г. Краснодар |
|
02 ноября 2022 г. |
Дело N А53-28114/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н., Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029) - Забора А.Г. (доверенность от 14.10.2022), Пилипеевой Л.А. (доверенность от 03.06.2022), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Донэнерго" (ИНН 6163089292, ОГРН1076163010890) - Мирчева А.Г. (доверенность от 30.12.2019), в отсутствие заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Пликиной В.М., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Донэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А53-28114/2021, установил следующее.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 25.06.2021 N 1434, от 18.06.2021 N 1388, от 23.06.2021 N 1382, от 24.06.2021 N 1453, от 10.06.2021 N 1334.
Определениями Арбитражного суда Ростовской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Донэнерго" (далее - сетевая организация) и Пликина Вера Матвеевна.
Решением суда от 31.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2022, отказано в удовлетворении требований общества. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые предписания являются законными и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Сетевая организация обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить решение от 31.05.2022 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2022 об отказе в признании недействительными предписаний в той части, в которой указывают на необходимость производить начисление платы в домовладениях по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200, пер. Халтуринский, д. 112-114 только исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не принимая во внимание показания общедомового прибора учета электрической энергии, принять новый судебный акт, которым требования общества будут удовлетворены в полном объеме. Заявитель жалобы считает, что в соответствии с пунктами 41, 49 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354) урегулирован порядок учета и платы за потребленные коммунальные услуги в домовладении. В нормах действующего законодательства отсутствует право проводить расчеты в домовладении исключительно по приборам, учитывающим объем ресурса лишь части домовладения. Сетевая организация не осуществляет проверку места и способа установки индивидуальных приборов учета в границах жилого дома, а обеспечивает коммерческий учет электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредовано присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с пунктом 141 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442 до 1 января 2022 года сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе осуществлять установку приборов учета, соответствующих требованиям, предусмотренным указанными правилами. В целях соблюдения требований закона сетевая организация совместно с представителем энергосбытовой организации установила и допустила в эксплуатацию приборы учета электроэнергии на домовладения с общедолевой частной собственностью по адресам: г. Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200, пер. Халтуринский, д. 112-114 на границе балансовой принадлежности (в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности), учитывающие объем потребления электроэнергии в таком домовладении в целом. Вывод инспекции о нарушении процедуры места установки приборов учета сделан с нарушением части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 152, 154 Основных положений N 442. В материалы дела представлены уведомления сособственников домовладений по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200, пер. Халтуринский, д. 112-114, гарантирующего поставщика (общества) о дате и месте допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в отношении жилых домовладений, расположенных по указанным адресам, что подтверждается реестрами почтовых отправлений с печатью почты России. Однако собственники в указанное время и дату не явились. Заявитель кассационной жалобы также не согласен с выводом судов о необходимости применения порядка расчета размера платы за электроэнергию в соответствии с пунктами 40, 42 Правил N 354, а также отмечает, что судами допущено неединообразие судебной практики. Сособственники обязаны нести расходы по оплате электроэнергии соразмерно своей доле в праве на общее домовладение, поскольку иного соглашения между ними не заключалось.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель сетевой организации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества.
В судебном заседании представители инспекции возражали против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 26.10.2022, после завершения которого судебное заседание продолжено с участием представителя сетевой организации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части по следующим основаниям.
В инспекцию поступили жалобы от собственников жилых помещений в домах по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200, по ул. Донской, д. 16/5 (литеры А, Г, В), пер. Халтуринский, д. 112-114, по ул. Донской, д. 34, по ул. Б.Садовая, д. 23 (литеры А и Б), в связи с чем инспекция провела проверки. По результатам проверок инспекцией установлены нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в домовладениях по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Филимоновская, д. 105 в период с июля 2020 года по май 2021 года, по ул. Станиславского, д. 200 в период с апреля по май 2021 года, по ул. Донской, д. 16/5 (литеры А, Г, В) за период с января по май 2021 года, в пер. Халтуринский, д. 112-114 за период с ноября 2019 года по май 2021 года, по ул. Донской, д. 34 за период с февраля по апрель 2021 года, по ул. Б.Садовая, д. 23 (литеры А и Б) за период с января 2021 года, составлены акты проверки от 25.06.2021 N 4177, от 18.06.2021 N 3935, от 23.06.2021 N 3988, от 24.06.2021 N 3829, от 24.06.2021 N 3829, от 10.06.2021 N 3665, а также вынесены предписания от 25.06.2021 N 1434, от 18.06.2021 N 1388, от 23.06.2021 N 1382, от 24.06.2021 N 1453, от 10.06.2021 N 1334.
