г. Краснодар |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А32-9075/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Конопатова В.В., при участии от заинтересованного лица - Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718 ОГРН 1022301212878) - Захаровой Е.В. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Колос-Проект" (ИНН 231000942 ОГРН 1032307160423), заинтересованного лица - Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (ИНН 2308007718 ОГРН 1022301212878), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару, извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 19746 6, 19745 9, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Колос-Проект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственным учреждениям - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение фонда) и филиалу N 1 отделения фонда (далее - фонд) о взыскании 37 319 рублей 98 копеек процентов за пользование излишне взысканных страховых платежей. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022, с отделения фонда взыскано 8030 рублей 63 копеек процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - страховые взносы).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось отделение фонда, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Суд установил, что решениями фонда от 08.05.2019 N 27 обществу начислено 40 721 рублей 80 копеек страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 1500 рублей 77 копеек пеней и 8 144 рублей 36 копеек штрафа и N 39 о начислении 8721 рубля 73 копеек страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 939 рублей 05 копеек пеней и 1744 рублей 35 копеек штрафа, которые общество уплатило 21.05.2019, и незаконность начисления которых подтверждена впоследствии решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 по делу N А32-37981/2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020. Величина излишне взысканных страховых взносов, как указало общество, составила 37 319 рублей 96 копеек, которые оно вместе с понесенными судебными расходами по уплате государственной пошлины за рассмотрение его заявления просило фонд возвратить. По делу N А32-37981/2019 выдан исполнительный лист, УФК по Краснодарскому краю возвратило обществу 3 тыс. рублей судебных расходов на уплату государственной пошлины, письмом от 11.06.2021 отказав в возврате излишне взысканных взносов по мотиву непринятия фондом самостоятельного решения о возврате. В связи с этим общество обращалось в фонд с заявлениями о возврате излишне взысканных страховых взносов, после чего обратилось в арбитражный суд с заявлением об их возврате.
Удовлетворяя требование, суд сослался на преюдициальные судебные акты арбитражного суда, которыми установлено отсутствие у общества обязанности по уплате спорных страховых взносов, за несвоевременный возврат которых общество просит в настоящем деле взыскать проценты.
Однако при этом суд не выполнил обязанность определения надлежащего ответчика по делу в смысле, определенном в части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс). Арбитражный суд первой инстанции, установив, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В силу части 6 статьи 46 Кодекса по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает к участию в деле другое лицо в качестве ответчика, а также в качестве соответчика. БОльшая активность суда по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, прежде всего, вытекает из характера спорного материального правоотношения, в котором предполагается наличие отношений власти и подчинения, наличие слабой стороны.
Заявитель самостоятельно указывает предмет иска - определенное материально-правовое требование к ответчику и основание иска - фактические обстоятельства, из которых вытекают и на которых основываются требования истца, а суд устанавливает, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
При рассмотрении заявлений плательщиков страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) взносов за период до 01.01.2017 следует учитывать, в каком процессуальном статусе следует привлекать к участию в деле налоговый орган, и какое лицо (фонд либо налоговый орган) следует указывать в резолютивной части решения суда в качестве лица, за счет которого производится взыскание. С учетом имеющегося у плательщика права претендовать на взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных процентов за несвоевременный возврат страховых взносов за 2016 - 2018 годы без обращения в фонд или инспекцию, вывод суда о наличии только у отделения фонда обязанности уплаты процентов основан без учета совокупности переходных положений, регулирующих передачу полномочий администратора страховых взносов из ФСС в налоговые органы.
Судебные инстанции, привлекая к участию в рассмотрении дела инспекцию третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, не учли изменения в законодательство о страховых взносах о лице, обладающем функциями распорядителя страховыми взносами после 01.01.2017.
Исходя из статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов рассматриваются налоговыми органами. Только они вправе принимать решения о возврате переплаты по страховым взносам, образовавшейся как до 01.01.2017, так и после этой даты.
Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федеральном законе от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ). Из них также следует, что возврат излишне взысканных денежных средств за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, регулируется статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 N 301-КГ18-11753). Названными нормами с 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано от Фонда социального страхования в Федеральную налоговую службу и соответствующие территориальные налоговые органы.
