г. Краснодар |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А32-55489/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Метрикс-Суворов"" (ИНН 2311301558, ОГРН 1202300009086) - Соколова В.А. (доверенность от 01.03.2021), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (ИНН 2356009874, ОГРН 1032331326191), третьих лиц - Зубреевой Анастасии Федоровны, администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района (ИНН 2356044276, ОГРН 1052331330556), департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772), общества с ограниченной ответственностью "Алькасар" (ИНН 2311181836, ОГРН 1142311018530), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А32-55489/2021, установил следующее.
"Специализированный застройщик "Метрикс-Суворов"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 13.11.2020 N 1031 о прекращении действия разрешения на строительство от 27.12.2019 N 23 RU 23536101-81-2019 и об обязании администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению свобод и реализации законных интересов общества, восстановить данные права, свободы и законные интересы, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу суду и обществу.
Определением суда от 28.03.2022 произведена замена заинтересованного лица по данному делу: администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района на заинтересованное лицо - администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - администрация).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Зубреева Анастасия Федоровна, администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - департамент), общество с ограниченной ответственностью "Алькасар".
Решением суда от 18.05.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.07.2022, признано незаконным постановление администрации от 13.11.2020 N 1031 "О прекращении действия разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49" от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019" (далее - постановление N 1031), в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что неразмещение экспертной организацией сведений о выданном положительном заключении экспертизы проектной документации в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства не является в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отмены разрешения на строительство.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, разрешение на строительство от 27.12.2019 N 23-RU23536101-81-2019 выдано на основании заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 20.09.2019 N 23-2-1-3-0308-19, сведения о которой не внесены в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Письмом от 11.11.2020 департамент указал администрации на необходимость устранения нарушения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении указанного разрешения на строительство.
В отзывах на кассационную жалобу общество, Зубреева А.Ф., ООО "Алькасар" просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент, администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Зубреевой А.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3459 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка" и кадастровым номером 23:35:0531001:17, расположенный по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49.
На основании договора аренды от 20.02.2020 N 1 земельный участок с кадастровым номером 23:35:0531001:17 и расположенные на нем нежилые здания с кадастровыми номерами 23:35:0531001:60 и 23:35:0530008:110 переданы в аренду обществу на срок до 31.12.2023.
Договор аренды от 20.02.2020 N 1 зарегистрирован Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 05.03.2020 (номер регистрации 23:35:0531001:60-23/033/2020-9).
Постановлением администрации от 12.07.2016 N 679 утвержден градостроительный план N 23536101-03724 земельного участка с кадастровым номером 23:35:0531001:17, согласно которому в качестве одного из условно разрешенных видов использования земельного участка предусмотрено размещение многоквартирных жилых домов этажностью не более 5 этажей; указаны следующие параметры разрешенного строительства: максимальная высота зданий не определена; для всех вспомогательных строений высота от уровня земли до верха плоской кровли - не более 4 м, до конька скатной кровли - не более 7 м; этажность не определена, площадь застройки - до 60%.
Постановлением администрации от 03.07.2015 N 451 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:35:0531001:17 - "многоквартирные жилые дома этажностью не более 5 этажей".
По проектной документации многоквартирного жилого дома по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49, разработанной в сентябре 2019 года индивидуальным предпринимателем Гаспаряном А.В., и инженерным изысканиям, выполненным в марте 2019 года, получено положительное заключение экспертизы от 20.09.2019 N 23-2-1-3-0308-19, выданное ООО "Коин-С", согласно которому строящееся жилое здание соответствует требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, ГОСТ, СНиП, не несет угрозы жизни и здоровью граждан.
27 декабря 2019 года администрация выдала ООО "Алькасар" разрешение N 23-RU23536101-81-2019 на строительство на земельном участке с кадастровым номером 23:35:0531001:17 объекта капитального строительства - "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49" общей площадью 6996,04 кв. м, количество этажей - 6, количество подземных этажей - 1, площадь застройки - 1660,89 кв. м, количество квартир - 60, сроком действия до 27.12.2022.
В связи с внесением изменений в проектную документацию 13.05.2020 ООО "КОИН-С" по заявлению общества на многоквартирный жилой дом по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49, выдано положительное заключение экспертизы N 23-2-1-2-016920-2020. Экспертиза опубликована на сайте Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства 13.05.2020. Указанное обстоятельство подтверждено карточкой раздела Реестра заключения экспертизы N 23-2-1-2-016920-2020.
На основании заявления общества и внесенных в проектную документацию изменений Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район внесло изменения в разрешение на строительство от 27.12.2019 N 23-RU23536101-81-2019 в пункте 2 (наименование организации, выдавшей положительное заключение экспертизы проектной документации - ООО "Коин-С", дата и номер выдачи заключения - от 13.05.2020 N 23-2-1-2-016920-2020), а также в пункте 4 (наименование объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49, общая площадь - 7061,03 кв. м, объем - 24703,75 куб. м, количество этажей - 6, количество подземных этажей - 1, площадь застройки - 1672,90 кв. м, количество квартир - 68).