Во исполнение данных предписаний обществу необходимо устранить нарушения расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, потребленную в домовладениях, расположенных по адресам: ул. Филимоновская, д. 105 в период с июля 2020 года по май 2021 года, по ул. Станиславского, д. 200 в период с апреля по май 2021 года, в пер. Халтуринский, д. 112-114 за период с ноября 2019 года по май 2021 года, в соответствии с пунктами 42, 50 Правил N 354 исходя из показаний индивидуальных приборов учета, допущенных к коммерческой эксплуатации в соответствии с пунктом 80 Правил N 354, установленных в домовладениях, при отсутствии документов, подтверждающих их непригодность к расчетам, и нормативу потребления в случае отсутствия таких приборов учета; по ул. Донской, д. 16/5 (литеры А, Г, В) за период с января по май 2021 года - в соответствии с пунктами 44, 48 Правил N 354 исходя из норматива потребления; по ул. Донской, д. 34 с января по апрель 2021 года и по ул. Б.Садовая, д. 23 (литеры А и Б) за период с января 2021 года - в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 исходя из норматива потребления.
Не согласившись с предписаниями, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд.
Судебные акты не обжалуются в части отказа в признании недействительными предписаний инспекции от 10.06.2021 N 1334 по ул. Б.Садовая, д. 23, от 24.06.2021 N 1453 по ул. Донская, д. 34, от 23.06.2021 N 1382 в части необходимости устранить нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению, представленную на общедомовые нужды МКД 16/5 по ул. Донской (литеры А, Г, В), и в части открытия с июня 2021 года на имя Кандалова В.П. в пер. Халтуринский, д. 112-114 лицевого счета 612603020606 и начислений по нему за предыдущий период без подтверждения потребления им коммунальной услуги.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы и не полномочна переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции в данной части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Инспекцией в оспариваемых в кассационной жалобе предписаниях зафиксировано:
1) Согласно выписке из ЕГРН от 12.01.2021 по адресу ул. Филимоновская, д. 105, расположены жилые дома литеры А, Б, В, Г, Д, Л, М, сарай и летняя кухня, право на которые зарегистрированы в долях. Домовладение не является МКД и не должно быть оборудовано общедомовым прибором учета электроэнергии. Потребителям произведены начисления платы за коммунальную энергию по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды, за период с июля 2020 года по март 2021 года по показаниям общедомового прибора учета N 097413599, что противоречит действующему законодательству. На земельном участке по адресу ул. Филимоновская, д. 105, расположены 7 жилых домов, открыто 7 лицевых счетов и установлены 7 индивидуальных приборов учета электроэнергии, соответствующих лицевым счетам домовладения N 105 по ул. Филимоновской. Показания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в жилых помещениях, применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до апреля 2021 года. Основания для признания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в домовладении, вышедшими из строя определены пунктом 81.12 Правил N 354. Документы о непригодности ранее установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии отсутствуют, в рамках проверки не предоставлены.
