Недостроенная пирамида
Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" (далее - Закон) приняла Госдума, одобрил Совет Федерации и, наконец, подписал Президент РФ. Закон вступил в силу 18 ноября 2003 года. Спорить, плох он или хорош, уже бессмысленно, хотя вопросов остается много (подробно о законопроекте "эж-ЮРИСТ" писал в N 40 за 2003 год). Закон написан с целью создания системы рефинансирования ипотечных кредитов, аналогичной американской. По идее, банки, выдавшие долгосрочные ипотечные кредиты, смогут не ждать годами возврата денег, а быстро продать закладные специализированным организациям. Те, в свою очередь, получат право формировать ипотечное покрытие (состоящее в том числе из закладных) и выпускать под его залог облигации с ипотечным покрытием.
Главная проблема, однако, в принципиальной невозможности вписать американские правовые институты в правовую систему России. Системный анализ норм Закона приводит к печальному выводу: права владельцев облигаций с ипотечным покрытием, равно как и владельцев ипотечных сертификатов участия (ценных бумаг, также предусмотренных Законом), защищены не будут, что бы ни говорили о "надежном обеспечении недвижимостью". Создаваемая конструкция сильнее всего тяготеет к финансовой пирамиде.
Очевидная незащищенность прав привела к тому, что в текст Закона уже на заключительном этапе была внесена поправка, согласно которой Центробанк должен установить целый ряд специальных нормативов для кредитных организаций, эмитирующих облигации с ипотечным покрытием. Административными мерами, по сути, решили компенсировать беспомощность гражданско-правового регулирования. Плюс поправки, впрочем, в том, что применение Закона поставлено теперь в зависимость от Центробанка: если нормативов не будет (а их может не быть долго - сроки Законом не установлены), то ценные бумаги выпускать нельзя и Закон работать не сможет. Потом, ничто не мешает Центробанку установить такие требования, соответствовать которым не сможет никто. Иными словами, поправка способна фактически перечеркнуть усилия разработчиков, однако если это так, то непонятно, зачем вообще было принимать Закон.
Окончательную путаницу внесло сообщение пресс-службы Президента РФ. Как передали информагентства, Президент дал поручение Председателю Правительства РФ Михаилу Касьянову подготовить в подписанный Закон поправки, направленные на защиту владельцев ипотечных ценных бумаг. Поправки должны установить требования к кредитным организациям - эмитентам облигаций с ипотечным покрытием, а также единый порядок регулирования их деятельности. Что имеется в виду, непонятно. Если речь идет о нормативных актах Центробанка, предусмотренных Законом, то правительство не имеет к этому никакого отношения. Если же Президент подписал Закон "с оговорками", предполагающими незамедлительное внесение поправок, то тем более непонятно, зачем было его подписывать.
О. Плешанова,
магистр частного права
"эж-ЮРИСТ", N 48, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru