Бухгалтерия чужими руками
Выбирай - не хочу
"За" и "против"
Как подстраховаться
Журналы и сайты в Интернете пестрят объявлениями: "Оказываем услуги по ведению бухгалтерского учета. Все проблемы, связанные с отчетностью и общением с налоговыми инспекторами, возьмем на себя". Что же скрывается за столь заманчивыми заголовками?
Предложения взять на себя все заботы бухгалтера появились на российском рынке со времен перестройки. Называют их сейчас по-разному: абонентское бухгалтерское обслуживание, дистанционная бухгалтерия и даже аутсорсинг. Хотя спрос на такие услуги в основном возникает у фирм без штата бухгалтерии, в некоторых случаях они будут полезны и вам.
Воспользоваться такими услугами могут бухгалтеры фирм, которые хотят оставить за собой функции исключительно главбуха. Всю остальную работу будут делать сотрудники обслуживающей конторы. На самом деле это удобно. К примеру, вы только собираете "первичку" и оформляете отчетность по данным, представленным другими специалистами, учить которых не надо. Более того. Если вы пришли на новую фирму с большим документооборотом, подумайте, что вам лучше и выгоднее: заниматься поиском дополнительных сотрудников или привлечь стороннюю организацию. Тем более что зарплата одного-двух своих бухгалтеров сравнима с ценами на "интеллектуальные" услуги.
При этом, если руководитель принял решение отдать всю бухгалтерию посторонним, без бухгалтера ему все равно не обойтись. Ведь в любом случае надо собирать "первичку", следить за правильностью ее заполнения, работать с банком. Вряд ли перспектива все это делать самому порадует его. К тому же всегда полезно иметь рядом человека, который бы разбирался в бухгалтерии и держал руку на пульсе.
Выбирай - не хочу
Предлагающих вести бухучет довольно много - это юридические, консалтинговые и аудиторские конторы. Лицензия на эти услуги не нужна. Нужны клиенты.
Очевидно, что главным критерием для выбора обслуживающей фирмы является соотношение "цена - качество". Если узнать цену "интеллектуальных" услуг довольно просто, то их качество сразу определить не удастся.
Дадим пару простых советов.
Прежде всего ориентируйтесь на отзывы клиентов, а лучше - своих хороших знакомых. Если таких отзывов нет, то выбирайте компанию, о которой вы слышали. Желательно, чтобы эта услуга стояла у фирмы на "конвейере". Поэтому поинтересуйтесь, как давно фирма занимается ведением учета, сколько специалистов в ней работают, какое количество клиентов она обслуживает. Чем их больше, тем лучше. Также попросите телефоны клиентов, узнайте, довольны ли они их работой. Это нормально. Если фирма надежная и с опытом, ей бояться нечего.
"За" и "против"
Заключив договор на ведение бухучета, фирме не понадобится штат бухгалтеров. Да и главбух фирмы сможет заняться более полезными и нужными вещами, нежели контролем за работой своих подчиненных. Например, планированием себестоимости, разработкой бизнес-плана, анализом доходов и расходов, подготовкой финансовых отчетов. Давайте оценим экономию.
Итак, фирма не будет тратить деньги на оргтехнику, компьютерные программы, мебель для отдела бухгалтерии, обучение для повышения квалификации сотрудников. Значит, и расходов по обслуживанию всего этого не возникнет. Да и само помещение будет не нужно. К тому же организация сэкономит на едином социальном налоге с целого бухгалтерского штата. Работать сторонняя бухгалтерия будет без отпусков, отгулов и больничных. А затраты по ведению бухгалтерского учета фирма включит в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль. Да еще и НДС с этих услуг возместит.
Что касается качества оказываемых услуг - это вопрос неоднозначный. Вести учет на вашей фирме могут поручить как грамотному специалисту, так и работнику на испытательном сроке. Если услуга по ведению бухучета поставлена на "широкую ногу", то все возникающие спорные вопросы специалисты решают сообща. Чего не скажешь о штатных бухгалтерах, которые принимают решения в одиночку на свой страх и риск. К тому же не стоит забывать, что за бухучет исполнитель возьмется в любой удобный момент, когда у фирмы в этом возникнет необходимость. А это дает возможность сэкономить время на поиске подходящего штата бухгалтеров и вводе их в курс дела.
Цены на услуги аутсорсинговых фирм зависят от количества документов, которые необходимо обрабатывать. Естественно, сыграет свою роль и ее престиж.
В среднем цены по ведению абонентского бухгалтерского обслуживания по Москве колеблются от 150 (за нулевой баланс) до 2100 долларов США (обработка до 1000 документов) в месяц.
Как подстраховаться
Бухгалтеров беспокоит то, что однажды придут налоговики и насчитают штрафы и пени. А платить придется ни в чем не виновной фирме. Чтобы получить какую-то уверенность в том, что, наделав ошибок, фирма не улизнет от ответственности, повнимательнее прочитайте пункт договора "Ответственность сторон". Обычно там указано, что "за неисполнение или некачественное выполнение услуг по своей вине исполнитель несет полную ответственность в размере причиненного ущерба. Заказчик в свою очередь имеет право потребовать возмещения понесенных трат по вине исполнителя". Если такие условия в договоре соблюдены, считайте, что часть дела сделана. Остается попросить включить в договор фразу о том, что "в случае обнаружения ошибок по вине исполнителя он будет обязан возместить ущерб, оцененный налоговой инспекцией в сумме штрафов и пеней".
Однако, как сказала налоговый консультант ЗАО "Госросаудит" И. Крамченко: "На самом деле вопрос с ответственностью намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Дело в том, что налоговая инспекция штрафует по спорным вопросам: не включили некоторые суммы в доход или якобы необоснованно завысили расходы фирмы и т. д.". Таким образом, за любые "проколы" аутсорсинговой фирмы ответственность перед налоговыми инспекторами будет нести исключительно ваша фирма.
Самым сложным будет доказательство, что именно по вине "внештатной бухгалтерии" фирму оштрафовали. Для этого необходимо четко следить за передачей на обработку и сохранностью "первички". Когда вы будете ее отдавать, оформляйте акты приема-передачи. Это необходимо, чтобы подтвердить соблюдение всех сроков передачи документов, их достоверность и при необходимости потребовать возмещения убытков с виновника.
С. Демчева,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.