Сетевой организацией 31.03.2021 установлен прибор учета электроэнергии N 011075151178273, учитывающий потребление 7 жилых помещений домовладения N 105 по ул. Филимоновской. Предписание от 25.06.2021 N 1434 по ул. Филимоновской, д. 105 содержит вывод инспекции со ссылкой на пункт 170 (о проверке расчетных приборов) Основных положений N 442. Сетевая организация при проверке индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, обязана проверить схему подключения и место их установки. Документы, подтверждающие установку индивидуального прибора учета в местах, не соответствующих местам разграничения балансовой принадлежности, отсутствуют. Также инспекция учла обязанность сетевой организации в случае выявления несоответствия мест установки индивидуальных приборов учета выполнить требования пункта 151 Основных положений N 442 о направлении собственнику энергопринимающего устройства уведомления способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается на необходимость обеспечить допуск сетевой организации к местам установки приборов учета, предполагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учет, информация о действиях, которые в соответствии с данным пунктом сетевая организация вправе принять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. Сведения о получении собственниками помещений домовладения N 105 по ул. Филимоновской уведомлений об установке нового прибора учета отсутствуют. Акт ввода в коммерческую эксплуатацию прибора учета N 011075151178273 не подписан потребителями. Процедура изменения места установки индивидуального прибора учета была нарушена. При этом потребитель в обращении указывает на свое несогласие с местом установки прибора учета на стене ее жилого дома, однако сетевая организация не представила возможности собственнику выразить свое несогласие. Основания для применения при расчете размера платы за коммунальные услуги показания прибора учета N 011075151178273 отсутствуют. Распределение электроэнергии пропорционально доле собственника не предусмотрено Правилами N 354.
2) 8 жилых помещений в домовладении N 112-114 в пер. Халтуринский оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до ноября 2019 года. Основания для признания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в домовладении, вышедшими из строя определены пунктом 81.12 Правил N 354. Документы о непригодности ранее установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии отсутствуют, в рамках проверки не предоставлены. Сетевой организацией 06.11.2019 установлен прибор учета N 011554143400844 электроэнергии домовладения N 112-114 в пер. Халтуринский, учитывающий потребление 7 жилых помещений домовладений. Однако, сведения о получении собственниками помещений домовладения уведомлений и приложенных документов отсутствуют. Акт ввода в коммерческую эксплуатацию прибора учета N 011554143400844 не подписан потребителями. Согласно информации сетевой организации к общему прибору учета электроэнергии подключены 7 лицевых счетов, открытых на 7 собственников помещений, потребляющих электроэнергию в данном домовладении, однако объем учтенный общим прибором учета распределяется на 11 собственников домовладения.
3) Жилые помещения в домовладении по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, д. 200 оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. Основания для признания индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в домовладении, вышедшими из строя определены пунктом 81.12 Правил N 354. Документы о непригодности ранее установленных индивидуальных приборов учета электроэнергии отсутствуют, в рамках проверки не предоставлены. Согласно акту проверки и допуска в эксплуатацию при замене прибора учета электрической энергии от 31.03.2021 N 24/709 сетевой организацией установлен новый прибор учета N 011552154253559, учитывающий потребление всех жилых помещений домовладений. Однако, сведения о получении собственниками помещений домовладения уведомлений и иных приложенных документов не представлены. Акт ввода в коммерческую эксплуатацию прибора учета N 011552154253559 не подписан потребителями.
Предписание от 18.06.2021 N 1388 по ул. Станиславского, д. 200 и предписание от 23.06.2021 N 1382 по пер. Халтуринский, д. 112-114 содержат общий вывод инспекции со ссылкой на пункт 154 Основных положений N 442 о том, что сетевая организация при проверке индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, обязана была проверить схему подключения и место их установки. Документы, подтверждающие установку индивидуального прибора учета в местах, не соответствующих местам разграничения балансовой принадлежности, отсутствуют. Также инспекция учла обязанность сетевой организации в случае выявления несоответствия мест установки индивидуальных приборов учета выполнить требования пункта 150 Основных положений N 442 о направлении собственнику энергопринимающего устройства уведомления способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается на необходимость обеспечить допуск сетевой организации к местам установки приборов учета, предполагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учет, информация о действиях, которые в соответствии с данным пунктом сетевая организация вправе принять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, на его деятельность на этом рынке услуг распространяются ограничения. Оно также обладает статусом гарантирующего поставщика на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области, реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) без промежуточного субъекта (исполнителя коммунальных услуг).
