г. Краснодар |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А32-52428/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Драбо Т.Н. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр "Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В.С. Пустовойта"" (ИНН 2311008207, ОГРН 1022301812400) - Макагонова Алексея Васильевича (доверенность от 27.12.2021), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2022 по делу N А32-52428/2021, установил следующее.
ФГБУ "Опытная станция "Урупская"" обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным отказ управления от 14.10.2021 N 23-09/20160 в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков без проведения торгов;
- возложить на управление обязанность предоставить заявителю в постоянное (бессрочное) пользование без проведения торгов земельные участки со следующими кадастровыми номерами: 23:21:0809000:85, 23:21:0804008:262, 23:21:0809003:2, 23:21:0811000:4, 23:21:0809000:63, 23:21:0804013:4, 23:21:0809000:68, 23:21:0808000:46, 23:21:0809000:64, 23:21:0809000:66, 23:21:0809000:70, 23:21:0809001:2, 23:21:0809002:2, 23:21:0000000:68, 23:21:0809000:69, 23:21:0809000:67, 23:21:0809000:65, 23:21:0809000:71, 23:21:0805003:4.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2022 произведена процессуальная замена ФГБУ "Опытная станция "Урупская"" на федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр "Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В.С. Пустовойта"" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2022 решение от 27.04.2022 отменено. По делу принят новый судебный акт. Признано незаконным решение управления, приведенное в письме от 14.10.2021 N 23-09/20160, об отказе в предоставлении участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. На управление возложена обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования без проведения торгов данных земельных участков. Судебный акт мотивирован наличием предусмотренных законом оснований для предоставления учреждению испрашиваемых земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 17.07.2022 и оставить в силе решение от 27.04.2022. Податель жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание положения пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Наличие у учреждения действующих договоров аренды спорных земельных участков служит препятствием для предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования. При отнесении на управление расходов учреждения по уплате государственной пошлины суд не принял во внимание, что управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в судебные органы в защиту государственных интересов.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на отсутствие оснований для отмены постановления от 17.07.2022.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы отзыва. Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, ФГУП "Урупское", являвшееся правопреемником организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Урупское" (ОНО ОПХ "Урупское"), созданной в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 15.11.1991 N 1483 путем реорганизации совхоза "Урупский", приказом Минобрнауки России от 07.04.2021 N 271 реорганизовано в форме преобразования в ФГБУ "Опытная станция "Урупская"".
ФГБУ "Опытная станция "Урупская"" реорганизовано посредством присоединения к ФГБНУ "Федеральный научный центр "Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В.С. Пустовойта"" (регистрационная запись в ЕГРЮЛ от 03.12.2021 N 2212301403598; т. 3, л. д. 9 - 16).
В соответствии с государственным актом на право пользования землей от 19.07.1982 серии А-I N 247761 семсвеклосовхозу "Урупский" передано в бессрочное и бесплатное пользование 8549,71 га земли для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы администрации Новокубанский район от 21.12.1992 N 850 подтверждено право постоянного пользования ОПХ "Урупское", выдано свидетельство от 09.12.1992 N 293 о праве постоянного (бессрочного) пользования на 7967 га земли.
Постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район от 06.03.2006 N 420 утверждены границы земельных участков общей площадью 7971,56 га в связи с проведенным межеванием. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет. Произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Урупское" на земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции, получены свидетельства о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на основании выписки из протокола заседания Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 13.09.2012 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, сроком на 49 лет, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 12.03.2013 N 112-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки ФГУП "Урупское" Россельхозакадемии; земельные участки предоставлены в аренду правопредшественнику заявителя для производства сельскохозяйственной продукции; на основании распоряжений управления от 12.03.2013, от 26.02.2016 и от 23.04.2020 заключены договоры аренды; произведена их государственная регистрация (т. 1, л. д. 49 - 77; 82 - 166; т. 2, л. д. 1 - 136).
После реорганизации ФГУП "Урупское" Россельхозакадемии в ФГБУ "Опытная станция "Урупская"" последняя обратилось в управление с заявлением от 18.06.2021 N 438, в котором на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса просило предоставить участки на праве постоянного (бессрочного) пользования без проведения торгов для производства сельскохозяйственной продукции (т. 1, л. д. 78, 79).
Управление, ссылаясь положения пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса, уведомило учреждение об отказе в предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования (письмо от 14.10.2021 N 23-09/20160; т. 1, л. д. 81).
Учреждение, указывая, что отказ в предоставлении участков противоречит закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса).
При этом в пункте 4 статьи 39.9 Земельного кодекса указано, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, названным в данной статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 этого Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, правомерно заключил о следующем: в силу закона учреждение обладает правом на предоставление спорных участков в постоянное (бессрочное) пользование; положения пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса и наличие заключенных с заявителем договоров аренды не могут служить препятствием для предоставления этих участков на испрашиваемом виде вещного права; отказ управления не соответствует закону и нарушает права учреждения.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что реорганизация ФГУП "Урупское" путем его преобразования в учреждение влечет изменение титульных прав на имущество, которым юридическое лицо наделено собственником. В частности, в силу приведенных положений Земельного кодекса государственное учреждение не может владеть земельным участком, находящимся в государственной собственности, на праве аренды, такой земельный участок подлежит предоставлению учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Изменение организационно-правовой формы предприятия путем преобразования в учреждение в силу закона влечет необходимость переоформления соответствующих прав на имущество, в том числе и прав на земельные участки.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление учреждения (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы управления суд округа отклоняет. Вопрос о прекращении договоров аренды и внесении соответствующих записей в ЕГРН носит технический характер и не может служить препятствием для предоставления участков на предписанном законом праве. В заявлении учреждения определенно указана цель предоставления участков - производство сельскохозяйственной продукции. Суд апелляционной инстанции правомерно отнес на управление расходы учреждения по уплате государственной пошлины (статья 110 Кодекса).
В обжалуемом судебном акте приведены мотивы, по которым апелляционный суд пришел к таким выводам, с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы управления не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных им обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Кодекса не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, суд округа не установил.
От уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе управление освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2022 по делу N А32-52428/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
...
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, правомерно заключил о следующем: в силу закона учреждение обладает правом на предоставление спорных участков в постоянное (бессрочное) пользование; положения пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса и наличие заключенных с заявителем договоров аренды не могут служить препятствием для предоставления этих участков на испрашиваемом виде вещного права; отказ управления не соответствует закону и нарушает права учреждения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2022 г. N Ф08-10984/22 по делу N А32-52428/2021