Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 15. Рассмотрение проектов законов и принятие законов Херсонской области
152. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Думу, осуществляется в двух чтениях. По результатам рассмотрения законопроекта в каждом чтении Дума принимает определенное решение большинством голосов от установленного числа депутатов.
153. При рассмотрении проекта закона Думой в первом чтении обсуждаются его основные положения, даются обоснование необходимости принятия проекта закона и общая оценка его концепции.
Обсуждение проекта закона начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета. В случае отсутствия на заседании Думы по уважительным причинам депутата, являющегося субъектом права законодательной инициативы, с докладом имеет право выступить другой депутат - член депутатского объединения (фракции), в которую входит депутат, являющийся субъектом права законодательной инициативы. В таком случае заявление о делегировании права выступить с докладом по проекту закона своему представителю в период отсутствия на заседании Думы депутат адресует Председателю Думы и составляет его на депутатском бланке с указанием причины своего отсутствия.
В случае отсутствия субъекта права законодательной инициативы (его представителя) по предложению ответственного комитета, Дума может принять решение об оставлении проекта закона без рассмотрения и возвращении субъекту права законодательной инициативы или рассмотрении
Думой без участия указанного субъекта права законодательной инициативы (его представителя). Обсуждение проекта закона в таком случае начинается с доклада представителя ответственного комитета.
При рассмотрении проекта закона, который внесен в Думу депутатом, прекратившим исполнение своих полномочий на дату рассмотрения Думой проекта закона, обсуждение проекта закона начинается с доклада представителя ответственного комитета.
154. Рассмотрение проектов законов об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, других проектов законов, предусматривающих расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, допускается только по представлению Губернатора Херсонской области либо при наличии его заключения.
155. По результатам обсуждения проекта закона в первом чтении Дума принимает решение:
1) принять проект закона в первом чтении;
2) отклонить проект закона.
Если по итогам голосования предложение о принятии проекта закона в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то данный проект закона считается отклоненным без дополнительного голосования. Отклоненный проект закона дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.
Решение об отклонении проекта закона оформляется постановлением Думы. Голосование по вопросу об отклонении проекта закона считается также голосованием за принятие постановления Думы в части оформления принятия решения по итогам рассмотрения проекта закона.
156. В случае принятия проекта закона в первом чтении Дума устанавливает срок подачи поправок к нему.
Решение Думы о принятии проекта закона в первом чтении оформляется постановлением Думы. Голосование по вопросу о принятии проекта закона в первом чтении считается также голосованием за принятие постановления Думы.
157. В случае принятия проекта закона в первом чтении при наличии положительного заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы и рекомендации ответственного комитета о принятии проекта закона во втором чтении, исключая процедуру второго чтения, председательствующий может поставить на голосование указанное предложение ответственного комитета.
Если у депутатов имеются возражения против данного предложения, председательствующий предоставляет каждому депутату слово для выступления продолжительностью до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии проекта закона во втором чтении, исключая процедуру второго чтения. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии проекта закона во втором чтении, исключая процедуру второго чтения, данное предложение ответственного комитета выносится на голосование.
Решение Думы о принятии проекта закона во втором чтении оформляется постановлением Думы о принятии закона Херсонской области. Голосование по вопросу о принятии проекта закона во втором чтении считается также голосованием за принятие постановления Думы.
В случае принятия на одном заседании Думы проекта закона в первом и втором чтениях, в тексте постановления Думы о принятии проекта закона в первом чтении положение об установлении срока подачи поправок к проекту закона исключается.
Если по итогам голосования по проекту закона во втором чтении решение о принятии закона Херсонской области не набрало необходимого числа голосов, то работа над проектом закона продолжается в порядке, установленном настоящим Регламентом.
158. При внесении альтернативных проектов закона Дума рассматривает их одновременно посредством альтернативного голосования.
159. Поправки к проекту закона, принятому в первом чтении (далее - поправки), представляются в порядке и в сроки, установленные постановлением Думы.
