Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2023 г. N 45-КГ23-25-К7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2023 г. кассационную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области по доверенности Бахтикиреевой Салтанат Шайкеновны на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г.
по делу N 2-5055/2022 Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области по иску Косаревой Анастасии Валерьевны, действующей в интересах несовершеннолетней Косаревой С.Р., к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты незаконным, восстановлении права на получение ежемесячной денежной выплаты, об обязании произвести данную выплату,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего кассационную жалобу обоснованной, а обжалуемые судебные постановления незаконными, подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Косарева Анастасия Валерьевна, действующая в интересах несовершеннолетней Косаревой С.Р., ... г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее также - УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области, пенсионный орган) о признании решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты незаконным, восстановлении права на получение ежемесячной денежной выплаты, об обязании произвести данную выплату.
В обоснование заявленных требований Косарева А.В. указала, что её отец - Медведев Валерий Николаевич в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") относится к категории граждан, получивших или перенёсших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие названного Закона.
Косарева С.Р., ... года рождения, - дочь Косаревой А.В. и внучка Медведева В.Н.
4 марта 2020 г. Косарева А.В. обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области с заявлением о назначении её дочери Косаревой С.Р. как внучке гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьёй 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Такая выплата была назначена несовершеннолетней Косаревой С.Р. решением УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 марта 2020 г.
Решением УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 января 2021 г. прекращена ежемесячная денежная выплата несовершеннолетней Косаревой С.Р. с 1 февраля 2021 г. ввиду отсутствия у её матери Косаревой А.В. удостоверения, подтверждающего её принадлежность к числу граждан, получивших или перенёсших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Косарева А.В. полагала решение пенсионного органа о прекращении ежемесячной денежной выплаты её дочери незаконным, ссылаясь на то, что статья 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит такого условия для назначения ежемесячной денежной выплаты внукам лиц, получивших или перенёсших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, как наличие у их родителей (детей названной категории лиц) удостоверения, подтверждающего принадлежность к категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Косарева А.В. также обращала внимание на то, что до 2009 года она сама являлась получателем спорной выплаты, при этом удостоверение, подтверждающее её принадлежность к категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ей не выдавалось.
Косарева А.В. просила суд признать решение УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 января 2021 г. об отмене ежемесячной денежной выплаты незаконным, восстановить право Косаревой С.Р. на получение ежемесячной денежной выплаты, обязать УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области произвести ежемесячную денежную выплату с 1 февраля 2021 г.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 августа 2021 г. в удовлетворении исковых требований Косаревой А.В. отказано.
Определением судьи Свердловского областного суда от 15 ноября 2021 г. по данному делу произведена замена ответчика УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области его правопреемником - государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее также - ОПФР по Свердловской области, пенсионный орган).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 8 декабря 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 августа 2021 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 8 декабря 2021 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
При новом рассмотрении дела решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июня 2022 г. исковые требования Косаревой А.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 января 2021 г. о прекращении ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р., на ОПФР по Свердловской области возложена обязанность по осуществлению ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р. с 1 февраля 2021 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июня 2022 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г. решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г. оставлены без изменения.
С 1 января 2023 г. в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), соответственно, с 1 января 2023 г. правопреемником ответчика по данному делу ОПФР по Свердловской области является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителем Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Бахтикиреевой С.Ш. ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июня 2022 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г. и определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г., как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 20 июля 2023 г. представителю Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Бахтикиреевой С.Ш. восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на обжалуемые судебные постановления.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 15 сентября 2023 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 13 ноября 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Косарева А.В., действующая в интересах несовершеннолетней Косаревой С.Р., и представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки сведений не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью четвёртой статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями (решение от 28 июня 2022 г., апелляционное определение от 20 октября 2022 г., определение кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г.) были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Косарева А.В. (фамилия до заключения брака - Медведева) является дочерью Медведева В.Н.
Отец Косаревой А.В. - Медведев В.Н. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Косарева С.Р., ... года рождения, - дочь Косаревой А.В.
4 марта 2020 г. Косарева А.В. обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области с заявлением о назначении Косаревой С.Р. ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 марта 2020 г. Косаревой С.Р. назначена ежемесячная денежная выплата в размере 1 391,34 руб. на период с 4 марта 2020 г. по 8 июля 2037 г.
26 января 2021 г. УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р., ввиду неверного определения права на такую выплату.
Решением УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области от 26 января 2021 г. установленная Косаревой С.Р. ежемесячная денежная выплата прекращена с 1 февраля 2021 г. в связи с утратой (отсутствием) права.
25 марта 2021 г. Косарева А.В. обратилась в УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области с заявлением, в котором просила разъяснить причины прекращения ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р.