Проанализировав часть 2 статьи 153, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 541, пункты 1 и 2 статьи 544, пункт 1 статьи 559 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 2, 40, 42, 80, 81 Правил N 354, пункты 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункты 136, 137, 144, 147, 150, 152, 167 Основных положений N 442, суд первой инстанции перечислил все обстоятельства, указанные инспекцией в соответствующих предписаниях, отразив, что установленные индивидуальные приборы учета не выведены из эксплуатации в установленном законом порядке в соответствии с требованиями пункта 81.12 Правил N 354. Перечень оснований, позволяющих считать прибор учета вышедшим из строя является закрытым, расширительному толкованию не подлежит. Если размер платы за содержание имущества пропорционален размеру доли в праве, то размер платы за потребленную услугу зависит или от показаний индивидуального прибора учета, или от норматива (в случае отсутствия индивидуальных приборов учета). Общедомовой прибор учета для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД, должен быть установлен на один МКД, так как общее имущество одного МКД не может быть общим имуществом другого МКД. Установка приборов учета электроэнергии, учитывающего потребление всех жилых и не жилых помещений домовладений, осуществлена с нарушением требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ), что нарушает порядок ценообразования в части расчетов за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Общество не представило суду доказательства отсутствия технической возможности установить прибор учета на каждый МКД, какие-либо заключения специалистов, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы также не заявлено.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод об оборудовании 7 жилых помещений по ул. Филимоновская, д. 105, всех жилых помещений по ул. Станиславского, д. 200, и 8 жилых помещений в пер. Халтуринский, д. 112-114 индивидуальными приборами учета, наряду с которыми сетевая организация установила на каждое домовладение общедомовой прибор учета, отражающей потребление всех жилых помещений домовладения, доказательства уведомления об этом пользователей помещений в домовладении, в том числе их подписи в акте ввода в коммерческую эксплуатацию не представлены.
Проанализировав пункты 2, 40, 42, 80, 81 Правил N 354, пункты 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункт 147 Основных положений N 442, суд апелляционной инстанции указал, что общедомовой прибор учета для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД (домовладение), должен быть установлен на один МКД (домовладение), так как общее имущество одного МКД не может быть общим имуществом другого МКД, и на границе балансовой принадлежности сторон либо в месте, максимально к ней приближенном, введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу. Один общедомовой прибор учета не может считаться расчетным (коммерческим), если он учитывает также объем потребленный жильцами других жилых домов в совокупности. Общедомовой прибор учета устанавливается на каждое строение и учитывает объем всей потребленной электроэнергии в помещениях МКД (домовладения). Учет объема (количества) потребленных услуг электроснабжения производится с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого рассчитывается плата за услугу электроснабжения, производится исполнителем по заявке собственника помещения в МКД. Плата за услугу при этом рассчитывается исходя из показаний приборов учета.
При этом суд первой инстанции на страницах 2 и 10 решения указал, что 8 жилых помещений в домовладении N 112-114 в пер. Халтуринский оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, которые применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до ноября 2019 года, а прибор учета N 011554143400844 электроэнергии, установленный сетевой организацией 06.11.2019 по домовладению N 112-114 в пер. Халтуринский, учитывает потребление только 7 жилых помещений домовладения. А на странице 19 решения суда сделан противоречащий вывод о том, что установленный сетевой организацией прибор учета электроэнергии N 112-114 в пер. Халтуринский, учитывает потребление всех 8 жилых помещений домовладения.
Суд апелляционной инстанции указал, что сетевая организация установила прибор учета N 011554143400844, отражающий потребление 11 собственников домовладения.
При этом суды не указали конкретные документы, на основании которых они признали правильными зафиксированные инспекцией в актах проверки и предписаниях выводы о том, все жилые и нежилые помещения домовладений по соответствующим адресам оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, а установленные сетевой организацией приборы учета электроэнергии учитывают потребление всех помещений домовладений по ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200 и в пер. Халтуринский, д. 112-114.
Суд апелляционной инстанции на странице 7 постановления сделал безотносительно конкретного адреса выводы о том, что один общедомовой прибор учета не может считаться расчетным (коммерческим), если он учитывает также объем, потребленный жильцами других жилых домов, так как общее имущество одного МКД не может быть общим имуществом другого МКД.
