Письмо Министерства здравоохранения РФ от 29 сентября 2023 г. N 16-7/4445
Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении сообщает, что в рамках реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" проведена актуализация справочных материалов о системе непрерывного медицинского образования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (далее - справочные материалы, РОИВ).
Актуализированные справочные материалы включают в себя:
- описание видов образовательной активности и соответствующих им образовательных элементов непрерывного образования;
- сведения о роли непрерывного образования в подготовке работников здравоохранения к процедуре допуска к профессиональной деятельности в свете актуальных действующих нормативно-правовых документов;
- перечень возможностей Портала в обеспечении непрерывного образования специалистов здравоохранения;
- рекомендации и требования к планированию образовательной активности в рамках системы непрерывного образования специалистов здравоохранения;
- актуализированное описание возможностей формирования персональных рекомендаций по обучению в рамках непрерывного образования специалистов здравоохранения с учетом роли работодателя;
- порядок использования Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее - Портал) специалистом здравоохранения для управления своей образовательной активностью;
- рекомендации по использованию средств нормированного страхового запаса ФФОМС, нормированного страхового запаса ТФОМС для финансирования непрерывного образования специалистов здравоохранения;
- описание новых возможностей Портала для самообразования медицинских работников: VR- и SD-тренажеры;
- перечень возможностей Портала в подготовке медицинских работников по вопросам новой коронавирусной инфекции COVID-19;
- сведения о технической и информационной поддержке специалистов здравоохранения - пользователей Портала;
- актуализированный перечень нормативных документов, регламентирующих допуск к профессиональной деятельности и обучение специалистов здравоохранения.
Актуализированные Справочные материалы о принципах и механизмах реализации системы непрерывного медицинского образования для специалистов отрасли здравоохранения размещены на Портале размещены на открытой части Портала в разделе "Специалистам здравоохранения" страницы "Справочные материалы": https://edu.rosminzdrav.ru/spo0/spravochnie-materali/dlja-specialistov- zdravookhranenija/.
Консультирование пользователей личных кабинетов специалистов здравоохранения осуществляется по обращениям в службу поддержки Портала (переход по кнопке Помощь с главной страницы Портала).
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
Л.И. Летникова |
Методические рекомендации
о принципах и механизмах реализации системы непрерывного медицинского образования для специалистов отрасли здравоохранения
Москва, 2023
Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.
С этой целью осуществляется совершенствование подходов к профессиональному образованию и профессиональному развитию специалистов отрасли здравоохранения формирующее гибкую и динамичную систему, основанную на принципе непрерывности совершенствования и получения востребованных знаний и навыков, а также использовании симуляционного обучения и дистанционных образовательных технологий, и привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли.
Непрерывное медицинское образование призвано обеспечить возможность совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей профессиональной деятельности.
Особое значение непрерывность повышения квалификации специалистов отрасли здравоохранения приобретает в связи с изменением государственного регулирования права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности:
- в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" процедура сертификации специалистов поэтапно сменилась процедурой аккредитации;
- специалисты, допущенные к медицинской и фармацевтической деятельности через процедуру сертификации после 01 января 2016 года, подтверждают право на осуществление медицинской деятельности, фармацевтической деятельности через процедуру периодической аккредитации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 года N 1043 "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" (с изменениями на 4 августа 2020 года);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "1043н"
- порядок периодической аккредитации, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов", для допуска к периодической аккредитации специалист здравоохранения должен представить в Федеральный аккредитационный центр высшего медицинского образования, высшего и среднего фармацевтического образования, а также иного высшего образования или Федеральный аккредитационный центр среднего медицинского образования портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности.
Таким образом, непрерывное медицинское образование неразрывно связано с допуском к профессиональной деятельности, но при этом не ограничено им: в зависимости от текущих образовательных потребностей обучение может осуществляться как в рамках имеющихся специальностей, так и вне их.