В ответ на указанное обращение в письме от 12 апреля 2021 г. УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области Косаревой А.В. разъяснено, что детям (внукам) участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы ежемесячная денежная выплата назначается при предъявлении одним из родителей такого ребёнка удостоверения, подтверждающего его принадлежность к числу граждан, получивших или перенёсших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Косарева А.В. в суде не оспаривала факт отсутствия у неё заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, сведений о наличии у Косаревой А.В. такого заболевания в материалах дела не имеется.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Косаревой А.В., действующей в интересах несовершеннолетней Косаревой С.Р., о признании решения УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о прекращении ежемесячной денежной выплаты незаконным, о возложении на пенсионный орган обязанности произвести данную выплату, суд первой инстанции (решение от 28 июня 2022 г.) сослался на положения статей 3, 13, 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункты 2, 15 и 17 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35н, и указал на то, что ошибка пенсионного органа при назначении ежемесячной денежной выплаты не является обстоятельством, влекущим утрату гражданином права на данную выплату.
Не установив иных обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р., и руководствуясь абзацем четвёртым пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П 1, согласно которому назначенная детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до вступления в силу этого постановления ежемесячная денежная выплата продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения её выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности решения УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о прекращении ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р. и возложил на пенсионный орган обязанность произвести данную выплату.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о восстановлении права Косаревой С.Р. на получение ежемесячной денежной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что права несовершеннолетней Косаревой С.Р., которой ежемесячная денежная выплата назначена до вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П, восстановлены судом путём возложения на пенсионный орган обязанности произвести данную выплату до наступления оснований прекращения её выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако само по себе определение права Косаревой С.Р. на получение ежемесячной денежной выплаты подлежит установлению федеральным законодательством в рамках исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П.
Суд апелляционной инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г.) согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Приведя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П 2, об обеспечении при устранении пенсионным органом ошибок баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, и сославшись на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П, суд апелляционной инстанции высказал мнение о том, что поскольку назначение Косаревой С.Р. ежемесячной денежной выплаты стало следствием неоднозначного толкования правоприменителями нормы пункта 9 части 1 статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то эта выплата не может быть прекращена в порядке устранения пенсионным органом ошибки.
------------------------------
1Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П "По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой".
2Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова".
------------------------------
Кассационный суд общей юрисдикции (определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г.) признал выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
1. Возмещение вреда, причинённого здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьёй 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определённым данной нормой категориям граждан предусмотрена ежемесячная денежная выплата.
Так, согласно пункту 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей на дату назначения пенсионным органом несовершеннолетней Косаревой С.Р. ежемесячной денежной выплаты - 16 марта 2020 г. и на дату принятия пенсионным органом решения о прекращении ей данной выплаты - 26 января 2021 г.) право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселённые из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" 1, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При необходимости в целях единообразного применения данного Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реализации прав граждан на меры социальной поддержки, могут издаваться соответствующие разъяснения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности (часть шестая статьи 4 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, и даёт разъяснения по вопросам, отнесённым к его компетенции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты Минтруд России издаёт в форме приказов (пункт 1, подпункт 5.16 пункта 5, подпункт 10.20 пункта 10 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610).
Минтруд России в письме от 13 февраля 2019 г. N 13-7/В-229 (далее - Письмо) в ответ на обращение Департамента социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу осуществления ежемесячной денежной выплаты детям первого и последующих поколений граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей, разъяснил, что, по смыслу пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная выплата до достижения 18-летнего возраста детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 (граждане, имеющие специальные удостоверения получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и удостоверения участников 1986 - 1987 годов) и в пункте 6 части первой статьи 13 этого закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, предоставляется при предъявлении соответствующего удостоверения родителя. Необходимым условием для приобретения права на указанную выплату детьми второго поколения (внуками) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", родившимися после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, является факт радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей ребёнка (внука названных граждан) (абзац четвёртый Письма).
------------------------------
1Статьёй 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого закона.
------------------------------
Данным детям (в том числе внукам участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) ежемесячная денежная выплата назначается при предъявлении одним из родителей этого ребёнка удостоверения, подтверждающего его принадлежность к числу граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то есть факт рождения ребёнка после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей определяется на основании соответствующего удостоверения родителя и свидетельства о рождении ребенка (абзац пятый Письма).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2021 г. N АКПИ21-348, вступившим в законную силу, письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 13-7/В-229 признано соответствующим положениям Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В названном решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для каждой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их детей, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы указанных граждан, предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки исходя из степени риска вследствие их проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и её влияния на здоровье людей. Пунктом 9 части первой статьи 27 1 названного закона установлено, что ежемесячная денежная выплата осуществляется детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей. Положение указанной нормы Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", обусловливают право детей второго и последующего поколений указанных граждан на получение мер социальной поддержки наличием радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П "По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой" (далее также - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П) пункт 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2) и 42, в той мере, в какой данное положение в силу неопределённости нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного закона, на ежемесячную денежную выплату.
В абзаце втором пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование ежемесячная денежная выплата на основании пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 названного закона, подлежит назначению при условии подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей таких детей.