При этом суды не установили, что конкретно представляют собой домовладения по адресам: ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200, пер. Халтуринский, д. 112-114, не указали, какими документами подтверждается статус данных домовладений как МКД, не проанализировали выписки из единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации прав на эти объекты (т. 1, л. д. 47 - 59), при этом не сделали вывод о том, что установленные сетевой организацией приборы учета по ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200 и в пер. Халтуринский, д. 112-114 учитывают объем, потребленный жильцами других жилых домов.
Со ссылкой на положения пункта 154 Основных положений N 442 суды указали на отсутствие подписей потребителей на актах ввода в коммерческую эксплуатацию приборов учета.
При этом суд первой инстанции не оценил доказательства, представленные сетевой организацией о направлении уведомлений собственникам помещений об установке приборов учета по ул. Филимоновская, д. 105, ул. Станиславского, д. 200 и в пер. Халтуринский, д. 112-114, которые, по мнению сетевой организации, является достаточным доказательством соблюдения требований пунктов 152 и 154 Основных положений N 442 и наличия оснований для оформления актов ввода в коммерческую эксплуатацию приборов учета в отсутствие неявившихся потребителей, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте проведения соответствующей процедуры.
Суд апелляционной инстанции отклонил ссылки сетевой организации на направление уведомлений собственникам помещений.
При этом суды не учли следующее.
Согласно части 9 статьи 16 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона N 261-ФЗ оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно пункту 151 Основных положений N 442 сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии в порядке, предусмотренном данным пунктом.
Установка прибора учета и допуск его к эксплуатации, в случае если такой прибор учета отсутствовал, должны быть осуществлены до 31 декабря 2023 г.
Сетевая организация, имеющая намерение установить прибор учета электрической энергии, направляет запрос на установку прибора учета способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в адрес следующих организаций (лиц):
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии);
собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых планируется установка прибора учета.
Такой запрос на установку прибора учета должен содержать обязательные данные, включая предполагаемые дату и время совершения действий по установке и допуску в эксплуатацию приборов учета (при необходимости допуска в эксплуатацию).
Собственник (владелец) энергопринимающих устройств в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса об установке прибора учета электрической энергии обязан либо подтвердить предложенные дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения действий по установке и допуску в эксплуатацию приборов учета либо согласовать иные дату и (или) время.
Собственник (владелец) энергопринимающих устройств, в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) которого предложены места установки прибора учета, вправе отказать в установке прибора учета при отсутствии технической возможности установки прибора учета в месте, указанном в запросе на установку прибора учета.
В подтвержденные дату и время сетевая организация, гарантирующий поставщик осуществляют действия по установке прибора учета.
При ненаправлении собственником (владельцем) энергопринимающих устройств сетевой организации (гарантирующему поставщику) в установленный срок ответа на запрос на установку прибора учета, при получении ответа об отказе в установке прибора учета или при двукратном недопуске к месту установки прибора учета, но не ранее 4 месяцев с момента первого недопуска, прибор учета подлежит установке в ином месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, с уведомлением лиц, которым направлялся запрос на установку прибора учета, о смене места установки с указанием адреса такого места иных лиц, которые в соответствии с данным пунктом принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 153 Основных положений N 442 допуск к эксплуатации прибора учета осуществляется в порядке, предусмотренном абзацами вторым - тринадцатым данного пункта.
Сетевые организации осуществляют допуск в эксплуатацию приборов учета, которые установлены для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), с приглашением иных лиц, указанных в пункте 151 Основных положений N 442.
Допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется при участии уполномоченных представителей лиц, которым направлялся запрос на установку прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска.
Акт допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию. При отказе уполномоченного представителя приглашенного лица от подписания составленного акта в нем делается соответствующая отметка. Отказ уполномоченного представителя приглашенного лица от подписания составленного акта не является основанием для недопуска прибора учета в эксплуатацию.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц и (или) их представителей из числа тех, кому направлялся запрос на установку прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, такая процедура проводится без их участия. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, Основные положения N 442 устанавливают как обязанность сетевой организации, имеющей намерение установить (допустить в эксплуатацию) прибор учета электрической энергии, направить собственнику (владельцу) энергопринимающих устройств, в отношении которых планируется установка прибора учета, запрос на установку прибора учета способом, позволяющим подтвердить факт его получения, или приглашение для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но и право установки прибора учета и допуска прибора учета в эксплуатацию в случае неявки для участия в этой процедуре лиц и (или) их представителей из числа тех, кому направлялся запрос на установку прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию. При этом такое право сетевой организации не поставлено в зависимость от недобросовестного поведения таких лиц, не обеспечивших получение таких запроса или приглашения по своим адресам.
