суд отзывы на кассационную жалобу общества.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы кассационной жалобы общества и отзыва правительства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники" (свидетельство о государственной регистрации права серии АД N 272537 от 08.08.2008, решение внеочередного общего собрания акционеров ПАО "МРСК Юга" (от 08.11.2019 протокол N 21)), которая в соответствии с пунктом "в" статьи 4.1 Закона Ростовской области от 14.01.2008 N 853-ЗС "О градостроительной деятельности в Ростовской области" относится к объектам областного (регионального) значения.
Постановлением N 399 установлен публичный сервитут сроком на 49 лет в отношении земельных участков по перечню согласно приложению N 1 к постановлению N 399 в целях размещения объектов электросетевого хозяйства (электросетевой комплекс ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники" к ПС 220/110/35 кВ "Зимовники") и их неотъемлемых технологических частей.
Согласно подпункту 5.2 постановления N 399 обществу предписано обратиться к владельцам автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в целях заключения договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации, в соответствии с требованиями Закона N 257-ФЗ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:08:0600801:331, 61:13:0000000:119, 61:13:0000000:115 (далее - договоры с владельцами автомобильных дорог).
В соответствии с пунктом 5.3 постановления N 399 обществу необходимо после заключения договоров с владельцами автомобильных дорог, указанных в подпункте 5.2 пункта 5 постановления N 399, предоставить их заверенные копии в министерство имущественных отношений.
Пунктами 7.2, 7.3, 7.4 постановления N 399 министерству имущественных отношений предписано: обеспечить в 5-дневный срок со дня принятия постановления N 399 направление в орган регистрации прав заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о публичном сервитуте, установленном в отношении земельных участков, указанных в приложении N 1 к постановлению N 399, за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 61:08:0600801:331, 61:13:0000000:119, 61:13:0000000:115 (пункт 7.2); обеспечить в 5-дневный срок со дня принятия постановления N 399 направление в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прекращения права аренды на земельные участки, указанные в приложении N 1 к постановлению N 399, которые предоставлены в аренду обществу (пункт 7.3); обеспечить в 5-дневный срок со дня получения копий договоров с владельцами автомобильных дорог в соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 постановления N 399 направление заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о публичном сервитуте, установленном в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:08:0600801:331, 61:13:0000000:119, 61:13:0000000:115 (пункт 7.4).
Полагая, что пункты 5.2, 5.3, 7.2, 7.3, 7.4 постановления N 399 не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением публичного сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом N 257-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги. В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В силу части 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций, к которым в силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) не исключено отнесение спорной ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники", являющейся линией электропередачи.
Суды правомерно отклонили довод общества о том, что положения Закона N 257-ФЗ не распространяют действие на линию электропередачи, право собственности на которую возникло до 01.09.2018, как противоречащий положениям части 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ), согласно которой до 01.01.2013 владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу Закона N 193-ФЗ, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Суды указали, что специфика установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, учтена правительством при подготовке постановления N 399 путем включения подпунктов 5.2, 5.3, 7.2 - 7.4 в действующей редакции.
Обязанность по заключению собственниками инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог договоров с владельцами автомобильных дорог предусмотрена федеральным законодательством. Эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог без договора с владельцами автомобильных дорог не допускается.
Как указано в пункте 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях, в том числе эксплуатации инженерных коммуникаций, допускается на условиях публичного сервитута.
Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в 5-дневный срок со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения права аренды земельного участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о котором внесены в ЕГРН.
Суды указали, что в представленном в материалы дела ходатайстве общества об установлении публичного сервитута от 02.04.2021 общество испрашивало установление публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях переоформления права аренды земельного участка с кадастровым номером 61:08:0600801:18, 61:13:0000000:99 на публичный сервитут для размещения объектов электросетевого хозяйства и их неотъемлемых технологических частей (электросетевой комплекс ВЛ 110 "ВДТЭЦ-2 Зимовники" к ПС 220/110/35 кВ "Зимовники"). При рассмотрении данного ходатайства установлено, что в отношении трех земельных участков с кадастровыми номерами 61:08:0600801:18, 61:13:0000000:99, 61:13:0600001:7, в отношении которых требовалось установить сервитут, в ЕГРН зарегистрировано право аренды общества. При этом общество не представило информацию о расположении на указанных земельных участках иных объектов недвижимости, принадлежащих обществу и для эксплуатации которых не требуется установление публичного сервитута. Доказательства прекращения права аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:48:0000000:104, 61:48:0000000:39, 61:48:0000000: 53 в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А53-30082/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно отклонили довод общества о том, что положения Закона N 257-ФЗ не распространяют действие на линию электропередачи, право собственности на которую возникло до 01.09.2018, как противоречащий положениям части 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 193-ФЗ), согласно которой до 01.01.2013 владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу Закона N 193-ФЗ, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
...
Как указано в пункте 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), использование юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях, в том числе эксплуатации инженерных коммуникаций, допускается на условиях публичного сервитута."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 октября 2022 г. N Ф08-7631/22 по делу N А53-30082/2021