г. Краснодар |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А15-3082/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Ростелеком" в лице Дагестанского филиала (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) - Коротковой А.В. (доверенность от 02.07.2021), Кихова Г.А. (доверенность от 06.09.2022), в отсутствие представителей администрации муниципального образования "Акушинский район" Республики Дагестан, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан, общества с ограниченной ответственностью "Акфарм", Магомедова М.М., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования "Акушинский район" Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А15-3082/2020, установил следующее.
ПАО "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Акушинский район" Республики Дагестан (далее - администрация) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:26 площадью 1339,09 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Акушинский район, с. Акуша; признании отсутствующим права собственности администрации на спорный земельный участок и признании недействительным основания регистрации права - постановления администрации от 17.09.2009 N 92 "О разграничении земельного участка в муниципальную собственность муниципального образования "Акушинский район"" (далее - постановление N 92) (в уточненной редакции).
Администрация обратилась со встречным иском к обществу и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление), в котором просила: признать недействительными свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 25.12.2009 серии 05-АА N 255842 на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:26 площадью 1339,09 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Акушинский район, с. Акуша, свидетельство о государственной регистрации права собственности ОАО "Дагсвязьинформ" (правопредшественник общества) от 02.08.2010 серии 05-АА N 323017 на спорный земельный участок, признать недействительным договор купли-продажи спорного земельного участка от 26.04.2010 N 311/3 (в уточненной редакции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан, ООО "Акфарм", Магомедов М.М.
Решением от 09.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2022, первоначальные исковые требования удовлетворены частично: признано отсутствующим зарегистрированное за муниципальным образованием "Акушинский район" Республики Дагестан право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:26 с указанием на то, что судебный акт является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи о государственной регистрации от 17.03.2010 N 05-05-17/001/2010-320; в остальной части исковых требований отказано; встречные исковые требования оставлены без удовлетворения. Суды пришли к выводу о том, что требование о признании отсутствующим у администрации права собственности на спорный земельный участок является надлежащим способом защиты. Постановление N 92 реализовано и 17.03.2010, за муниципальным образованием "Акушинский район" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:26, 02.08.2010 за ОАО "Дагсвязьинформ" также зарегистрировано право собственности на данный земельный участок. Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Дагестанской АССР в лице Акушинского РУЭС использовало здание для оказания услуг связи и не утратило владение им, в связи с чем здание и находящийся под ним земельный участок перешли в федеральную собственность в лице ГПСИ "Россвязьинформ" Дагестанской АССР. Спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Сама по себе регистрация права собственности на земельный участок за муниципальным образованием не подтверждает переход права собственности к последнему. Договор купли-продажи спорного земельного участка от 26.04.2010 N 311/3 заключен с соблюдением норм законодательства, действовавших на момент его заключения, и является действительным. Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОАО "Дагсвязьинформ" прекратило свою деятельность 01.04.2011 путем реорганизации в форме присоединения к ПАО "Ростелеком". С момента завершения реорганизации юридического лица - ПАО "Ростелеком" (01.04.2011) последнему перешло право собственности на недвижимое имущество, принадлежавшее ОАО "Дагсвязьинформ", в том числе на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:0026. В удовлетворении требований общества о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:26 и признании недействительным основания регистрации права - постановления N 92 суды отказали, учитывая, что удовлетворение данных требований не приведет к восстановлению прав (законных интересов) истца. Кроме того, избранный способ защиты нарушенного права признан судебными инстанциями ненадлежащим. Поскольку требования общества удовлетворены, в удовлетворении встречного искового заявления администрации отказано.
В кассационной жалобе администрация просит решение от 09.03.2022 и постановление апелляционного суда от 06.06.2022 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении встречных требований в полном объеме, ссылаясь на ошибочные выводы судов о возникновении у истца (его право предшественника) права собственности на спорный земельный участок и расположенное на нем здание. Суды не учли, что Исполком Совета народных депутатов - это представительный орган государственной власти. Согласно свидетельству о собственности от 13.05.1994 N 173 имущество Государственного предприятия является собственностью Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что спорный объект может быть отнесен к указанным в приложении N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) и относится исключительно к федеральной собственности. До внесения объектов в соответствующий реестр документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении подобъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп. При внесении недвижимости в реестр федерального имущества в 2009 году форма выписки из реестра федерального имущества должна соответствовать форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 11.09.2007 года N 306 - с указанием года создания объекта недвижимости. Материалы дела не содержат выписки из реестра федерального имущества на здание с указанием года создания объекта недвижимости; а также таких документов, как акт ввода здания в эксплуатацию, источник финансирования строительства, подтверждающие факт строительства исключительно за счет средств правопредшественника истца. Право муниципальной собственности возникло на земельный участок на основании постановления администрации N 92. Участок не относится к федеральной собственности, следовательно, управление не имело право заключать от имени Российской Федерации сделку, направленную на его отчуждение. Спорный земельный участок и расположенное на нем здание в настоящее время обществом не используются. Муниципальное образование "Акушинский район" является реестровым и фактическим собственником спорного земельного участка, которому принадлежит право собственности на здание, расположенное на спорном земельном участке. Вопрос о пропуске срока исковой давности судами не разрешен.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители общества поддержали аргументы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просили судебные акты оставить без изменения.
