г. Краснодар |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А32-6856/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "ПрофиСервис" (ИНН 7720433089, ОГРН 1187746578348) - Луговского А.В. (доверенность от 08.02.2022) и Хмелинской Е.Ю. (доверенность от 18.04.2022), от ответчика - акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ИНН 2308124997, ОГРН 1062308034920) - Горобец Е.А. (доверенность от 20.07.2022) и Исламовой К.Е. (доверенность от 02.08.2022), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Крайжилкомресурс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А32-6856/2022, установил следующее.
ООО "ПрофиСервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Крайжилкомсервис" (далее - компания) о взыскании 857 283 975 рублей долга, 4 090 644 рублей 74 копеек неустойки с 26.11.2021 по 17.02.2022, а также с 18.02.2022 по день фактической оплаты.
Решением от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам; представленные истцом первичные учетные документы не соответствуют условиям контракта от 17.12.2020 N 32009737229, не подтверждают объем и стоимость оказанных услуг.
В результате проведенной проверки данных зафиксировано систематическое завышение объемов вывезенных ТКО; объективные данные объема оказанных услуг отсутствуют. Суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении экспертизы, не оценили доказательства, представленные ответчиком.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2022 судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.11.2022 в первоначально сформированном для рассмотрения кассационной жалобы составе суда произведена замена. На основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья Малыхина М.Н. заменена судьей Ташу А.Х., рассмотрение жалобы в судебном заседании 08.11.2022 произведено с самого начала.
В суд округа поступили дополнительные документы, а также пояснения компании (24.10.2022, 27.10.2022 и 31.10.2022) и общества (02.11.2022 и 08.11.2022) с заявлениями о приобщении направленных документов к материалам дела.
Рассмотрев ходатайства участвующих в деле лиц о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, суд округа не находит оснований для их удовлетворения и отказывает в приобщении направленных документов к материалам дела. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в абзацах втором и третьем пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - Пленум N13), суд округа не наделен полномочиями по сбору, исследованию и оценке доказательств.
Учитывая поступление дополнительных документов посредством системы "Мой Арбитр", названные документы возвращению на бумажном носителе не подлежат.
Между тем письменные пояснения общества и компании учитываются судебной коллегией при рассмотрении кассационной жалобы (абзац 3 пункта 29 постановления Пленума N 13).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав представителей компании и общества, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По результатам проведения конкурсного отбора Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с компанией заключено соглашение от 14.01.2019 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 компании присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности.
На основании протокола о результатах проведения электронного аукциона от 14.12.2020 N 32009737229 компанией и обществом 17.12.2020 заключен контракт на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - контракт N 32009737229).
Предметом контракта N 32009737229 являются услуги по транспортированию ТКО в границах муниципального образования город Сочи Краснодарского края Белореченской зоны деятельности Регионального оператора с 01.01.2021 по 31.12.2021 (пункты 2.2 и 2.3 контракта N 32009737229).
Цена услуг - 750 рублей за 1м3 (пункт 3.1 контракта N 32009737229).
Стоимость услуг по транспортированию ТКО 1 860 989 587 рублей (в том числе НДС 20%; пункт 3.2 контракта N 32009737229).
Пункт 3.4 контракта N 32009737229 предусматривает, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В обоснование исковых требований обществом представлены акты оказания услуг, счета на оплату, реестры транспортных накладных, маршрутные журналы по транспортировке ТКО в границах муниципального образования город Сочи Краснодарского края, счета-фактуры, реестры путевых листов.
Суды отклонили доводы ответчика об отсутствии документального подтверждения объема вывезенных ТКО.
По мнению судов, направление обществом данных документов, получение их компанией и отсутствие мотивированных возражений в установленный контрактом срок являются достаточными основаниями для взыскания 857 283 975 рублей стоимости услуг по транспортировке ТКО за период сентябрь - декабрь 2021 года.
Между тем судами не учтено следующее.
Пунктом 7 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с пунктом 5 названных Правил.
В силу пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется двумя способами:
1) расчетным (подпункт "а");
2) исходя из массы ТКО с использованием средств измерения (подпункт "б").
В свою очередь расчетный способ (подпункт "а" пункта 5) предусматривает также два метода определения количества ТКО:
1) с применением нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) с применением количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Согласно пункту 7 Правил N 505 все три названных способа являются допустимыми способами учета ТКО при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021).
Поскольку контрактом N 32009737229 предусмотрено применение расчетного способа учета ТКО, то объем вывезенных ТКО подлежал определению исходя из нормативов накопления ТКО (в кубических метрах) либо исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО.
