На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 04.08.2023 г. N 02/1942 "Об утверждении Концепции формирования и развития инженерной культуры обучающихся Челябинской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые дорожную карту реализации Концепции формирования и развития инженерной культуры обучающихся в Челябинской области на 2024 учебный год и план реализации концепции формирования и развития инженерной культуры обучающихся в Челябинской области на 2024 год.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Исполняющий обязанности Министра |
E.A. Коузова |
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 13 декабря 2023 г. N 02/2942
Дорожная карта
реализации Концепции формирования и развития инженерной культуры обучающихся в Челябинской области
на 2024 учебный год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственный исполнитель/ соисполнители |
Ожидаемый результат |
1. |
Актуализация нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение Концепции формирования и развития инженерной культуры обучающихся в Челябинской области (далее - Концепция) |
Январь - февраль |
Муниципальные органы управления образования (далее - МОУО), образовательные организации Челябинской области (далее - ОО) |
Нормативно-правовые акты, регламентирующие внедрение Концепции |
2. |
Разработка и утверждение планов мероприятий по реализации Концепции на муниципальном уровне |
Январь - февраль |
МОУО |
Определение ключевых мероприятий плана реализации Концепции |
3. |
Разработка и утверждение планов мероприятий по реализации Концепции на уровне образовательных организаций |
Январь - февраль |
ОО |
Определение ключевых мероприятий плана реализации Концепции |
4. |
Создание рабочих групп по реализации Концепции |
Январь - февраль |
ОО |
Формирование рабочих групп по реализации Концепции |
5. |
Создание и обеспечение функционирования системы подготовки и непрерывного повышения квалификации управленческих и педагогических кадров по реализации углубленного изучения учебных предметов и дополнительного образования инженерной направленности |
Февраль - май |
МОУО, ГБУДПО "Челябинский институт развития образования" (далее - ГБУ ДПО ЧИРО), ГБУДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (далее - ГБУ ДПО ЧИППКРО) |
Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, в том числе модульных курсов инженерной направленности для педагогических работников |
6. |
Организация методической поддержки образовательных организаций, реализующих программы учебных предметов (математика, физика, химия, биология, информатика) на углубленном уровне и дополнительных общеобразовательных программ инженерной направленности |
Февраль - май |
ГБУ ДПО ЧИРО, ГБУДПО ЧИППКРО |
Разработка методических рекомендаций реализации рабочих программ учебных предметов на углубленном уровне и курсов инженерной направленности |
7. |
Информирование общественности о возможностях организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, в средствах массовой информации |
Ежеквартально |
МОУО |
Размещение информации на сайтах образовательных организаций |
8. |
Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ для формирования компонентов инженерной культуры |
В течение года |
ОО |
Дополнительные общеобразовательные программы инженерной направленности |
9. |
Вовлечение обучающихся общеобразовательных организаций в научно-техническое творчество в рамках реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ |
В течение года |
ОО |
Увеличение доли обучающихся - участников конкурсов инженерной направленности |
10. |
Утверждение перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий регионального значения инженерной направленности |
Январь - февраль |
Министерство образования и науки Челябинской области (далее - Министерство) |
Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий регионального значения инженерной направленности |
11. |
Организация и проведение региональных этапов всероссийских конкурсов (согласно плану работы Министерства на 2024 год) |
Март - декабрь |
Министерство |
Увеличение доли обучающихся - участников конкурсов инженерной направленности |
12. |
Организация методических мероприятий с привлечением научных сотрудников ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет" (далее - ЮУрГУ), ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" (далее - МГТУ), ГБУ ДПО ЧИППКРО для педагогов дополнительного образования технической направленности (семинары, вебинары, образовательные интенсивы) |
В течение года |
ОО, ЮУрГУ (по согласованию), МГТУ (по согласованию), ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО ЧИРО |
Совершенствование компетенций педагогов по реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ |
13. |
Выявление и распространение лучших практик по формированию и развитию инженерной культуры |
Ноябрь - декабрь |
ОО, ЮУрГУ (по согласованию), МГТУ (по согласованию), ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО ЧИРО |
Создание регионального репозитория лучших практик по формированию и развитию инженерной культуры |
14. |
Распространение опыта по реализации Концепции |
Ноябрь |
ОО, ЮУрГУ (по согласованию), МГТУ (по согласованию), ГБУ ДПО ЧИППКРО |
Разработка учебного пособия содержащего практико-ориентированные задания инженерной направленности по физике, химии, биологии, информатике, математике |
15. |
