Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) статьей 20.2, устанавливающей требования к организациям, осуществляющим исследования структуры товарного рынка в Российской Федерации, и порядку получения ими статуса организатора исследований структуры рынка потребления (далее - организатор исследований).
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
Правительством Российской Федерации поддерживаются цели законопроекта. Вместе с тем к его положениям имеется ряд замечаний.
Деятельность по осуществлению исследований структуры рынка потребления не является торговой деятельностью, в связи с чем предлагаемые изменения не относятся к предмету регулирования Закона о торговле.
Законопроектом предусматривается, что владение, управление либо контроль, прямо или косвенно осуществляемые иностранными лицами в отношении организатора исследований, должны быть согласованы Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, созданной в соответствии с положениями Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". При этом законопроектом не предусмотрено дополнение исчерпывающего перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, предусмотренного статьей 6 указанного Федерального закона.
Законопроектом предлагается установить требование к организатору исследований о совокупном размере выручки за последний календарный год, который должен составлять не менее 30 миллионов рублей. При этом обоснование установления такого требования отсутствует.
Из положений законопроекта остается неясно, вправе ли иные организации, не наделяемые специальным статусом, проводить соответствующие исследования и что понимается под исследованиями, проводимыми в собственных интересах организаций, которые к исследованиям рынка потребления не относятся.
Частями 6 - 8 проектируемой статьи 20.2 Закона о торговле предлагается закрепить за федеральными органами исполнительной власти полномочия по контролю за соблюдением организаторами исследований предусмотренных законопроектом требований к их деятельности в качестве самостоятельного вида контрольной (надзорной) деятельности. При этом законопроектом не предусмотрено установление вида контроля в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" либо отнесение таких требований к предметам действующих видов контроля. В связи с этим правовые основания для осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренной частями 6 - 8 проектируемой статьи 20.2 Закона о торговле, отсутствуют.
Отношения, регулирование которых предусматривается законопроектом, связанные с установлением обязательных требований, не входят в перечень отношений, на которые не распространяются положения Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", в связи с чем часть 2 статьи 2 законопроекта не может быть поддержана, а срок вступления в силу федерального закона, предусмотренный частью 1 статьи 2 законопроекта, следует привести в соответствие с положениями указанного Федерального закона.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.