Ссылка судов на содержание части 1 статьи 541, частей 1 и 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 144 и 148 Основных положений N 442, абзац шестой пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", сделана без ссылок на конкретные обстоятельства, в связи с которыми данные положения применяются к спорным правоотношениям и порождают правовые последствия для их участников.
Применительно к представленным в материалы дела доказательствам (счета на оплату суды не установили, в чем конкретно выразилось нарушение обществом прав потребителей.
Суды не установили, что конкретно представляют собой домовладения по спорным адресам, не установили, имеют они отдельное или общее (единое) с кем (чем)-либо подключение к электрическим сетям централизованного электроснабжения (объединены или нет принадлежащие им сети инженерно-технического обеспечения, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения). Тем самым, суды не установили, учитывают или нет приборы учета, установленные на границе балансовой принадлежности и поименованные в предписаниях, особенности энергопотребления каждого домовладения, а также не проверили, учла ли инспекция данные обстоятельства в своих предписаниях.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника жилого помещения возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (в том числе газоснабжение). Согласно пункту 1 данной статьи граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
При этом пунктом 41 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Согласно пункту 49 Правил N 354 если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Тем самым в нормах действующего законодательства отсутствует право проводить расчеты в домовладении исключительно по приборам, учитывающим объем ресурса лишь части домовладения. Суды не указали, почему отклонили общий принцип, определенный пунктами 41 и 49 Правил N 354.
Суд кассационной инстанции не принимает во внимание ссылку судов на судебную практику, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
При таких обстоятельствах является преждевременным вывод судов о том, что оспариваемые предписание от 23.06.2021 N 1382 в части необходимости производить начисление платы в домовладении по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, д. 112-114 только исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не принимая во внимание показания прибора учета N 011554143400844, а также предписание от 18.06.2021 N 1388 и от 25.06.2021 N 1434 в части необходимости производить начисление платы в домовладении только исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не принимая во внимание показания прибора учета N 097413599 (011075151178273) и 011552154253559, соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создают какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данные процессуальные нарушения привели к недостаточно полному исследованию доказательств и принятию неправильных и необоснованных судебных актов в обжалуемой части, что является основанием для их отмены в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какая норма материального права должна быть применена (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, процессуальный закон, определяя пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не предоставил ему права исследовать и оценивать доказательства, которые ранее не были предметом исследования (оценки).
При таких обстоятельствах дело в отмененной части надлежит направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, истребовать документы и доказательства, в полном объеме исследовать доводы лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, дать им надлежащую оценку с учетом норм действующего законодательства, при необходимости привлечь к участию в деле третьими лицами сособственников спорных домовладений, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А53-28114/2021 отменить в части отказа в признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции по Ростовской области:
- от 23.06.2021 N 1382 в части необходимости производить начисление платы в домовладении по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, д. 112-114 только исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не принимая во внимание показания прибора учета N 011554143400844;
- от 18.06.2021 N 1388 и от 25.06.2021 N 1434 в части необходимости производить начисление платы в домовладении только исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не принимая во внимание показания прибора учета N 097413599 (011075151178273) и 011552154253559.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В остальной части судебные акты по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Тем самым в нормах действующего законодательства отсутствует право проводить расчеты в домовладении исключительно по приборам, учитывающим объем ресурса лишь части домовладения. Суды не указали, почему отклонили общий принцип, определенный пунктами 41 и 49 Правил N 354.
...
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
...
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А53-28114/2021 отменить в части отказа в признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции по Ростовской области:"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2022 г. N Ф08-9955/22 по делу N А53-28114/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11714/2023
14.09.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12714/2023
06.07.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28114/2021
02.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9955/2022
21.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10771/2022
31.05.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28114/2021