Мониторинг исполнения плана мероприятий по реализации Концепции |
Ноябрь - декабрь |
Министерство, МОУО |
Представление аналитической информации по реализации Концепции в 2024 году |
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 13 декабря 2023 г. N 02/2942
Примерный план
реализации Концепции формирования и развития инженерной культуры обучающихся в Челябинской области
на 2024 учебный год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственный/ соисполнители |
Ожидаемый результат |
1. Образовательные организации, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ общего образования | ||||
1.1. |
Отбор и реализация игровых практик для ознакомления обучающихся с профессиями инженерной направленности |
Январь - декабрь |
Заведующие дошкольных образовательных учреждений, методисты |
Банк игровых практик для ознакомления обучающихся с профессиями инженерной направленности |
1.2. |
Организация мониторинговых исследований обучающихся начального и основного общего образования для выявления склонностей и способностей к изучению математики и предметов естественно-научного цикла, а также интереса к инженерным специальностям |
Январь |
Заместители директора по учебно-воспитательной работе, психологическая служба |
Формирование реестра обучающихся, имеющих потенциал к изучению математики и естественно-научных предметов, проявляющих интерес к инженерным специальностям |
1.3. |
Разработка и реализация модулей учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, ориентированных на формирование у обучающихся начальных представлений об инженерных профессиях |
Апрель - май |
Руководители образовательных организаций (далее - руководители ОО) |
Формирование у обучающихся начальных представлений об инженерных профессиях |
1.4. |
Организация экскурсий в музеи и выставки, демонстрирующие объекты инженерной деятельности прошлого и настоящего, включая школьный музей |
Январь - декабрь |
Руководители ОО, классные руководители |
Формирование у обучающихся интереса к продуктам инженерной деятельности |
1.5. |
Организация просветительской деятельности инженерной направленности, в том числе с использованием ресурсов региональной инновационной инфраструктуры, созданной в рамках Национального проекта "Образование" (центры образования естественнонаучной и технологической направленности "Точка роста". технопарки "Кванториум" и центры "IT-куб"), а также школьных информационно-библиотечных центров |
Январь - декабрь |
Руководители ОО |
Формирование у обучающихся интереса к продуктам инженерной деятельности |
1.6. |
Реализация рабочих программ учебных предметов по математике и предметам естественнонаучного цикла на углубленном уровне на уровне основного общего и среднего общего образования |
Январь - декабрь |
Руководители ОО, педагогические работники |
Повышение качества математического и естественнонаучного образования |
1.7. |
Создание условий для практической реализации инвариантных модулей учебного предмета "Технология": "Компьютерная графика и черчение", "3D прототипирование и макетирование", "Робототехника" на уровне основного общего образования |
Январь - ноябрь |
Руководители ОО |
Формирование графического и проектно-конструкторского компонентов основ инженерной культуры |
1.8. |
Разработка и реализация программ элективных и факультативных курсов и курсов внеурочной деятельности по математике и естественнонаучным предметам инженерной направленности на уровне основного общего и среднего общего образования, в том числе с организацией экскурсий на высокотехнологичные промышленные предприятия Челябинской области |
Апрель - май |
Руководители ОО, методисты, педагогические работники |
Интеграция школьных учебных предметов в единое актуальное знание об инженерно-технической деятельности |
1.9. |
Комплектование библиотечного фонда общеобразовательных организаций Челябинской области научными и научно-популярными изданиями с целью информационного научно-методического сопровождения проектной и учебно-исследовательской деятельности инженерной направленности |
Январь - декабрь |
Руководители ОО |
Формирование информационно-коммуникационного компонента основ инженерной культуры |
1.10. |
Реализация моделей наставничества "ученик - учитель" по формированию инженерной культуры обучающихся Челябинской области, в том числе на основе проектной деятельности |
Январь - декабрь |
Руководители ОО |
Формирование технических компетенций, овладение soft и hard компетенциями, направленными на решение технических задач. Развитие навыков проектной деятельности |
1.11. |
Организация профориентационных мероприятий инженерной направленности в рамках проекта "Профориентационный минимум" и проекта "Билет в будущее", в том числе проведение мастер-классов, профессиональных проб, дни открытых дверей ВУЗов |
Январь - декабрь |
Руководители ОО, методисты, классные руководители |
Подготовка обучающихся к профессиональному самоопределению, выбору инженерных профессий |
1.12. |
Организация и проведение профильных смен, онлайн-курсов и образовательных интенсивов по подготовке к государственной итоговой аттестации по математике (профильный уровень) и предметам естественно-научной направленности |
Январь - декабрь |
Руководители ОО, методисты, педагогические работники |
Повышение качества математического и естественнонаучного образования. Формирование и развитие когнитивно-технологического блока основ инженерной культуры |
