У нас распродажа
С приближением Нового года все чаще на радио, телевидении, уличных щитах встречаются фразы "Новогодняя распродажа", "Две вещи по цене одной" и т.д. А как учесть затраты на такое мероприятие и все эти продажи по сниженным ценам?
Многие фирмы к концу года проводят такие акции. Торгующие фирмы желают избавиться от залежавшегося товара и к новому году закупить более актуальные вещи. Ведь рынок не стоит на месте, вкусы потребителя стремительно меняются. Чтобы удержаться на плаву и постоянно повышать рентабельность продаж, фирмы должны предлагать покупателям самые "продвинутые" товары.
Идея распродаж - это не только хорошая реклама, но и тонко продуманный ход менеджеров. Устраивая массовую "ликвидацию" товара, фирма привлекает своими ценами большое количество покупателей, любителей все купить по дешевке. Вместе с тем эта акция приносит фирме немалые деньги, ведь "под шумок" раскупаются совсем, казалось бы, никому ненужные вещи или товар с почти законченным сроком годности.
Особенно повезет фирмам, чья продукция подойдет в качестве новогоднего подарка. Для пущей "мишуры" фирмы красиво оформляют упаковку, надписывают новогодние поздравления на коробках и т. д. В общем, выгода в таких мероприятиях немалая.
Бухгалтеру важно другое: как учесть расходы на распродажу, отразить подарки и скидки, а также минимизировать налоги?
Расходы на рекламу
Распродажа непосредственно связана с рекламой товара. Поэтому большинство расходов на проведение этой акции можно будет учесть как рекламные и уменьшить на них облагаемую прибыль (п.4 ст.264 НК РФ). Правда, с таких расходов придется заплатить налог на рекламу. Сумму этого налога также учитывают при налогообложении.
Однако бухгалтеру нужно четко определить, какие расходы фирмы будут являться рекламой, а какие - нет. Реклама - это любая информация о товарах (работах, услугах), предназначенная для неопределенного круга лиц, которая способствует продаже этого товара (работ, услуг). Если выполняются эти три требования, значит, все затраты по распродаже можно признать рекламными.
Итак, давайте разберемся, что можно включить в эту статью затрат.
Первым делом нужно определить, каким образом фирма решает привлекать покупателей. Если продавец рассказывает о своих товарах, ценах и адресе магазина по радио, телевидению и т. д., то деньги, израсходованные на эти цели, будут учитываться в составе рекламных расходов. Причем уменьшать налогооблагаемую прибыль они будут в полном объеме. То же самое относится и к деньгам, потраченным на оформление торговых витрин.
А что делать, если витрину магазин оформляет собственным товаром? В этой ситуации бухгалтер может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму уценки товара, находящегося на витрине. Для этого необходимо оформить акт о том, что у товара, были частично или полностью потеряны потребительские свойства, так как долгое время он находился на витрине. Сумма уценки товаров тоже будет относиться к рекламным расходам.
Если у торговца витрины нет, то списать те же расходы можно будет, организовав демонстрационный зал. В таком зале должны быть выставлены образцы видов продукции с ценами и качественными характеристиками, работать консультанты и продавцы. Конечно, эти условия сейчас выполняют практически в каждом магазине. Однако если вы документально не подтвердите организацию демонстрационного зала, то налоговики не согласятся с рекламным характером таких расходов. Чтобы этого избежать, достаточно оформить распоряжение директора об организации на какой-то период демзала, указать ответственных лиц за оформление и проведение выставки-продажи. В этом случае фирма сможет учесть в расходах сумму уценки некоторых товаров, находящихся в зале, и при этом продать товар по сниженной цене.
Проверить, было ли действительно организовано такое мероприятие или нет, налоговой не удастся. Так как проверять обоснованность включения декабрьских затрат она сможет только после сдачи годовой декларации по налогу на прибыль, то есть не раньше конца марта 2004 года. К тому времени все распродажи давным-давно закончатся, и инспекторам придется довольствоваться лишь вашими оправдательными документами.
Пример 1
ЗАО "Тепло" торгует электроприборами. По распоряжению директора фирма оформила демонстрационный зал. Расходы по оформлению составили 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.). Бухгалтер фирмы сделал записи:
- 10 000 руб. (12 000 - 2000) - отражены расходы на оформление зала;
- 2000 руб. - учтен НДС с расходов на оформление;
- 12 000 руб. - оплачены расходы на оформление;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 2000 руб. - принят к вычету НДС.
Предположим, покупная себестоимость товаров, выставленных в зал, составила 10 000 руб. В декабре руководитель решил уценить все товары и продать их по сниженной цене. Для этого был оформлен акт. В документе указано, что товары уцениваются на 5000 руб. в связи с потерей ими товарного вида.
Уценку товаров бухгалтер отразил записью:
- 5000 руб. - уценены товары.
Сумма рекламных расходов "Тепло" составит 15 000 руб. (10 000 + 5000). Эту сумму бухгалтер может полностью учесть при налогообложении прибыли.
В дальнейшем уцененный товар, потерявший потребительские свойства, вы можете продать по любой цене, а по остальным товарам - предоставить покупателям скидку. Однако нужно помнить, что сумма скидки не должна превышать 20 процентов их рыночной цены! В противном случае инспекторы могут пересчитать налоги исходя из тех цен, по которым вы продавали товары ранее.
А на оформлении товаров экономить не стоит. Расходные материалы, связанные с их упаковкой, полностью уменьшают налоговую прибыль (подп.2 п.1 ст.254 НК РФ).
Получите подарок!
Затраты на подарки тоже лучше оформить как рекламные расходы. Для этого необходимо письменно оформить план проведения рекламной акции. В нем следует расписать, при каких условиях покупатель получает тот или иной подарок (за выигранный конкурс, как сотый покупатель за день и т. д.), а также указать количество и стоимость подарков.
Расходы по выдаче призов и подарков в рекламных целях учитывают при налогообложении прибыли в пределах 1 процента от выручки (без НДС). Как правило, в торговых организациях этой суммы достаточно, чтобы покрыть все затраты.
Если стоимость подарков не превышает норматив, то сумму НДС по ним можно полностью принять к вычету. Если превышает, то налог со сверхнормативных расходов нужно списать за счет собственных средств фирмы.
Пример 2
ООО "Сигма" торгует парфюмерией. В декабре фирма решила провести рекламную акцию с выдачей подарков. Руководство фирмы оформило план мероприятия. В процессе рекламной акции были выданы призы, покупная стоимость которых составила 48 000 руб. (в том числе НДС - 8000 руб.).
Приобретение и выдачу подарков бухгалтер отразил записями:
- 40 000 руб. - оприходованы призы;
- 8000 руб. - учтен НДС по призам;
- 48 000 руб. - оплачены призы;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 8000 руб. - принят к вычету НДС;
- 40 000 руб. - выданы призы покупателям.
Предположим, что выручка фирмы за 2003 года составила 3 000 000 руб. Расходы по выдаче подарков учитываются при налогообложении прибыли в пределах:
3 000 000 руб. x 1% = 30 000 руб.
Сумма НДС, которую можно принять к вычету, составит 6000 руб. (30 000 руб. x 20%).
Сумма НДС, которую надо списать за счет средств фирмы, составит 2000 руб. (8000 - 6000). Бухгалтер "Сигмы" должен сделать запись:
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 2000 руб. - восстановлен НДС по призам, ранее принятый к налоговому вычету.
Е. Озерская,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.