Администрация и иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании приказа Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу от 15.01.1991 N 65 с 01.04.1991 ликвидирован ПТУС Дагестанской АССР и на его базе создано Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Дагестанской АССР с передачей ему сети ликвидируемого ПТУС.
Решением Исполкома Акушинского районного Совета народных депутатов от 25.09.1991 N 150 "О безвозмездной передаче бывшего здания райисполкома Акушинскому узлу связи" с баланса Акушинского райисполкома на баланс Акушинского узла связи передано бывшее здание райисполкома для размещения аппаратуры новой АТС с возмещением остаточной балансовой стоимости в сумме 89 тыс. рублей.
21 января 1994 года выдано свидетельство о государственной регистрации данного предприятия. Акушинский районный узел связи является структурным подразделением Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Республики Дагестан.
4 апреля 1994 года главой администрации Акушинского района издано постановление N 72 "О переходе права пользования и выдаче государственного акта на право пользования земельным участком, находящимся под зданием, хозяйственными постройками и двором Акушинского районного узла электросвязи".
Указанное постановление принято на основании решения Исполкома Акушинского районного Совета народных депутатов от 25.09.1991 N 150. Из данного постановления следует, что за Акушинским районным узлом электросвязи зарегистрировано право пользования на земельный участок площадью 0,1556 га, находящийся под зданием (бывшим зданием) райисполкома. Кроме того, указанным постановлением предписано выдать Акушинскому районному узлу электросвязи государственный акт на право пользования землей, находящейся под зданием, хозяйственными постройками и двором.
Согласно свидетельству о собственности от 13.05.1994 N 173 имущество Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Республики Дагестан является собственностью Российской Федерации.
Государственным комитетом по управлению государственным имуществом 17.05.1994 утвержден типовой план приватизации Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Республики Дагестан, включая Акушинский районный узел связи, который является структурным подразделением Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Республики Дагестан.
Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Дагестанской АССР преобразовано в акционерное общество открытого типа "Дагсвязьинформ", что подтверждается свидетельством от 24.05.1994 N 228-р о государственной регистрации предприятия, которое 19.08.1996 переименовано в ОАО "Дагсвязьинформ". В последующем было предприятие преобразовано в ОАО "Дагсвязьинформ".
20 ноября 2009 года управление Росимущества вынесло распоряжение N 276-р о внесении документации на земельные участки согласно приложению N 1 (в том числе земельного участка с кадастровым номером 05:20:000001:0026), находящиеся в пользовании ОАО "Дагсвязьинформ", под объектами недвижимости в Управление Росреестра для государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:0026 включен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 01.12.2009 N 1995.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2009 серии 05-АА N 255842 на основании выписки из реестра федерального имущества от 01.12.2009 N 1995 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок категории населенных пунктов, для размещения здании РУЭС, с кадастровым номером 05:20:000001:0026, площадью 1339,09 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Акушинский район, с. Акуша.
31 декабря 2009 года управление Росимущества распоряжением N 311-р предоставило в собственность ОАО "Дагсвязьинформ" земельные участки как собственнику недвижимого имущества, находящегося на участках, в том числе земельном участке с кадастровым номером 05:20:000001:0026 (план приватизации от 17.05.1994).
26 апреля 2010 года управление и ОАО "Дагсвязьинформ" заключили договор купли-продажи земельного участка N 311/3, согласно которому на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 25.12.2009 серии 05-АА N 255842 и плана приватизации от 17.05.1994, продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок категории земли - населенных пунктов, с кадастровым номером 05:20:000001:0026. По передаточному акту от 26.04.2010 земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:0026 передан ОАО "Дагсвязьинформ". Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (запись о регистрации от 02.08.2010 N 05-05-01/074/2010-514).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.08.2010 серии 05-АА N 323017 за ОАО "Дагсвязьинформ" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:0026.
8 июня 2010 года ОАО "Дагсвязьинформ" и истец заключили договор о присоединении, согласно которому стороны договорились осуществить реорганизацию в форме присоединения, в результате которого все права и обязанности перейдут к обществу в порядке и на условиях, изложенных в договоре. ОАО "Дагсвязьинформ" прекратило свою деятельность 01.04.2011 путем реорганизации в форме присоединения к обществу, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Между тем, 17.09.2009 главой муниципального образования "Акушинский район" издано постановление N 92, согласно которому в собственность муниципального образования "Акушинский район" передан земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:0026, площадью 1339,09 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Акушинский район, с. Акуша.
Регистрирующим органом за муниципальным образованием "Акушинский район" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:26 (о чем внесена запись от 17.03.2010 N 05-05-17/001/2010-320).