Виды образовательной активности и образовательные элементы в непрерывном образовании
Стремительное развитие отечественной и мировой системы здравоохранения в части как технологий, так и подходов к диагностике, лечению, мониторингу и профилактике заболеваний убедительно демонстрирует тот факт, что даже систематическое обучение по программам повышения квалификации может оказаться недостаточным для поддержания необходимого профессионального уровня. В этой связи очень важным дополнением к "формальному образованию" (повышение квалификации) следует считать существенно расширившиеся в последние годы возможности "неформального образования" (обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций) и "самообразования" (индивидуальная познавательная деятельность). В соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года N 926, все перечисленные варианты отнесены к компонентам непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Внедрение непрерывного медицинского и фармацевтического образования в нашей стране позволило к настоящему моменту сформировать группы образовательных элементов, соответствующих всем видам образовательной активности (схема 1).
Схема 1. Соответствие образовательных элементов непрерывного образования видам образовательной активности
Непрерывное образование в подготовке работников здравоохранения к процедуре допуска к профессиональной деятельности
Освоение образовательных элементов непрерывного образования играет важную роль при подготовке специалистов здравоохранения к процедуре повторного допуска к профессиональной деятельности - периодической аккредитации (схема 2).
------------------------------
*- до 31 декабря 2020 года.
------------------------------
Схема 2. Допуск к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации
При этом уровни профессионального образования и дополнительное профессиональное образование специалистов здравоохранения определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 года N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием".
Действующая нормативно-правовая база предусматривает в качестве одного из вариантов включение в вышеуказанное портфолио образовательных элементов, относящихся к "неформальному образованию" и "самообразованию" наряду с программами повышения квалификации ("формальное образование").
Возможности Портала edu.rosminzdrav.ru в обеспечении непрерывного образования специалистов здравоохранения
С 2016 года инструментом управления образовательной активностью специалистов здравоохранения и учета ее результатов является Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru (далее - Портал), который содержит образовательные элементы и сведения о них, соответствующие всем компонентам непрерывного образования.
Зарегистрированные пользователи Портала получают доступ к широкому спектру возможностей по планированию и осуществлению своего обучения (схема 3).
Схема 3. Возможности специалиста здравоохранения при работе на Портале
Рекомендации и требования к планированию образовательной активности в рамках системы непрерывного образования специалистов здравоохранения
Рекомендации по обучению в рамках непрерывного образования
По результатам внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период. При равномерном распределении, позволяющем специалистам здравоохранения постоянно быть в курсе изменений медицинской науки и практики, это составляет около 50 часов (50 ЗЕТ) за год.
Для восполнения пробелов в полученных ранее компетенциях, а также получения новых знаний, умений и навыков наиболее эффективным является обучение по программам повышения квалификации. Поэтому из общего рекомендуемого ежегодного объема обучения примерно в 50 ЗЕТ на долю освоения образовательных программ в рамках "формального образования" рекомендуется отводить примерно 36 ЗЕТ. Оставшийся объем образовательной активности (примерно 14 ЗЕТ) рекомендуется наполнять образовательными элементами "самообразования" и "неформального образования" (схема 4).
Схема 4. Рекомендуемый объем и график обучения в непрерывном образовании
Минимальный объем образовательной активности для подготовки к периодической аккредитации
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" для допуска к периодической аккредитации специалист здравоохранения должен представить в Федеральный аккредитационный центр высшего медицинского образования, высшего и среднего фармацевтического образования, а также иного высшего образования или Федеральный аккредитационный центр среднего медицинского образования портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарным сроком освоения не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-коммуникационной сети "Интернет", суммарным сроком освоения не менее 144 часов, из которых не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации (схема 5).