Поправки вносятся в письменной форме в виде изменения редакции статьи проекта закона, в том числе с изложением ее в новой редакции, либо в виде предложений об исключении (о включении) конкретных структурных единиц проекта закона. Каждой поправке должно быть дано соответствующее обоснование.
Поправки, поступившие от субъекта права законодательной инициативы с нарушением установленного срока либо не отвечающие установленной форме, не рассматриваются.
160. Поправки рассматриваются ответственным комитетом. По результатам рассмотрения ответственный комитет может принять решение рекомендовать Думе:
1) принять поправки к проекту закона (таблица N 1);
2) отклонить поправки к проекту закона (таблица N 2);
3) принять проект закона во втором чтении;
Таблица рекомендуемых к принятию поправок N 1 должна содержать первоначальный текст структурных единиц проекта закона, которые предполагается изменить, содержание поправок с указанием субъектов права законодательной инициативы, новую редакцию структурных единиц проекта закона с учетом внесенных поправок.
Таблица рекомендуемых к отклонению поправок N 2 должна содержать первоначальный текст структурных единиц проекта закона, которые предполагается изменить, содержание поправок с указанием субъектов права законодательной инициативы, причины отклонения данных поправок.
Поправки, в отношении которых ответственным комитетом не было принято решение, группируются в таблицу N 3 и выносятся на рассмотрение Думы. Таблица N 3 должна содержать первоначальный текст структурных единиц проекта закона, которые предполагается изменить, содержание поправок с указанием субъектов права законодательной инициативы, новую редакцию структурных единиц проекта закона с учетом внесенных поправок.
161. В случае, установленном Законом Херсонской области от __ _________ 2023 года N ___ "О бюджетном процессе в Херсонской области", по результатам рассмотрения поправок к проекту закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части вопросов, отнесенных к ведению комитета, комитет (за исключением комитета Думы по бюджету и налогам) может принять решение рекомендовать Думе:
1) принять поправки к проекту закона в части вопросов, отнесенных к ведению комитета (таблица N 1);
2) отклонить поправки к проекту закона в части вопросов, отнесенных к ведению комитета (таблица N 2);
3) принять проект закона во втором чтении.
Комитет Думы по финансам и бюджету в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение в соответствии с настоящим Регламентом.
162. После рассмотрения поправок ответственным комитетом и подготовки текста проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию, указанный проект закона по поручению председателя Думы направляется в Государственно-правовое управление Аппарата Думы для проведения правовой экспертизы, которая осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
В случае, если на текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию, подготовлено отрицательное заключение Государственно-правового управления Аппарата Думы, указанный проект закона подлежит повторному рассмотрению на заседании ответственного комитета.
163. Ответственный комитет по результатам работы над проектом закона в ходе подготовки его к рассмотрению во втором чтении представляет в Организационное управление Аппарата Думы следующий пакет документов:
1) текст проекта закона, принятого в первом чтении;
2) таблицы поправок;
3) текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию (с выделением изменений в тексте проекта закона, принятого в первом чтении);
4) проект постановления Думы в соответствии с решением ответственного комитета;
5) заключение Государственно-правового управления Аппарата Думы на текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию.
6) заключение Губернатора Херсонской области на текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию, - в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, за исключением случаев, если поправки внесены Губернатором Херсонской области;
7) решение ответственного комитета.
164. В случае отсутствия поправок к проекту закона ответственный комитет при наличии положительного заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы может рекомендовать Думе принять проект закона во втором чтении, исключая процедуру второго чтения. В данном случае в Организационное управление Аппарата Думы представляется следующий пакет документов:
1) текст проекта закона, принятого в первом чтении и прошедшего правовую и лингвистическую экспертизу;
2) проект постановления Думы о принятии закона Херсонской области.
3) решение ответственного комитета.
