г. Краснодар |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А32-6879/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И. судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования город Краснодар - Ермаченковой Н.С. (доверенность от 24.12.2021), в отсутствие ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А32-6879/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учета танцевальную площадку площадью 650 кв. м с кадастровым номером 23:43:0425003:1063, находящуюся по адресу: г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2.
Решением от 28.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что представитель администрации обращался в управление с заявлением о снятии объекта с государственного кадастрового учета, однако ответ на данное обращение не получен.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.10.2022 до 14 часов 15 минут 25.10.2022. После перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании представитель администрации повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок из земель населенных пунктов (для эксплуатации парка) площадью 13313 кв. м с кадастровым номером 23:43:0425003:5, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Краснодар.
21 ноября 2006 года МУП "Парки, инвестиции, туризм" (арендатор) и ИП Шванев Д.В. заключили договор субаренды части земельного участка площадью 1671 кв. м из земельного участок общей площадью 389 895 кв. м с кадастровым номером 23:43:0425003:5, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2.
25 августа 2014 года зарегистрировано право собственности ИП Шванева Д.В. на танцевальную площадку площадью 650 кв. м с кадастровым номером 23:43:0425003:1063.
02 октября 2017 года ИП Шванев Д.В. (продавец) и ИП Рубцов Ф.Г. (покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимости, согласно которому продавец передал, а покупатель принял в собственность танцевальную площадку.
Ссылаясь на отсутствие признаков недвижимости у танцевальной площадки, администрация обратилась в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2019 по делу N А32-7974/2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, признано отсутствующим право собственности ИП Рубцова Ф.Г. на танцевальную площадку с кадастровым номером 23:43:0425003:1063, расположенную по адресу: г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2;
в судебном акте указано на то, что данное решение является основанием для погашения в ЕГРН записи о регистрации права собственности.
Обращаясь в суд с иском, администрация указала, что, несмотря на состоявшееся судебные акты по делу N А32-7974/2019, согласно выписке из ЕГРН от 11.01.2022 танцевальная площадка с кадастровым номером 23:43:0425003:1063 находится на кадастровом учете, при этом правообладатель объекта отсутствует.
Ссылаясь на необходимость снятия с государственного кадастрового учета танцплощадки, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, суды руководствовались следующим.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Таким образом, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются согласно статье 14 Закона N 218-ФЗ на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрен заявительный порядок обращения (часть 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ). Поскольку администрация с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта в установленном порядке в управление не обращалась, суды отказали в удовлетворении ее требований.
Между тем суды не учли следующего.
Статья 58 Закона N 218-ФЗ предусматривает осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда.
Согласно части 8 статьи 58 Закона N 218-ФЗ в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется.
Таким образом, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него.
В рассматриваемом случае имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2019, оставленное без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020, по делу N А32-7974/2019, которым признано отсутствующим право собственности ИП Рубцова Ф.Г. на танцевальную площадку с кадастровым номером 23:43:0425003:1063, расположенную по адресу: г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2.
Из материалов дела видно и управление не оспаривает, что на основании указанного решения регистрирующим органом была прекращена запись о регистрации права собственности; сведения о правообладателе объекта на момент обращения администрации в суд с иском отсутствуют.
Учитывая единство действий по одновременному снятию с кадастрового учета объекта недвижимости и прекращению зарегистрированного права, а также принцип достоверности сведений в ЕГРН, закрепленный в части 1 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, регистрирующий орган, прекращая запись о регистрации права собственности на объект движимого имущества, должен был одновременно осуществить и действия по снятию такого объекта с кадастрового учета; при этом какие-либо иные документы, в том числе отдельное указание на это в решении суда, а также обращение заинтересованного лица с отдельным заявлением, не требуется.
Кроме того, в суде первой инстанции представитель администрации ссылался на то, что администрация обращалась к регистратору в июле 2021 года с письмом о снятии объекта с кадастрового учета, однако управление соответствующие действия не осуществило, поскольку такое указание отсутствует в судебном акте по делу N А32-7974/2019.
Управление, участвуя в рассматриваемом деле, не представило отзывы на иск, апелляционную и кассационную жалобы и не пояснило, по какой причине им не произведены одновременные действия по прекращению права собственности и снятию движимого объекта с кадастрового учета на основании судебного акта.
Поскольку администрация, обращаясь в суд, по существу оспаривает действия управления, не совершившего все необходимые действия во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, просит обязать управление снять с кадастрового учета танцевальную площадку, признанную решением суда движимым имуществом, суду первой инстанции в соответствии с пунктом 3 совместного постановления Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" надлежало на стадии подготовки дела к судебному разбирательству определить, какие нормы права подлежат применению, проверить обоснованность доводов истца, правомерность действий управления, по результатам чего разрешить вопрос о возможности возложения на регистратора соответствующей обязанности.
С учетом изложенного судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2022 по делу N А32-6879/2022 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая единство действий по одновременному снятию с кадастрового учета объекта недвижимости и прекращению зарегистрированного права, а также принцип достоверности сведений в ЕГРН, закрепленный в части 1 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, регистрирующий орган, прекращая запись о регистрации права собственности на объект движимого имущества, должен был одновременно осуществить и действия по снятию такого объекта с кадастрового учета; при этом какие-либо иные документы, в том числе отдельное указание на это в решении суда, а также обращение заинтересованного лица с отдельным заявлением, не требуется.
...
Поскольку администрация, обращаясь в суд, по существу оспаривает действия управления, не совершившего все необходимые действия во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, просит обязать управление снять с кадастрового учета танцевальную площадку, признанную решением суда движимым имуществом, суду первой инстанции в соответствии с пунктом 3 совместного постановления Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" надлежало на стадии подготовки дела к судебному разбирательству определить, какие нормы права подлежат применению, проверить обоснованность доводов истца, правомерность действий управления, по результатам чего разрешить вопрос о возможности возложения на регистратора соответствующей обязанности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2022 г. N Ф08-9048/22 по делу N А32-6879/2022
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6879/2022
31.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9048/2022
17.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8049/2022
28.03.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6879/2022