25 мая 2020 года общество подало заявление N 1213 о внесении изменений в разрешение на строительство от 27.12.2019 N 23-RU23536101-81-2019 в части указания лица, которому выдано данное разрешение.
27 мая 2020 года Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район внесло соответствующие изменения: строка "Кому" изложена в новой редакции "Обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Метрикс-Суворов"".
02 декабря 2020 года на многоквартирный жилой дом по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49, ООО "СПЕЦЭКСПЕРТСТРОЙ" выдало положительное заключение экспертизы N 23-2-1-3-061262-2020, которое опубликовано на сайте Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства 02.12.2020, что подтверждено карточкой раздела заключения экспертизы N 23-2-1-3-061262-2020.
Постановлением N 1031 действие разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ул. Октябрьская, 49" от 27.12.2019 N 23- RU 23536101-81-2019 прекращено.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило постановление N 1031 в арбитражном суде.
Суды обоснованно признали незаконным постановление N 1031, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Как предусмотрено частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 51 Кодекса. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Кодекса в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В силу части 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.
С июля 2018 года осуществляется ведение Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, оператором которого Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определило ФАУ "Главгосэкспертиза России" (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.05.2018 N 23694-ХН/08).
Невнесение в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства сведений о выданном ООО "Коин-С" положительном заключении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 20.09.2019 N 23-2-1-3-0308-19 послужило основанием для принятия администрацией постановления от 13.11.2020 N 1031 о прекращении действия разрешения на строительство от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019.
Данное основание для прекращения действия разрешения на строительство суды признали недостаточным и противоречащим градостроительному законодательству Российской Федерации.
В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, администрация вправе была принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) разрешения на строительство от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019 при наличии хотя бы одного из перечисленных в части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований.
Вместе с тем, суды установили отсутствие указанных в части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований для принятия решения о прекращении действия (аннулировании, отмене) разрешения на строительство от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019, что подтверждает незаконность принятого администрацией постановления об отмене ранее выданного застройщику разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49.
При этом суды учли, что постановлениям Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, от 16.02.2008 N 87, от 24.07.2017 N 878, от 25.12.2017 N 1630, от 21.03.2019 N 296, частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по изготовлению экспертного заключения на проект, размещение экспертного заключения и взаимодействие с государственным реестром заключений возложена на экспертное учреждение, а не на застройщика земельного участка. Неразмещение экспертной организацией сведений о выданном положительном заключении экспертизы проектной документации в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства не является в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отмены разрешения на строительство.
Суды установили, что в целях исполнения договора аренды от 20.02.2020 N 1 и на основании разрешения на строительство от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019 общество приступило к производству строительных работ согласно виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:35:0531001:17.
Суды установили, что общество надлежаще исполнило обязательства по составлению технических экспертиз в отношении объекта строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49. В свою очередь, администрация не представила доказательства нарушения обществом при строительстве объекта строительных и градостроительных норм, повлекших угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах и на основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц и правильного применения норм права суды сделали верный вывод о несоответствии нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации постановления администрации от 13.11.2020 N 1031 "О прекращении действия разрешения на строительство "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49" от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019".
Кроме того, как пояснил представитель общества в суде кассационной инстанции со ссылкой на представленное на обозрение суда разрешение на строительство от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019, действие данного разрешения 02.09.2022 продлено до 01.09.2025.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А32-55489/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, администрация вправе была принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) разрешения на строительство от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019 при наличии хотя бы одного из перечисленных в части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований.
Вместе с тем, суды установили отсутствие указанных в части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований для принятия решения о прекращении действия (аннулировании, отмене) разрешения на строительство от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019, что подтверждает незаконность принятого администрацией постановления об отмене ранее выданного застройщику разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49.
При этом суды учли, что постановлениям Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, от 16.02.2008 N 87, от 24.07.2017 N 878, от 25.12.2017 N 1630, от 21.03.2019 N 296, частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по изготовлению экспертного заключения на проект, размещение экспертного заключения и взаимодействие с государственным реестром заключений возложена на экспертное учреждение, а не на застройщика земельного участка. Неразмещение экспертной организацией сведений о выданном положительном заключении экспертизы проектной документации в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства не является в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отмены разрешения на строительство.
...
Суды установили, что общество надлежаще исполнило обязательства по составлению технических экспертиз в отношении объекта строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49. В свою очередь, администрация не представила доказательства нарушения обществом при строительстве объекта строительных и градостроительных норм, повлекших угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах и на основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц и правильного применения норм права суды сделали верный вывод о несоответствии нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации постановления администрации от 13.11.2020 N 1031 "О прекращении действия разрешения на строительство "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Октябрьская, 49" от 27.12.2019 N 23-RU 23536101-81-2019"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2022 г. N Ф08-9803/22 по делу N А32-55489/2021