Экономическое правосудие: единство правоприменения
Нами подготовлены данные о работе Высшего Арбитражного Суда РФ по пересмотру судебных актов в порядке надзора за девять месяцев 2003 г. Для сравнения приводятся соответствующие показатели за тот же период 2002 г.
Прежде всего следует отметить, что сохраняется наметившаяся тенденция сокращения количества дел, пересматриваемых в порядке надзора. За январь - сентябрь текущего года было рассмотрено 208 таких дел (в 2002 г. - 493). При этом по состоянию на 1 октября 2003 г. оставались нерассмотренными 33 дела, которые судебным составом переданы на рассмотрение Президиума ВАС РФ (в 2002 г. на эту же дату оставалось 148 нерассмотренных дел). Можно с уверенностью сказать, что и в четвертом квартале 2003 г. каких-либо существенных изменений этого соотношения не произойдет. Тем не менее после подведения итогов мы обязательно ознакомим читателей с данными за весь год.
За девять месяцев 2003 г. в ВАС РФ поступило 17302 заявления с просьбой о надзорном пересмотре. Из них принято к производству 11508. Сопоставляя эти цифры с данными за соответствующий период прошлого года, можем отметить, что количество поступивших заявлений увеличилось, причем существенно - почти на 25%. В то же время принято к производству на 15% заявлений меньше. Направлено в Президиум за девять месяцев 2003 г. 177 дел (в 2002 г. - 330).
Что следует из приведенных данных? Пересмотр в порядке надзора является не обычной, а исключительной стадией, и, как регламентировано ст.304 АПК РФ 2002 г., основания для такого пересмотра существенно сужены в сравнении с предусмотренными в АПК 1995 г., действовавшем, как известно, в этой части до 1 января 2003 г.
Комментарий к делу N 4276/03
(постановление Президиума ВАС РФ от 16 сентября 2003 г.)
ОАО "Центр Телеком" осуществляет деятельность по обеспечению телефонной связью населения, в том числе граждан, имеющих льготы, предусмотренные федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Коломенский узел телефонной связи обратился в арбитражный суд Московской области с иском о взыскании из федерального бюджета доли от стоимости оказанных гражданам услуг, которая квалифицирована как убытки.
Арбитражный суд признал, что, поскольку указанное требование основано на бюджетно-финансовых отношениях, такого рода дела не входят в компетенцию арбитражного суда, и прекратил производство по делу за неподведомственностью.
Кассационный суд согласился с такой позицией суда первой инстанции.
Истец обжаловал указанные судебные акты в Президиум ВАС РФ. Президиум указал, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение по существу по следующим основаниям: возмещение расходов, которые несет акционерное общество при оказании услуг льготным категориям потребителей, должно производиться, как установлено законом, из федерального бюджета. Поэтому правоотношения, возникающие между указанными лицами и соответствующими органами, уполномоченными государством, являются публичными.
Согласно ст.29 АПК РФ экономические споры и другие дела, возникающие из публичных правоотношений, входят в компетенцию арбитражного суда и подведомственны ему. На этом основании Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что отказ ответчиков компенсировать затраты на оказание услуг противоречит закону.
Судебные акты по данному делу нарушают единообразие в применении арбитражными судами процессуальных норм, регулирующих подведомственность дел арбитражным судам, поэтому они отменены.
Б.Я. Полонский,
заслуженный юрист РФ
"Законодательство", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экономическое правосудие: единство правоприменения
Автор
Б.Я. Полонский - заслуженный юрист РФ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2003, N 11