Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить действующую статью 8.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой частью 1.1 и установить ответственность для граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за неисполнение обязанности по участию в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара, если этим лицам лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, или принадлежат на правах сервитута.
Предложение авторов законопроекта обосновано тем, что в настоящее время административная ответственность за аналогичные правонарушения установлена частью 1 статьи 8.32.3 только в отношении должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Вместе с тем, согласно статье 4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) граждане являются полноправными участниками правоотношений в сфере лесного законодательства и на них распространяются также и обязанности по участию в мероприятиях по тушениям лесных пожаров.
При этом в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 53.4 ЛК РФ установлено требование, обязывающее лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или в аренду, а также обладателей сервитута, принимать участие в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на соответствующем лесном участке (в границах соответствующего сервитута).
Таким образом, включение физических лиц, использующих леса, в осуществление мероприятий по тушению лесных пожаров, является обоснованной необходимостью и заслуживает внимания и поддержки.
Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание на то, что действующая редакция статьи 8.32.3 Кодекса в части 1 уже содержит норму об ответственности за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров.
Тем не менее, авторами предлагается не скорректировать действующую норму, уточнив диспозицию части первой статьи 8.32.3 Кодекса, а ввести дополнительный состав правонарушения, который фактически будет дублировать уже установленную ответственность и впоследствии создавать сложности в правоприменении.
Помимо этого, те размеры административных штрафов, которые предложены в проектируемой части 1.1 статьи 8.32.3 КоАП, полностью равнозначны тем размерам штрафов, которые установлены в части 1 действующей статьи.
При этом необходимо отметить, что при установлении ответственности следует исходить из принципа дифференциации с учетом соразмерности наказания характеру и степени общественной опасности и последствий административного правонарушения.
Полагаем, что предложенный законопроектом двойственный подход в части введения состава административного правонарушения по сути аналогичного с действующим, а также предлагаемые размеры штрафов предполагают дополнительного обоснования и последующей корректировки.
Также законопроектом предлагается внести изменения в часть 2 действующей статьи 8.32.3 Кодекса и распространить ответственность на граждан, поскольку в настоящее время она установлена только в отношении должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Данное предложение заслуживает внимания, однако следует обратить внимание на то, что в пояснительной записке к законопроекту не приводится обоснования для установления столь повышенных размеров штрафов (от 15 до 25 тысяч рублей).
Законодательной инициативой также предложено дополнить Кодекс новой статьей 8.37.1 и установить ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за непредставление данных учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия.
Следует отметить, что корреспондирующая данной норме обязанность установлена Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации" (часть 9 статьи 36).
При этом необходимо обратить внимание на разночтение формулировок, предложенных Федеральным законом N 209-ФЗ и законопроектом.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 36 N 209-ФЗ учет охотничьих ресурсов представляет собой наблюдение за численностью охотничьих ресурсов и объемами их изъятия.
Однако в проектной статье 8.37.1 Кодекса противоправное деяние сформулировано как "Непредставление данных учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия", что не в полной мере корреспондирует терминологии отраслевого закона N 209-ФЗ.
Полагаем, что для правильной квалификации проектируемого противоправного деяния, а также устранения неоднозначного применения правовой нормы термин "учет охотничьих ресурсов" в проектной статье 8.37.1 требует уточнения и приведения в соответствие с формулировкой, изложенной в пункте 1 части 2 статьи 36 N 209-ФЗ.
Комитет отмечает, что представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 463008-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.