1.13. |
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности инженерной направленности |
Январь - декабрь |
Педагогические работники |
Развитие навыков проектной деятельности |
1.14. |
Проведение родительского собрания "Инженер будущего" |
Сентябрь 2023, сентябрь 2024 |
Руководители ОО, методисты, педагогические работники |
Повышение психолого-педагогической компетентности и просвещение родителей в период профессионального самоопределения обучающихся |
2. Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы | ||||
2.1. |
Реализация программ технической и естественно-научной направленности |
Январь - декабрь |
Педагоги дополнительного образования |
Формирование технических компетенций, овладение soft и hard компетенциями, направленными на решение технических задач. Развитие навыков проектной деятельности |
2.2. |
Организация работы по техническому творчеству, в том числе открытие кружков на базе школ ИКАР, по начальному моделированию, беспилотных летательных аппаратов, судомоделирование на Arduino и т.д. |
Январь - декабрь |
Педагоги дополнительного образования |
Формирование технических компетенций, овладение soft и hard компетенциями, направленными на решение технических задач. Развитие навыков проектной деятельности |
2.3. |
Организация и проведение профильных смен, онлайн-курсов и образовательных интенсивов по подготовке к государственной итоговой аттестации и олимпиадам, интеллектуальным конкурсам по математике (профильный уровень) и предметам естественнонаучной направленности ведущими специалистами высших учебных заведений Челябинской области и Российской Федерации |
Январь - декабрь |
ГБУ ДО "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области "Курчатов Центр" (далее - ГБУ ДО "Курчатов центр") |
Повышение качества математического и естественнонаучного образования. Формирование и развитие когнитивно-технологического блока основ инженерной культуры |
2.4. |
Организация и проведение образовательных событий конкурсов, хакатонов инженерной направленности на региональном, муниципальном уровне |
Январь - декабрь |
ГБУ ДО "Курчатов центр", руководители учреждений дополнительного образования |
Формирование технических компетенций, овладение soft и hard компетенциями, направленными на решение технических задач. |
2.5. |
Организация проектной и научно-исследовательской деятельности школьников: - "Ярмарка проектов": презентация проектов "Сириус.Лето" от индустриальных и научных партнеров; - Всероссийская образовательная инициатива "Сириус. Лето: начни свой проект": подача заявок и выбор проекта школьниками региона; - Всероссийская образовательная инициатива "Сириус. Лето: начни свой проект": проектная смена в ДОЛ "Лесная застава"; - Конкурс научно-технологических проектов "Большие вызовы" |
Ноябрь |
ГБУ ДО "Курчатов центр", ОО, ФГАОУ ВО "Южно-Уральский государственный университет" (далее - ЮУрГУ) (по согласованию), ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" (по согласованию) (далее - ФГБОУ ВО "МГТУ"), индустриальный партнер, школа |
Формирование интереса к инженерной деятельности, развитие у обучающихся компетенций, необходимых для последующего получения инженерного образования в ВУЗе |
2.6. |
Вовлечение обучающихся в профориентационное конкурсное движение "Инженерные кадры России" |
Январь - декабрь |
ГБУ ДО "Дом юношеского технического творчества Челябинской области" (далее - ГБУ ДО "ДЮТТ Челябинской области") |
Формирование интереса к инженерной деятельности, развитие у учащихся компетенций, необходимых для последующего получения инженерного образования в ВУЗе |
2.7. |
Приглашение на "Инженерные встречи" с лидерами общественного мнения в ГБУ ДО "ДЮТТ" и его структурные подразделения |
Январь - декабрь |
ГБУ ДО "ДЮТТ Челябинской области" |
Знакомство с корпоративной культурой предприятий реального сектора экономики Челябинской области. |
3. Образовательные учреждения высшего образования и индустриальные партнеры | ||||
3.1. |
Экспертиза основных общеобразовательных программ учебных предметов математического и естественнонаучного циклов, направленных на инженерную подготовку |
Сентябрь 2024 |
ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "Челябинский институт развития образования" (далее - ГБУ ДПО "ЧИРО"), ЮУрГУ (по согласованию), ФГБОУ ВО "МГТУ" (по согласованию) |
Повышение среднего бала ГИА по математике, физике, информатике. Увеличение количества школьников, сдающих физику, математику, информатику |
3.2. |
Организация профессиональных проб на базе вузов, создание пакета исследовательских и прикладных проектов |
Ноябрь 2024 |
ЮУрГУ (по согласованию), ФГБОУ ВО "МГТУ" (по согласованию) индустриальный партнер |
Интеграция школьных учебных предметов в единое актуальное знание об инженерно-технической деятельности |
3.3. |
Организация событийной исследовательской, проектной и конкурсной деятельностей, регионального уровня, в том числе федеральное окружное соревнование "Шаг в будущее" |
Январь - декабрь |
ЮУрГУ (по согласованию), ФГБОУ ВО "МГТУ" (по согласованию), индустриальный партнер |
Увеличение количества поступающих в региональные ВУЗы на инженерные специальности и педагогические по направлениям физика, математика, информатика. Эффективная вертикаль развития техно предпринимательств а: школа - вуз - производство |
3.4. |
Методическое и организационное обеспечение пула научно-образовательных событий, олимпиад в том числе цифровых: - профильная олимпиада "Звезда" и др. |
