Решение Самарского областного суда от 20 ноября 2023 г. N 3а-1956/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1956/2023 по административному исковому заявлению В.Х.Т. об оспаривании в части нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" (далее по тексту - Перечень на 2020 год) размещен 18.10.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 158 (30741) 23.10.2019.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 19 октября 2020 года и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21 октября 2020 года.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее Перечень на 2022 год) размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 22 октября 2021 года.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год) опубликован и размещен на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 9 ноября 2022 года.
Пунктом 25201 в Перечень на 2020 год, пунктом 23259 в Перечень на 2021 год, пунктом 942 в Приложение N 2 к Перечню на 2022 год, пунктом 928 в Приложение N 2 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>.
В.Х.Т., являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, обратился в Самарский областной суд с административным иском с учетом уточнений о признании недействующими приведенные пункты Перечней на 2020-2023 года. В обоснование требований административный истец указал, что помещение не отвечает указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ признакам объекта, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.В., действующий на основании ордера и доверенности, просил заявленные требования с учетом уточнений удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений Самарской области считает требования административного истца незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку по сведениям, полученным из ЕГРН, в оспариваемые Перечни включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N 1, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и включен в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. В рамках рассмотрения заявления административного истца от 30.03.2022 N МИО/10217 по вопросу исключения спорного объекта недвижимого имущества из Перечней на 2020-2021 год, министерством в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402, 25.04.2022 был проведен осмотр нежилого помещения с кадастровым номером N, которым установлено использование помещения под размещение объекта бытового обслуживания - парикмахерскую "М.", о чем принято соответствующее решение от 27.05.2022. Данная информация подтверждается сведениями независимой международной картографической компанией "2ГИС" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", согласно которым данное нежилое помещение в 2020, 2021 годах использовалось под размещение объектов бытового обслуживания (парикмахерская "М.") было открыто и работало, о чем имеются отзывы посетителей.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы административного дела и инвентарного дела на здание, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление оставить без удовлетворения, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201, от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233, от 08.11.2022 N 2077 утверждены оспариваемые административным истцом Перечни на 2020-2023 годы.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Пунктом 25201 в Перечень на 2020 год, пунктом 23259 в Перечень на 2021 год, пунктом 942 в Приложение N 2 к Перечню на 2022 год, пунктом 928 в Приложение N 2 к Перечню на 2023 год включен объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности В.Х.Т.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительство Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, используемых для: делового, административного или коммерческого назначения; размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются:
сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН);
документы технического учета (инвентаризации);
акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
Согласно выпискам из ЕГРН объект недвижимости - помещение с кадастровым номером N, по адресу: <адрес>, подвал: к. N 2-7, площадью 69,2 кв. м, назначение - нежилое, наименование - часть объекта, на этаж N -1, расположено в пределах объекта с кадастровым номером N 1 - многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, находящимся в границах объектов с кадастровыми номерами N 2 (земельный участок с видом разрешенного использования - для проектирования и строительства метрополитена в г. Самара) и N 3 (земельный участок с видом разрешенного использования - жилая застройка).
Таким образом, по сведениям ЕГРН наименование рассматриваемого помещения, его назначение, а также здания и земельных участков под зданием не свидетельствуют о размещении в рассматриваемом объекте офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По запросу суда из ППК Роскадастр в лице Средне-Волжского филиала Самарского областного отделения поступили материалы инвентарного дела, составленные филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Самара, и содержащие техническую документацию на здание по адресу: <адрес>, из которой следует, что в здание входят нежилые помещения по состоянию на 23.06.2006 по экспликации рассматриваемое помещение расположено в подвале, имело назначение частей помещения: обеденный зал площадью 24,5 кв. м, коридор площадью 6,5 кв. м, кабинет площадью 7,7 кв. м, мясной цех площадью 4,9 кв. м, кухня площадью 16,8 кв. м, банкетный зал площадью 8,8 кв. м.
Таким образом, по технической документации в рассматриваемом объекте назначение помещений обеденный зал, мясной цех, кухня, банкетный зал общей площадью 55 кв. м или 79,5% от общей площади объекта с кадастровым номером N свидетельствуют о предназначении помещения для оказания услуг общественного питания.
Судом не принимается в качестве доказательства представленный административным истцом технический паспорт на нежилое помещение, поскольку в нем отражена общая информация, отсутствует схема объекта, экспликация с назначением помещений и площадью.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером N на дату утверждения Перечней на 2020-2023 года административным ответчиком не проводились, что следует из ответа на запрос суда.
25.04.2022 сотрудниками ГБУ Самарской области "ЦРР" по поручению административного ответчика в рамках рассмотрения обращения административного истца произведен фактический осмотр рассматриваемого помещения. По результатам визуального осмотра составлен акт осмотра объекта недвижимого имущества от 25.04.2022 о том, что помещения площадью 44,9 кв. м используются для размещения мебели, помещение площадью 26,5 кв. м - под склад, помещение площадью 7,5 кв. м - под кладовую, помещение площадью 2,5 кв. м - под сан. узел, помещение площадью 8,7 кв. м - в качестве лестницы. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Представленный акт от 25.04.2022 не подтверждает позицию административного ответчика об использовании помещения под размещение объекта бытового обслуживания (парикмахерская "М."), также это не следует из фотоматериалов в составе акта фактического осмотра.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемых Перечней на 2020-2023 года отсутствовали предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (утверж. Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402) документы об использовании рассматриваемого помещения в целях статьи 378.2 НК РФ.
Представленные стороной административного истца заявления в ресурсоснабжающие организации, акт осмотра помещения ООО "С.К.С." на предмет залития помещения судом во внимание не принимаются, поскольку правового значения не имеют.
С учетом установленных обстоятельств, а именно документов технического учета нежилое помещение с кадастровым номером N предназначено для размещения объекта общественного питания и правомерно в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ включено в оспариваемые Перечни на 2020-2023 годы, оснований для удовлетворения заявленных требований судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление В.Х.Т. об оспаривании нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта в части включения помещения с кадастровым номером N оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 01.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 ноября 2023 г. N 3а-1956/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника