Инвентаризация облаков
Операцию назначим на завтра
"Честная" и "нечестная" инвентаризация
А если вообще ее не проводить
Как оформить результаты
Слово "инвентаризация" у любого бухгалтера вызывает только негативные эмоции: многочисленные столы, стулья, скрепки, папки и карандаши. Но ведь можно ее не проводить.
Вот и подходит к концу очередной финансовый год. На фирмах бухгалтеры с неохотой начинают задумываться об инвентаризации. Они знают, что процедура эта утомительная, отнимает много сил и времени. В то же время узнать, каким имуществом фактически фирма располагает, обязывает закон.
Операцию назначим на завтра
Как часто проводить инвентаризацию, фирма решает самостоятельно, в зависимости от своей специфики деятельности. Однако раз в год сделать это надо в обязательном порядке - перед составлением годовой отчетности. Основные же средства можно подсчитывать еще реже - один раз в три года.
Помимо этого есть также случаи, когда инвентаризацию должны проводить независимо от того, когда она была в последний раз. Они перечислены в законе о бухучете (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ), в частности:
- имущество сдается в аренду или продается;
- обнаружено, что часть имущества украдена или пострадала в результате стихийного бедствия;
- меняются ответственные за имущество работники;
- фирма реорганизуется или ликвидируется.
"Честная" и "нечестная" инвентаризация
Как нужно проводить инвентаризацию, написано в методичке, утвержденной приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. На фирме создают комиссию из нескольких человек. Ее состав утверждает руководитель.
Однако практика показывает, что в большинстве случаев к инвентаризации подходят формально. То есть заполняют, как положено, все необходимые инвентаризационные описи, но не на основании непосредственного подсчета товаров или материалов на складе, а используя данные бухгалтерского учета. "Заведующая обязала меня провести инвентаризацию на нашем предприятии, - рассказывает Светлана Васильева, главный бухгалтер подмосковного детского сада. - Зачем мне ходить по группам и подсчитывать столы и стулья, тратя время, когда все данные об имуществе есть у меня в бухгалтерской программе".
Многие бухгалтерские программы позволяют составить инвентаризационные ведомости автоматически. Для правдоподобности достаточно указать небольшую разницу между фактическим количеством и данными бухучета. Лучше выявить излишки, так как по этому факту фирме нет необходимости проводить расследование и находить виновных.
А если вообще ее не проводить
А что же будет той фирме, которая даже формально инвентаризацию своего имущества не проводит? Единственная санкция, которую налоговики могут применить за отсутствие инвентаризационного акта или описи, - штраф (ст.126 НК РФ), то есть 50 рублей за каждый отсутствующий документ. Но помните: проверяющие имеют право провести инвентаризацию самостоятельно. И если у фирмы на складе обнаружат излишки, то к ней будут применены другие санкции. К примеру, за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения по налогу на имущество. А это уже не менее 15 000 рублей (ст.120 НК РФ).
Хотя на практике свое право проводить инвентаризацию мытари реализуют крайне редко. Исключение составляют случаи, когда проверяют производителей и продавцов алкогольной продукции. В этом случае наличие излишков или недостача продукции может за собой повлечь отзыв лицензии, а для руководителя - уголовную ответственность.
Как оформить результаты
Все результаты инвентаризации нужно оформить первичными документами - актами или описями. Их формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Если, инвентаризируя имущество, фирма обнаружила излишки, то их нужно оприходовать по дебету счетов, на которых учитываются товарно-материальные ценности в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы".
В налоговом учете сумму излишков включают в состав внереализационных доходов (ст.250 НК РФ). Таким образом, излишки увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль.
Если же комиссия выявила недостачу, то в налоговом учете ее сумму в пределах норм естественной убыли включают в состав материальных расходов. Однако эти нормы до сих пор не утверждены. Поэтому недостачу должен компенсировать виновный работник. Если же виновный не установлен, то всю сумму недостачи можно включить в состав внереализационных расходов. Однако для этого у фирмы должен быть документ, полученный у "уполномоченного органа государственной власти" (п.2 ст.265 НК РФ): из милиции, прокуратуры или суда. Иначе сумму недостачи фирме придется списать за счет собственных средств.
В бухгалтерском учете выявленную недостачу сначала нужно отразить по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счетов учета товарно-материальных ценностей. Затем эту сумму относят за счет виновных лиц. Если же виновник не найден или же суд отказал во взыскании, то пропажу списывают на убытки.
Но еще недостача может возникнуть и в результате чрезвычайных событий, таких как пожар или наводнение. Тогда эту сумму относят в дебет счета 99 "Прибыли и убытки".
Пример
Комиссия ООО "Пассив", проведя инвентаризацию материалов, обнаружила недостачу пиломатериалов на сумму 40 000 руб.
В результате проведенного расследования установлено, что по вине работника склада пришел в негодность брус на сумму 3 000 руб. Остальная же часть материалов сгнила из-за того, что хранилась за территорией склада, в чем по решению суда не было вины кладовщика.
В учете были сделаны следующие проводки:
- 40 000 руб. - выявлена недостача пиломатериалов;
- 3000 руб. - часть суммы недостачи отнесена за счет виновного работника склада;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 94
- 37 000 руб. - остальная часть недостачи учтена в составе прочих расходов.
В налоговом учете сумма недостачи в размере 3 000 руб. также относится за счет виновного работника. Остальная же часть - 37 000 руб. - на основании решения суда включается в состав внереализационных расходов.
В. Федоров,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.