Октябрь декабрь |
ЮУрГУ (по согласованию) |
Выявления одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению Стимулирование для поступления в ЮУрГУ на инженерные направления |
3.5. |
Методическое и организационное обеспечение пула научно-образовательных событий, олимпиад, в том числе цифровых (профильная олимпиада "Звезда" и др.) |
Октябрь декабрь |
ЮУрГУ (по согласованию) |
Выявления одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению. Стимулирование для поступления в ЮУрГУ на инженерные направления |
3.6. |
Содействие в организации профильных смен, проведение инженерных смен и инженерных каникул с привлечением участников сетевого взаимодействия |
Январь - июнь |
ЮУрГУ (по согласованию), индустриальный партнер, ГБУ ДО "Курчатов центр" |
Повышение мотивации выбора школьниками актуальных для региона технических направлений подготовки |
3.7. |
Привлечение студентов передовых инженерных школ в качестве наставников технически ориентированных конкурсов, проектов, событий различных уровней |
Январь - декабрь |
ЮУрГУ (по согласованию), индустриальный партнер |
Выявления одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению |
3.8. |
Организация и проведение тематических вечеров и цикла занятий с обучающимися: - знакомство с инженерными направлениями подготовки ЮУрГУ и индустриальным партнером; - знакомство обучающихся с востребованными профессиями с учетом изменения запроса работодателей и новых требований к компетенциям специалистов; - знакомство с современными открытиями в области физики, информатики, математике и смежных дисциплинах |
Апрель - май |
ЮУрГУ (по согласованию), индустриальный партнер, ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "ЧИРО" |
Повышение мотивации выбора школьниками актуальных для региона технических направлений подготовки |
3.9. |
Экскурсионная деятельность индустриальных площадках предприятий - партнеров |
Январь - декабрь |
Индустриальный партнер |
Расширение об отрасли, помогают уяснить сущность профессии, познакомиться с научными основами производственного процесса, его технологией |
3.10. |
Встречи с представителями инженерных профессий, учеными, исследователями, конструкторами, проектировщиками, IT-специалистами, представителями новых профессий, работодателями |
ноябрь февраль |
Индустриальный партнер, ЮУрГУ (по согласованию) |
Осуществление осознанного выбора на основе информированности и понимания школьниками своих профессиональных предпочтений и склонностей |
4. Научно-методическое сопровождение формирования и развития инженерной культуры обучающихся | ||||
4.1. |
Содействие самоопределению образовательных организаций в формах и содержании разворачивания инженерной подготовки |
Январь - декабрь |
ЧИППКРО, ЮУрГУ (по согласованию), индустриальный партнер |
Модели инженерной подготовки в ОО, открывших губернаторские инженерные классы |
4.2. |
Создание банка региональных образовательных событий инженерной, технической направленностей различных уровней для различных категорий участников, в том числе школьных команд |
Январь - декабрь |
ЮУрГУ (по согласованию), индустриальный партнер |
Эффективная вертикаль развития технологического предпринимательства: школа - вуз - производство |
4.3. |
Формирование экспертного сообщества наставников |
Сентябрь |
ЮУрГУ (по согласованию), ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "ЧИРО" индустриальный партнер |
Создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся |
4.4. |
Мастер-классы для педагогов школ по наиболее сложным темам учебных курсов "математика", "физика", "химия" |
Февраль |
ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "ЧИРО" |
Обмен опытом, методическими материалами, тематическими коллекциями, инструментами (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса |
4.5. |
Организация стажировок для педагогов (по запросу) |
Август |
ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "ЧИРО" |
Повышение профессионального мастерства педагогов, получение практических навыков для проведения занятий технологической направленности |
4.6. |
Разработка методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ инженерной направленности |
Август |
ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "ЧИРО" |
Повышение профессионального мастерства педагогов, получение практических навыков для проведения занятий технологической направленности |
4.7. |
Проведение всероссийской научно-практической конференции "Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний" |
Ноябрь |
ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "ЧИРО" |
Обмен опытом, методическими материалами, тематическими коллекциями, инструментами (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса |
4.8. |
Повышение квалификации педагогов по реализации рабочих программ учебных предметов на углубленном уровне и программ дополнительного образования |
Март |
ГБУ ДПО ЧИППКРО, ГБУ ДПО "ЧИРО" |
Повышение компетентности педагога при реализации программ инженерной направленности |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13 декабря 2023 г. N 02/2942 "Об утверждении дорожной карты и плана реализации Концепции формирования и развития инженерной культуры обучающихся в Челябинской области на 2024 год"
Вступает в силу с 18 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области (minobr74.ru) 18 января 2024 г.