165. Во втором чтении Дума, рассматривая доработанный законопроект, одобренный Думой, учитывает его соответствие одобренной концепции и результаты оценки регулирующего воздействия законопроекта, изложенные в соответствующем заключении.
166. Если в процессе рассмотрения проекта закона во втором чтении изменяется наименование проекта закона, то указанный проект закона вносится на рассмотрение Думы с новым наименованием, а его первоначальное наименование приводится ниже в скобках.
Проект закона, принимаемый во втором чтении, должен иметь наименование, принятое Думой при его рассмотрении во первом чтении.
167. При рассмотрении проекта закона во втором чтении на заседании Думы с докладом выступает председатель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения проекта закона ответственным комитетом, поступивших поправках и результатах их рассмотрения.
Затем председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии указанных поправок.
Если у депутатов такие возражения имеются, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию и против которых не имеется возражений депутатов, а затем отдельно по каждой из поправок, по которым имеются возражения. Субъекту права законодательной инициативы, внесшему поправку, может быть предоставлено слово для ее краткого обоснования продолжительностью до двух минут, после чего проводится голосование о принятии или отклонении данной поправки.
Далее Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
В отношении поправок, по которым не принято решение ответственного комитета, а также в случаях, установленных Законом Херсонской области от __ ________ 2023 года N __ "О бюджетном процессе в Херсонской области", голосование проводится отдельно по каждой поправке.
Поправки принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Результаты голосования по поправкам отражаются в протоколе заседания Думы без принятия постановления Думы.
По окончанию голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии проекта закона во втором чтении. Решение Думы о принятии проекта закона во втором чтении оформляется постановлением Думы. Голосование по вопросу о принятии проекта закона во втором чтении считается также голосованием за принятие постановления Думы.
Если по итогам голосования предложение о принятии проекта закона во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, проект закона возвращается на доработку в ответственный комитет. Если при повторном рассмотрении во втором чтении доработанного проекта закона не набралось необходимого для его принятия числа голосов, Дума может принять решение об отклонении проекта закона и о возвращении его субъекту права законодательной инициативы или о возвращении к процедуре первого чтения.
168. В случае, если в процессе рассмотрения проекта закона во втором чтении Дума принимает решение о необходимости вернуться к обсуждению основных положений проекта закона, обоснования необходимости его принятия либо концепции проекта закона, принимается постановление Думы о возвращении к процедуре первого чтения.
169. Если при обсуждении проекта закона во втором чтении не поступило дополнительных поправок и замечаний, председательствующий по рекомендации ответственного комитета может поставить на голосование предложение о принятии проекта закона во втором чтении.
Решение Думы о принятии проекта закона во втором чтении оформляется постановлением Думы о принятии закона Херсонской области.
Рассмотрение проекта закона во втором чтении в день его принятия в первом чтении может быть проведено только при наличии текста проекта закона, подготовленного для рассмотрения во втором чтении, при условии, что правовая, лингвистическая и антикоррупционная экспертиза проекта закона проведена.
170. В случае отсутствия поправок к проекту закона, принятому в первом чтении, по истечении срока, установленного для представления поправок, председательствующий по предложению ответственного комитета при наличии положительного заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы ставит на голосование решение о принятии проекта закона во втором чтении, исключая процедуру второго чтения.
Решение Думы о принятии проекта закона во втором чтении оформляется постановлением Думы о принятии закона Херсонской области.
171. Принятый во втором чтении проект закона направляется в ответственный комитет для устранения с участием Государственно-правового управления Аппарата Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и для лингвистической правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст проекта закона при рассмотрении его во втором чтении.
По завершении вышеуказанной работы Государственно-правовое управление Аппарата Думы дает заключение о возможности принятия данного проекта закона во втором чтении, после чего проект закона и проект постановления Думы о принятии закона Херсонской области направляются в Организационное управление Аппарата Думы.
172. После принятия проекта закона во втором чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению как проекта закона в целом, так и его отдельных структурных единиц.