Схема 5. Минимальный объем образовательной активности для допуска к периодической аккредитации
Возможности формирования персональных рекомендаций по обучению в рамках системы непрерывного образования специалистов здравоохранения
Технические средства Портала позволяют формировать персональные рекомендации по обучению в соответствии с образовательными запросами, особенностями профессиональной деятельности, текущим состоянием профессиональных знаний и умений специалиста здравоохранения, а также с в соответствии с потребностями системы здравоохранения в целом. Основой для формирования образовательных траекторий являются созданные в автоматизированном режиме рекомендации по обучению по разделам и отдельным темам специальности с учетом значимости их освоения (обязательные, рекомендованные и факультативные) по результатам предлагаемого специалисту профессионального анкетирования и самоконтроля (схема 6).
Схема 6. Механизм формирования персональных рекомендаций по обучению
Специалист здравоохранения может через свой личный кабинет на Портале получить персональные рекомендации по обучению в рамках непрерывного образования от регионального органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья (РОИВ). С учетом потребностей системы здравоохранения региона РОИВ при помощи технических средств Портала может выбирать и рекомендовать к освоению интерактивные образовательные модули, причем определять их уровень обязательности к освоению - как рекомендованный или обязательный.
Работодатель, используя функционал личного кабинета на Портале, также может участвовать в обучении и повышении квалификации сотрудников с учетом потребностей медицинской организации и особенностей профессиональной деятельности специалиста. Есть возможность выбрать и поставить в план к освоению как образовательные программы (за исключением реализуемых за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориального фонда обязательного медицинского страхования), так и интерактивные образовательные модули или участие в образовательном мероприятии.
В кабинете специалиста здравоохранения вид рекомендаций и уровень их освоения маркируется. Специалист получает уведомления о таких образовательных элементах.
Порядок использования Портала edu.rosminzdrav.ru специалистом здравоохранения для управления своей образовательной активностью
Порядок действий на Портале зависит от пользовательского статуса специалиста здравоохранения и функционала Портала, внедренного для каждой из специальностей на данный момент (схема 7).
Схема 7. Алгоритм работы на Портале
Использование средств нормированного страхового запаса федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обучения специалистов здравоохранения
Обучение специалистов здравоохранения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в том числе по программам непрерывного образования, может проводиться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", в качестве источника финансирования обучения могут использоваться средства нормированного страхового запаса (НСЗ) Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 205н "Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования", из средств нормированного страхового запаса ФФОМС/ТФОМС может оплачиваться обучение по программам повышения квалификации, реализуемым с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки, симуляционного обучения (в том числе мастер-классы), дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также реализуемым в сетевой форме при условии, что направление программы повышения квалификации соответствует:
- видам, формам и профилям медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников федеральных медицинских организаций), или в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (для медицинских работников региональных медицинских организаций);
- должности медицинского работника, профессиональную деятельность по которой он осуществляет в медицинской организации.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется исключительно с использованием Портала.
Выбор программы повышения квалификации для обучения за счет средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС осуществляется медицинскими работниками:
а) осуществляющими трудовую деятельность в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации;
б) осуществляющими оказание в федеральной медицинской организации и (или) региональной медицинской организации медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (для федеральной медицинской организации) или территориальной программы обязательного медицинского страхования (для региональной медицинской организации);
в) не проходившими обучение по программам дополнительного профессионального образования в течение года, предшествующего соответствующему финансовому году.
Взаимодействие участников направления медицинского работника на дополнительное образование за счет средств НСЗ ФФОМС, НСЗ ТФОМС представлен на схеме 8.
Схема 8. Координация действий при финансировании обучения из средств НСЗ ФФОМС/ТФОМС
Новые возможности Портала edu.rosminzdrav.ru для самообразования медицинских работников: VR- и 3D-тренажеры
В настоящее время активно ведутся работы по созданию интерактивных образовательных модулей с использованием современных симуляционных образовательных технологий - с 3D анимацией и в формате тренажеров виртуальной реальности (VR-тренажер).
Тренажеры обеспечивают высокую достоверность и максимальный эффект погружения в реальную работу врача. Обучающийся может оценить состояние пациента, в том числе применяя инструментальные методы исследования, и провести лечение, включая сердечно-легочную реанимацию. Все задачи разработаны при участии ведущих экспертов с учетом актуальных рекомендаций.