Представленные обществом документы содержат сведения об объеме ТКО, выраженных в количественных показателях массы и объема, однако в материалах дела отсутствуют сведения о количестве контейнеров, их объеме, данные о том, каким образом определялось происхождение таких сведений.
Алгоритм оказания услуг обществом строился следующим образом.
Сбор ТКО на территории муниципального образования в местах накопления производился с помощью мусороуборочной техники, затем собранные ТКО перемещались на два пункта перегрузки: г. Сочи, ул. Водораздельная, 1, и Лазаревский район, ул. Сочинское шоссе, а уже с территории этих пунктов ТКО перевозились на полигон в Белореченском районе.
Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил N 505 оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы ТКО (пункт 10).
Вопросы об объемах транспортированных ТКО, указанные в актах оказанных услуг, и объективность этой информации, судами не исследовались.
Стороны пояснили, что средствами измерения, позволяющими определять массу ТКО, оборудованы и пункты перегрузки, и полигон.
Обществом и компанией не приведено разумных и убедительных аргументов в обоснование согласованного в контракте способа расчета стоимости услуг исходя из объема (за кубический метр) при наличии средств измерений массы (аналогичные контракты на 2020 и 2022 годы заключены сторонами с условием расчетов исходя их массы ТКО).
По мнению общества, отсутствуют препятствия для определения стоимости услуг по транспортировке ТКО исходя из объема, поскольку в данном случае определение объема возможно с применением коэффициента плотности ТКО.
При этом общество со ссылкой на постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае" (в редакции постановления от 19.08.2019 N 528) указывает, что средняя плотность отходов на территории города Сочи составляет от 95 до 105 т/м3, а данные Территориальной схемы обращения с отходами на территории Краснодарского края (утверждена приказом от 16.01.2020 N 19 Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края) не соответствуют фактическому накоплению, количественному перечню мест накопления ТКО и субъектов образования отходов. Эти несоответствия, по мнению оператора, явились основанием к заключению дополнительного соглашения N 3 к контракту N 32009737229 и фактическому учету ТКО.
Однако объективные данные фактического учета (и по массе, и по объему), на который указывает общество, отсутствуют.
Также заслуживает внимания следующее обстоятельство.
Обязанность владельцев объектов до 16.06.2017 оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения, предусмотренная пунктом 10 Правил N 505, соответствует предусмотренной законодателем необходимости достоверного учета объема и (или) массы ТКО.
Подпунктом "а" пункта 10 Правил N 505 предусмотрен 30-дневный льготный период, в течение которого после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) коммерческий учет осуществляется исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
По истечении этого льготного периода подпунктом "б" названного пункта предусмотрено определение массы твердых коммунальных отходов исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
При сборе ТКО с мест накопления отходов посредством мусоровозов происходило уплотнение отходов, а коэффициент уплотнения подлежал определению в соответствии с технической документацией транспортного средства. Необходимые данные отсутствуют в материалах дела, судами не исследовались.
В данном случае выяснению подлежал вопрос о способе последующей загрузки собранных и доставленных в пункты перегрузки ТКО в автотранспортные средства, перевозящие ТКО на полигон: с использованием компактора (иного оборудования) или без такового. Так, в обычных условиях отходы в местах накопления (в контейнере) имеют среднюю плотность в пределах 120 - 200 кг/м3 (в неуплотненном состоянии), а после уплотнения в мусоровозе, оснащенном необходимым гидравлическим оборудованием, например, с коэффициентом 4 плотность составляет 400 - 550 кг/м3.
Применение при определении перевезенного количества ТКО данных без взвешивания демотивирует оператора использовать на площадках перегрузки устройства уплотнения отходов.
Такое исполнение обществом обязательств по перевозке ТКО, во-первых, влечет удорожание стоимости транспортирования ТКО, а во-вторых, создает условия для злоупотребления в сфере обращения с ТКО.
В конечном итоге влечет увеличение тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО, поскольку в соответствии с пунктом 88 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16, расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями) услуг по транспортированию ТКО в соответствии с договорами между ними или собственных расходов регионального оператора на такую транспортировку.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Таким образом, цена на услуги по транспортированию ТКО включается в состав затрат при утверждении единого тарифа для регионального оператора.
Более того, произвольное определение объема перевезенных ТКО (в отсутствие сведений об измерениях) зарождает обоснованные сомнения в достоверности расчета притязаний общества.