Главой муниципального образования "Акушинский район" издано постановление от 05.02.2010 N 12 "О закреплении на праве собственности административного здания с техническим строением", согласно которому административное здание с техническим строением общей площадью 536,2 кв. м, находящееся по адресу: Республика Дагестан, Акушинский район, с. Акуша, переоформлено на праве собственности.
Общество 05.12.2019 обратилось в управление Росреестра для замены сведений о юридическом лице в связи с присоединением ОАО "Дагсвязьинформ" в апреле 2011 года к ОАО "Ростелеком".
Уведомлением от 18.12.2019 N КУВД001/2019-15655249/1 регистрирующий орган приостановил осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:20:000001:26 ввиду отсутствия правоустанавливающего документа. Уведомлением от 18.03.2020 N КУВД-001/2019-15655249/3 обществу в регистрации права на земельный участок отказано.
Ссылаясь на незаконность регистрации права собственности муниципального образования "Акушинский район" на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:26, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Полагая, что у общества отсутствовали правовые основания для возникновения права собственности на спорный земельный участок и расположенное на нем здание, администрация предъявила встречные требования.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Как следует из абзаца четвертого пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в случаях, когда запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
Требование о признании отсутствующим права на недвижимое имущество может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением специального иска (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В части 4 той же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 95 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года средства связи объявлялись государственной собственностью среди прочих видов имущества, необходимого для осуществления задач государства.
Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 6 раздела IV приложения N 1 к названному постановлению указано, что предприятия связи являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт (пункт 11 Постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к правомерным выводам о наличии оснований для частичного удовлетворения первоначальных исковых требований и необходимости отказа в удовлетворении встречного иска. Суды при разрешении спора исходили из документальной подверженности обстоятельств, свидетельствующих об отнесении спорных объектов к федеральной собственности в силу прямого указания закона. Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Дагестанской АССР в лице Акушинского РУЭС использовало здание для оказания услуг связи и не утратило владение, в связи с чем данное здание и находящийся под ним земельный участок перешли в федеральную собственность в лице ГПСИ "Россвязьинформ" Дагестанской АССР. Спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало. Сама по себе регистрация права собственности на земельный участок за муниципальным образованием не подтверждает переход права собственности к последнему. Поскольку на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления N 3020-1) правопредшественник общества - предприятие использовало спорное здание деятельности для оказания услуг связи и не утратило владение им. Наличие актов муниципальных органов о включении имущества в состав муниципальной собственности не может являться обстоятельством, препятствующим судебной защите нарушенного права. Договор купли-продажи земельного участка от 26.04.2010 N 311/3, заключен с соблюдением норм законодательства, действовавших на момент его заключения, и является действительным. С момента завершения реорганизации юридического лица - обществу перешло право собственности на недвижимое имущество, принадлежавшее ОАО "Дагсвязьинформ", в том числе и на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:0026, независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Судами правомерно рассмотрены исковые требования общества как негаторные, на которые исковая давность не распространяется, в связи с чем довод администрации о неприменении срока исковой давности окружным судом не принимается.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, окружным судом отклоняются, поскольку обстоятельства, на которые ссылаются администрация, были проверены и отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к соответствующим выводам.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу N А15-3082/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к правомерным выводам о наличии оснований для частичного удовлетворения первоначальных исковых требований и необходимости отказа в удовлетворении встречного иска. Суды при разрешении спора исходили из документальной подверженности обстоятельств, свидетельствующих об отнесении спорных объектов к федеральной собственности в силу прямого указания закона. Государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" Дагестанской АССР в лице Акушинского РУЭС использовало здание для оказания услуг связи и не утратило владение, в связи с чем данное здание и находящийся под ним земельный участок перешли в федеральную собственность в лице ГПСИ "Россвязьинформ" Дагестанской АССР. Спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало. Сама по себе регистрация права собственности на земельный участок за муниципальным образованием не подтверждает переход права собственности к последнему. Поскольку на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления N 3020-1) правопредшественник общества - предприятие использовало спорное здание деятельности для оказания услуг связи и не утратило владение им. Наличие актов муниципальных органов о включении имущества в состав муниципальной собственности не может являться обстоятельством, препятствующим судебной защите нарушенного права. Договор купли-продажи земельного участка от 26.04.2010 N 311/3, заключен с соблюдением норм законодательства, действовавших на момент его заключения, и является действительным. С момента завершения реорганизации юридического лица - обществу перешло право собственности на недвижимое имущество, принадлежавшее ОАО "Дагсвязьинформ", в том числе и на земельный участок с кадастровым номером 05:20:000001:0026, независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Судами правомерно рассмотрены исковые требования общества как негаторные, на которые исковая давность не распространяется, в связи с чем довод администрации о неприменении срока исковой давности окружным судом не принимается.
...
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2022 г. N Ф08-9838/22 по делу N А15-3082/2020