В исключительных случаях при необходимости возврата к обсуждению проекта закона, а также внесения изменений в его отдельные структурные единицы по предложению ответственного комитета принимается решение о возвращении проекта закона к процедуре второго чтения.
173. Текст принятого закона Херсонской области с постановлением Думы о принятии закона Херсонской области направляется в Государственно-правовое управление Аппарата Думы для проведения корректуры. Внесение исправлений, за исключением корректорских правок, в текст закона Херсонской области и постановления Думы о его принятии после голосования не допускается.
Подготовленный текст принятого закона Херсонской области и постановление Думы о его принятии в двух экземплярах представляются на бумажном носителе в Организационное управление Аппарата Думы для оформления и направления на подписание Губернатору Херсонской области, а также незамедлительно размещаются в электронном виде на сетевом диске Думы. Указанные документы должны быть направлены Губернатору Херсонской области в течение пяти рабочих дней со дня заседания Думы.
Закон Херсонской области подписывается в порядке и сроки, установленные Уставом Херсонской области.
В случаях выявления замечаний, препятствующих подписанию и (или) опубликованию закона Херсонской области Губернатором Херсонской области, о которых стало известно после принятия закона Херсонской области и до его подписания и (или) опубликования или отклонения Губернатором Херсонской области, председатель Думы с учетом мнения ответственного комитета может принять решение об отзыве принятого закона Херсонской области для устранения замечаний.
Отозванный закон Херсонской области направляется в ответственный комитет для устранения замечаний, после чего вносится на заседание Думы повторно.
При повторном рассмотрении закона Херсонской области в ответственном комитете и на заседании Думы должны обсуждаться только те замечания, которые послужили основанием для отзыва закона Херсонской области.
В случае согласия Думы с решением ответственного комитета о необходимости устранения замечаний закон Херсонской области принимается в новой редакции с внесенными изменениями и вновь представляется на подпись Губернатору Херсонской области.
174. В случае отклонения Губернатором Херсонской области закона Херсонской области Председатель Думы направляет замечания Губернатора Херсонской области в ответственный комитет для повторного рассмотрения закона Херсонской области.
При повторном рассмотрении закона Херсонской области в ответственном комитете и на заседании Думы должны обсуждаться только те замечания, которые послужили основанием для отклонения закона Херсонской области, в порядке, установленном настоящим Регламентом.
В случае необходимости для рассмотрения замечаний Губернатора Херсонской области по решению Думы, оформленному постановлением Думы, может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов и представителей Губернатора Херсонской области.
175. По результатам обсуждения замечаний к закону Херсонской области, изложенных Губернатором Херсонской области, Дума вправе согласиться с ними. В этом случае закон Херсонской области принимается в новой редакции с внесенными изменениями и вновь представляется на подпись Губернатору Херсонской области.
В случае несогласия с замечаниями Губернатора Херсонской области депутаты вправе их отклонить и одобрить закон Херсонской области в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
176. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия закона Херсонской области об областном бюджете, законов Херсонской области о внесении изменений в указанный закон, а также закона Херсонской области об исполнении областного бюджета устанавливается Законом Херсонской области "О бюджетном процессе в Херсонской области".
177. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия закона Херсонской области о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Херсонской области, законов Херсонской области о внесении изменений в указанный закон, а также закона Херсонской области об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Херсонской области устанавливается Законом Херсонской области "О составлении и рассмотрении проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Херсонской области, его утверждении и исполнении".
178. Законы Херсонской области об установлении или изменении границ муниципальных образований после подписания Губернатором Херсонской области или уполномоченным лицом направляются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Херсонской области для внесения сведений о границах муниципальных образований в Единый государственный реестр недвижимости.
В случае Думой уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости копия указанного уведомления направляется субъекту законодательной инициативы, являющемуся инициатором установления или изменения соответствующих границ муниципальных образований, в целях устранения замечаний, выявленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Херсонской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.