Способ коммерческого учета количества ТКО является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО (подпункт "е" пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641"; далее - Правила N 1156).
Количество и объем контейнеров имеют существенное значение для коммерческого учета ТКО с применением расчетного способа.
Судам следует выяснить объективные причины значительного увеличения в 2021 году объемов транспортированных ТКО (346 757, 54 тонны) в сравнении с предыдущим (270 947, 83 тонны в 2020 году) и последующим периодами (229 883, 62 тонны за 9 месяцев 2022 года).
Судам необходимо выяснить, обязана ли компания проводить торги на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, в случае установления таковой, выяснить вопросы формирования цены контракта с учетом следующего.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Разделом II Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила N 1133), определены случаи, при которых транспортирование ТКО формируется по результатам торгов.
Согласно пункту 23 Правил N 1156 региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.
При выяснении порядка формирования цены контракта N 32009737229 судам следует учитывать положения пункта 4 Правил N 1133, согласно которому торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) с учетом особенностей, предусмотренных Правилами N 1133.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Пунктом 3.3 контракта N 32009737229 предусмотрено, что цена услуг является твердой и определяется на весь срок контракта (январь - декабрь 2021 года), за исключением случаев, предусмотренных контрактом или законодательством.
Пунктом 14.4 контракта согласована возможность изменения условий посредством заключения дополнительных соглашений.
Пунктом 3.9 контракта предусмотрены условия для заключения дополнительного соглашения: при уменьшении тарифа региональный оператор вправе инициировать уменьшение стоимости контракта с оператором.
С учетом необходимости защиты публичных интересов в сфере обращения с ТКО судам следует установить основания для изменения стоимости услуг по транспортировке ТКО с учетом условий контракта, не предусматривающих предположительный объем (массу) транспортируемых ТКО; оценить контракт с позиции его соответствия требованиям Закона N 44 и подхода, сформулированного в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, а также пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; с учетом.
Заслуживают внимания следующие обстоятельства.
Заявленная к взысканию сумма 857 283 975 рублей сформирована обществом как произведение кубических метров перевезенных ТКО и стоимости кубического метра (750 рублей/ м3).
Путем простых арифметических вычислений получается, что обществом перевезено 1 143 045, 3 м3 отходов. С учетом искового периода (4 месяца или 120 дней) получается, что общество в день перевозило порядка 9 525 м3 отходов (не прекращая перевозочный процесс в выходные и праздничные дни).
Если принимать, что объем кузова "Тонара-8579" составляет 12,34 м3, то получается, что общество задействовало около 794 машин в день, а если перевозки осуществлялись с использованием карьерных самосвалов "Тонар-45251" с объемом кузова 45 м3, то обществом ежедневно для перевозки ТКО использовалось 211 автомобилей.
Из открытых источников следует, что на участке Сочи - Туапсе трассы А147 в 2021 году введено реверсивное движение (8 пунктов). Для выяснения этих обстоятельств судам следует получить необходимые сведения у уполномоченных органов, выяснить ограничения по массе на указанном участке автомобильной дороги.
В судебном заседании представителями регионального оператора подтверждено оборудование полигона в Белореченском районе средствами видеофиксации, поэтому для получения объективных данных суду следует изучить видеозаписи.
Названные недостатки препятствуют суду кассационной инстанции признать выводы судом соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При выявлении на основании части 3 статьи 286 Кодекса несоответствия выводов судов первой, апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд кассационной инстанции направляет дело на новое рассмотрение.
При этом необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (пункты 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку исковые требования общества рассмотрены судами без учета условий контракта N 32009737229 и не установлены обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, решение и постановление следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, а также дать надлежащую правовую оценку доводам (возражениям) участвующих в деле лиц и представленным ими доказательствам. Спор следует разрешить с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по делу N А32-6856/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом необходимости защиты публичных интересов в сфере обращения с ТКО судам следует установить основания для изменения стоимости услуг по транспортировке ТКО с учетом условий контракта, не предусматривающих предположительный объем (массу) транспортируемых ТКО; оценить контракт с позиции его соответствия требованиям Закона N 44 и подхода, сформулированного в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, а также пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"; с учетом.
...
При выявлении на основании части 3 статьи 286 Кодекса несоответствия выводов судов первой, апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд кассационной инстанции направляет дело на новое рассмотрение.
При этом необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (пункты 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2022 г. N Ф08-10035/22 по делу N А32-6856/2022
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2501/2023
14.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10035/2022
19.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10541/2022
29.04.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6856/2022