На данный момент разработаны следующие виды VR-тренажеров:
VR-тренажер по отработке алгоритма оказания скорой и неотложной помощи в санитарном автомобиле скорой медицинской помощи для специалистов СПО по специальности "Скорая медицинская помощь";
VR-тренажер по отработке алгоритма оказания неотложной медицинской помощи для врачей клинических специальностей;
VR-тренажер по оказанию неотложной хирургической помощи (коникотомия) для врачей хирургов, анестезиологов-реаниматологов, врачей скорой медицинской помощи.
С целью отработки алгоритма приема пациента в смоделированной среде и практического навыка общения с пациентом разработаны 3D-тренажеры с диалоговыми симуляциями для врачей различных специальностей. Сценарии разработаны врачами-экспертами ведущих медицинских ВУЗ-ов и НМИЦ Минздрава России и основаны на реальных историях болезни сложных пациентов. Для общения с пациентом доступны режимы текстового и голосового управления. В процессе обучения происходит максимально полное погружение специалиста в обстановку реального приема.
Интерактивные образовательные модули "Полиморбидный пациент (тренажер с 3D-анимацией)" реализованы для врачей разных специальностей:
кардиологов,
детских кардиологов,
ревматологов,
онкологов,
эндокринологов,
детских эндокринологов,
терапевтов,
педиатров,
общая врачебная практика (семейная медицина),
лечебное дело.
Возможности Портала edu.rosminzdrav.ru в подготовке медицинских работников по вопросам новой коронавирусной инфекции COVID-19
В период противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Портал edu.rosminzdrav.ru стал ресурсом оперативного распространения актуальной образовательной и справочной информации по вопросам профилактики, диагностики и лечения (COVID-19).
На Портале создан постоянно пополняемый и актуализируемый раздел "Материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19", содержащий несколько подразделов:
- "Материалы, обязательные к освоению медицинскими работниками";
- "Материалы, обязательные к освоению медицинскими работниками в соответствии с профилем оказываемой медицинской помощи";
- "Инструкции и видеоролики";
- "Дополнительные материалы для всех медицинских работников";
- "Дополнительные материалы для медицинских работников в соответствии с профилем оказываемой медицинской помощи";
- "Информация о программах повышения квалификации".
Кроме того, в разделе "Материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19" размещены памятки по регистрации на Портале для различных категорий лиц, привлекаемых к оказанию медицинской помощи при COVID-19 с целью выполнения ими минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности:
- памятка для специалистов с высшим немедицинским образованием;
- памятка для лиц с перерывом в стаже по специальности более 5 лет;
- памятка для обучающихся;
- памятка для младшего медицинского персонала.
Техническая и информационная поддержка специалистов здравоохранения - пользователей Портала
Пользователи Портала могут при необходимости обратиться в службу технической поддержки: переход к форме обращения возможен с главной страницы открытой части Портала (по кнопке "Помощь" верхнего меню, схема 9). Круглосуточное онлайн консультирование специалистов также доступно по электронной почте: help@edu.rosminzdrav.ru.
Схема 9. Форма обращения в техническую поддержку
Ответы на часто задаваемые вопросы по работе в личном кабинете специалиста на Портале размещены на отдельной странице открытой части Портала (переход из раздела Специалистам).
Также на открытой части в одноименном разделе размещены подробные Справочные материалы по каждому виду функционала Портала.
Для специалистов здравоохранения на регулярной основе проводятся вебинары с главными внештатными специалистами Минздрава России. Запись таких вебинаров доступна в вид интерактивного информационного модуля в разделе "Информационные вебинары" (переход из раздела Специалистам).
Нормативные документы, регламентирующие допуск к профессиональной деятельности и обучение специалистов здравоохранения
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 273 "Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансирования обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 ноября 2021 N 1082н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, формы свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технических требований к нему, а также порядка выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 205н "Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 года N 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" в действующей редакции;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 года N 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 29 сентября 2023 г. N 16-7/4445
Опубликование:
-