Статьей 20 Закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, возложен на фонд в действовавшем до дня вступления в силу Закона порядке.
Порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, регулируется статьей 21 Закона N 250-ФЗ и предусматривает принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов соответствующими органами фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя, при отсутствии у него задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, с последующим направлением решения в соответствующий налоговый орган для исполнения.
Положения статей 78, 79 Налогового кодекса применяются как для страховых взносов, уплаченных за расчетные периоды после 2017 года в порядке, установленном Кодексом, так и для страховых взносов, взысканные за расчетные периоды до 2017 года в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Поэтому установленный Законом N 250-ФЗ порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносах (при подтверждении права на возврат переплаты в порядке Закона N 212-ФЗ) до передачи администрирования в налоговые органы в силу универсальности механизма обеспечения прав налогоплательщика на своевременный возврат, применяется вне зависимости от передачи администрирования страховых взносов от одного органа государственной власти (внебюджетного фонда) к другому (налоговому органу).
Часть 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ предусматривала, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может подаваться в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Аналогичная норма содержится и в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса: заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ФСС направляют его в соответствующий налоговый орган (части 1, 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
В силу статьи 27 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, излишне взысканные страховые взносы подлежат возврату плательщику страховых взносов с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, об их возврате.
Законом N 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию и взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшейся на 01.01.2017. Разграничение их полномочий Законом N 250-ФЗ по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов произведено по состоянию на 01.01.2017.
Пункт 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ также содержит прямое указание об обязанности налоговых органов исполнить решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов. При этом отмечено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено Законом N 212-ФЗ. Пунктом статьи 18 Закона N 250-ФЗ Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, а вопросы исчисления и уплаты страховых взносов начали регулироваться главой 34 Налогового кодекса. Таким образом, до 01.01.2017 администрированием страховых взносов в Пенсионный фонд занимался соответственно фонд, а с 01.01.2017, - налоговые органы.
В статье 20 Закона N 250-ФЗ также установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года, осуществляется соответствующими органами ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона. При этом Законом N 250-ФЗ не урегулирован порядок зачета страховых взносов, излишне уплаченных до 01.01.2017 в счет уплаты текущих страховых взносов. Полномочия по администрированию страховых вносов переданы Законом N 250-ФЗ в 01.01.2017 налоговым органам. Из буквального прочтения статьи 21 Закона N 250-ФЗ следует, что после 01.01.2017 полномочиями по осуществлению фактического возврата излишне уплаченных излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней обладают только налоговые органы. Возврат таких излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов производится за счет средств соответствующих бюджетов, а не конкретного органа ФСС. Переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 01.01.2017, не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного статьей 26 Закона N 212-ФЗ.
При таком законодательном регулировании правовая природа платежей страховых взносов, их неизменность не исключает применение Налогового кодекса при изменении их администратора. Вывод о наличии у налогового органа, исполняющего решение ФСС о возврате излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов, обязанности по их возврату в порядке статей 79 или 78 Налогового кодекса, следует и из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 N 301-КГ18-11753.
Неясность изложения правовой ситуации, исключающей возможность возврата (в случае наличия оснований) переплаты инспекцией как администратором страховых взносов при наличии отрицательного решения фонда по этому вопросу, не возлагает на их плательщика обязанности отвечать за ошибки и просчеты государства. Следовательно, в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговые органы и фонд применительно к установленным судом в данном деле фактическим обстоятельствам могут привлекаться к участию в деле в качестве соответчиков, решение одного из которых выполняет другой.
При разрешении споров, связанных с возвратом платежей, уплаченных (взысканных) в бюджет, суд дает оценку достаточности доказательств, представленных в подтверждение факта переплаты, наличия оснований для отказа в возврате платежей, и представленных администратором платежей доказательств, подтверждающих законность отказа возвратить их.
С учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении платежей в связи с принятием налоговым органом или органом внебюджетного фонда незаконных решений по результатам контроля, а также при истечении срока возврата платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на эти органы обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении платежей в бюджет).
