г. Краснодар |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А53-4051/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Бабаевой О.В., при ведении протокола помощником судьи Бетиговым М.С. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи от ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 026103739892) - Жабиной Е.Ю. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация ЖКХ" (ИНН 6161076636, ОГРН 1166196061888), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по делу N А53-4051/2022, установил следующее.
ООО "Управляющая организация ЖКХ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение), а при недостаточности денежных средств - субсидиарно с Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство) 238 662 рублей 79 копеек задолженности с 01.09.2020 по 31.10.2021 по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды МКД, 38 968 рублей 83 копеек неустойки, начисленной с 02.01.2021 по 31.03.2022, а также 237 600 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя (уточненные требования).
Решением от 09.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.07.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, неустойка взыскана необоснованно, поскольку материалы дела не содержат доказательств направления министерству и получения им ежемесячно платежных документов с расчетом платы; предъявленный размер судебных расходов завышен и является чрезмерным.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает, что содержание и эксплуатация недвижимого имущества не входят в его полномочия, поскольку учреждение не является собственником спорного помещения. Общество не представило доказательства своевременного направления платежных документов в адрес ответчиков, в связи с чем требования о взыскании неустойки не подлежат удовлетворению.
В отзыве на кассационные жалобы общество просило оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалоб надлежит отказать.
Судами установлено, что общество является управляющей организацией, избранной 01.09.2020 общим собранием собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Юфимцева, д. 4/3.
Российская Федерация является собственником нежилого помещения в указанном доме, право оперативного управления на помещение зарегистрировано за учреждением.
В связи с неисполнением учреждением и министерством с 01.09.2020 по 31.12.2021 обязанности по оплате оказанных услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, установив, что общество с 01.09.2020 осуществляет управление домом, в котором расположено нежилое помещение, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности и с 2019 года - учреждению на праве оперативного управления, руководствуясь положениями статей 8.1, 12, 123.22, 131, 210, 216, 249, 290, 296, 298, 330, 333, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 36, 39, 154, 155, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и признав доказанным факт оказания обществом в рассматриваемый период услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, суды удовлетворили иск.
При расчете платы за содержание общего имущества и текущего ремонта общество применило тариф, утвержденный общим собранием собственников МКД, размер платы за коммунальные услуги рассчитан обществом исходя из объема потребляемых коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Обязанность собственника (законного владельца) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу права собственности (права оперативного управления) на помещение в МКД независимо от наличия договорных отношений либо актов выполненных работ, счетов и счетов-фактур.
Расчет платы за ремонт и содержание общего имущества в МКД и стоимости коммунальных услуг осуществлялся с применением доступных для учреждения данных: установленных уполномоченными органами тарифов (нормативов потребления), а в отношении платы за содержание, текущий ремонт общего имущества в МКД - исходя из размера, установленного решениями общих собраний собственников помещений, и представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа (норматива) на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Следовательно, учреждение, действуя добросовестно, зная о наличии у него названных обязательств, могло самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществом платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, равно как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к обществу за получением счетов на оплату.
Суды отметили, что учреждение и министерство не доказали невозможность внесения платежей, в том числе путем своевременного обращения к обществу.
Довод министерства о чрезмерности размера взысканной суммы судебных расходов на оплату обществом услуг представителя отклоняется судом кассационной инстанции как направленный на переоценку выводов суда и доказательств.
При рассмотрении спора суды приняли во внимание фактически совершенные представителем общества действия, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде, и объем оказанных услуг.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и нормам права. Доводы министерства и учреждения, изложенные в жалобах, направлены на переоценку судом кассационной инстанции доказательств и установление фактических обстоятельств, которые не входят в процессуальные полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по делу N А53-4051/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, установив, что общество с 01.09.2020 осуществляет управление домом, в котором расположено нежилое помещение, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности и с 2019 года - учреждению на праве оперативного управления, руководствуясь положениями статей 8.1, 12, 123.22, 131, 210, 216, 249, 290, 296, 298, 330, 333, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 36, 39, 154, 155, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и признав доказанным факт оказания обществом в рассматриваемый период услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, суды удовлетворили иск.
...
Расчет платы за ремонт и содержание общего имущества в МКД и стоимости коммунальных услуг осуществлялся с применением доступных для учреждения данных: установленных уполномоченными органами тарифов (нормативов потребления), а в отношении платы за содержание, текущий ремонт общего имущества в МКД - исходя из размера, установленного решениями общих собраний собственников помещений, и представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа (норматива) на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
Следовательно, учреждение, действуя добросовестно, зная о наличии у него названных обязательств, могло самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществом платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, равно как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к обществу за получением счетов на оплату."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2022 г. N Ф08-10580/22 по делу N А53-4051/2022