Обращение в суд с имущественным требованием о возврате платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение фонда, послужившее основанием для излишнего внесения платежей в бюджет.
Более того, как следует из преюдициальных судебных актов по делу N А32-37981/2019, отсутствие у общества обязанности по уплате страховых платежей установлено вступившим в законную силу решением суда, и отдельного обращения общества в фонд или инспекцию для его исполнения, в том числе с учетом статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса.
К тому же способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся в арбитражный суд, избирает самостоятельно, поэтому плательщики страховых взносов могут заявить к фонду и инспекции как имущественные требования - о возврате излишне у плаченных (взысканных) платежей, так и неимущественные требования об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия).
Право на обжалование решений, действий (бездействия) фонда предоставлено в равной мере лицам, как избравшим административный способ обжалования в вышестоящий фонд, так и обратившимся непосредственно в суд. Лицо, избравшее административный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту.
С учетом изложенного привлечение инспекции к участию в рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, влечет существенное ограничение как процессуальных гарантий участников публичных отношений, рассматриваемых в настоящем деле, и нарушение норм процессуального права (в том числе принципа эффективности правосудия), и может снизить объем правовой защиты лиц, чьи права и охраняемые законом интересы могут затрагиваться судебными актами по делу, - как общества, мОгущего утратить возможность взыскания процентов, так и инспекции, к компетенции которой отнесена в том числе возможность добровольного удовлетворения заявленных по делу требований. Неправильное определение ответчика по делу может нивелировать и сам судебный акт, сделав его неисполнимым для лица, не обладающего функциями администратора страховых платежей в ФСС.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии только у отделения фонда, обладающего в том числе в спорные периоды начисления процентов полномочиями по администрированию спорных платежей, статуса надлежащего ответчика (лица, которому как администратору спорных платежей, предъявлено материально-правовое требование по делу), принят без учета особенностей правового регулирования, установленных Законами N 250-ФЗ, N 243-ФЗ, N 212-ФЗ и Налогового кодекса, регулирующих передачу функций администратора страховых платежей в ФСС налоговым органам.
Аналогичный правовой подход и излагался кассационной инстанцией в деле N А32-41663/2020, в нем же приводились ссылки на правовые походы Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков, установления всех лиц, обязанных отвечать по заявленному по делу материально-правовому требованию с учетом изменившегося в спорные периоды возникновения задолженности, а также приобщения решений фонда, на основании которых начислены спорные страховые взносы, за несвоевременный возврат которых общество просит взыскать проценты по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 274, 277 - 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по делу N А32-9075/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на обжалование решений, действий (бездействия) фонда предоставлено в равной мере лицам, как избравшим административный способ обжалования в вышестоящий фонд, так и обратившимся непосредственно в суд. Лицо, избравшее административный способ обжалования, не может быть ограничено в праве на судебную защиту.
С учетом изложенного привлечение инспекции к участию в рассмотрении дела третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, влечет существенное ограничение как процессуальных гарантий участников публичных отношений, рассматриваемых в настоящем деле, и нарушение норм процессуального права (в том числе принципа эффективности правосудия), и может снизить объем правовой защиты лиц, чьи права и охраняемые законом интересы могут затрагиваться судебными актами по делу, - как общества, мОгущего утратить возможность взыскания процентов, так и инспекции, к компетенции которой отнесена в том числе возможность добровольного удовлетворения заявленных по делу требований. Неправильное определение ответчика по делу может нивелировать и сам судебный акт, сделав его неисполнимым для лица, не обладающего функциями администратора страховых платежей в ФСС.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии только у отделения фонда, обладающего в том числе в спорные периоды начисления процентов полномочиями по администрированию спорных платежей, статуса надлежащего ответчика (лица, которому как администратору спорных платежей, предъявлено материально-правовое требование по делу), принят без учета особенностей правового регулирования, установленных Законами N 250-ФЗ, N 243-ФЗ, N 212-ФЗ и Налогового кодекса, регулирующих передачу функций администратора страховых платежей в ФСС налоговым органам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 ноября 2022 г. N Ф08-11852/22 по делу N А32-9075/2022