После вступления в силу соответствующих изменений вопрос о назначении ежемесячной денежной выплаты детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", решается на их основании (абзац третий пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П).
Назначенная детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до вступления в силу данного постановления ежемесячная денежная выплата продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения её выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац четвёртый пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П).
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П вступило в силу со дня его официального опубликования на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) - 27 декабря 2021 г. (пункт 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П).
Из изложенного следует, что дети второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеют право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 27 1 этого закона, только если родители (один из родителей) таких детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения. Если родители таких детей (детей второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") не страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, но их детям до 27 декабря 2021 г. (дата вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П) была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная выплата, то эта выплата сохраняется до наступления оснований прекращения её выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения с учётом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П судом первой инстанции (решение от 28 июня 2022 г.) и судом апелляционной инстанции (апелляционное определение от 20 октября 2022 г.) к спорным отношениям применены неправильно, вследствие чего их вывод о незаконности решения пенсионного органа от 26 января 2021 г. о прекращении Косаревой С.Р. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и решение о возложении на пенсионный орган обязанности произвести Косаревой С.Р. данную выплату, нельзя признать правомерными.
Судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что на дату вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П, то есть на 27 декабря 2021 г., ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Косаревой С.Р. не выплачивалась, решение о прекращении Косаревой С.Р. названной выплаты было принято пенсионным органом 26 января 2021 г., то есть фактически за год до принятия и официального опубликования Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П.
Поскольку на дату вступления в силу указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Косарева С.Р. получателем ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не являлась, данных о том, что Косарева А.В. (мать Косаревой С.Р.) страдает заболеваниями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения, в материалах дела не имеется и Косарева А.В. в суде не оспаривала факт отсутствия у неё заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности решения УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о прекращении ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р. и о возложении на пенсионный орган обязанности произвести данную выплату нельзя признать соответствующими подлежащему применению к спорным отношениям правовому регулированию.
2. Является неправомерным и вывод суда первой инстанции о незаконности решения пенсионного органа о прекращении ежемесячной денежной выплаты несовершеннолетней Косаревой С.Р. со ссылкой на то, что ошибка пенсионного органа при назначении ежемесячной денежной выплаты не является обстоятельством, влекущим утрату гражданином права на данную выплату.
В соответствии с частью пятой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации 1.
------------------------------
1Федеральным законом от 28 декабря 2022 г N 569-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части пятой статьи 27 1 слова "Пенсионного фонда Российской Федерации" заменены словами "Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
------------------------------
Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (часть шестая статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35н (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка данный порядок устанавливает правила осуществления ежемесячной денежной выплаты, включая процедуру перевода ежемесячной денежной выплаты с одного основания на другое, перерасчёта размера ежемесячной денежной выплаты, а также начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты в том числе гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В абзаце четвёртом пункта 18 Порядка указано, что в случае обнаружения ошибки, допущенной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и (или) выплате ежемесячной денежной выплаты, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации 1.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П), органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью, в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения, это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (абзац второй пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
------------------------------
1Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N 782н "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" в абзаце четвёртом пункта 18 Порядка слова "Пенсионный фонд Российской Федерации" в соответствующем падеже заменены словами "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" в соответствующем падеже.
------------------------------
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учётом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствует какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть применена к спорным отношениям по настоящему делу.
Из приведённых нормативных положений, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что пенсионным органом выплата ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" может быть прекращена при наличии установленных законом оснований для прекращения такой выплаты. Одним из таких оснований является наступление обстоятельств, повлекших утрату гражданином права на ежемесячную денежную выплату. Перечень обстоятельств, повлекших утрату гражданином права на ежемесячную выплату, в законе не приведён. При этом Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35н, предусмотрена возможность устранения допущенной пенсионным органом ошибки при установлении и (или) выплате ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае выявления пенсионным органом ошибки при установлении и (или) выплате ежемесячной денежной выплаты, устранение такой ошибки производится в установленном законом порядке. В то же время пенсионный орган должен своевременно принимать меры по устранению допущенных при назначении данной выплаты ошибок, а при принятии решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, назначенной ошибочно, учитывать в числе иных обстоятельств особенности жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительность периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсионного органа выплату.
Суды первой и апелляционной инстанций приведённые нормативные положения при разрешении исковых требований Косаревой А.В., оспаривавшей законность решения пенсионного органа от 26 января 2021 г. о прекращении Косаревой С.Р. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", применили неправильно, вследствие чего сделали не основанный на нормативных положениях вывод о том, что ошибка пенсионного органа при назначении ежемесячной денежной выплаты не является обстоятельством, влекущим утрату гражданином права на данную выплату. Суды первой и апелляционной инстанций, делая такой вывод, по сути, установили запрет для пенсионного органа на исправление допущенных им при установлении и (или) выплате ежемесячной денежной выплаты ошибок, совершённых в пользу граждан, а также признали за несовершеннолетней Косаревой С.Р. право на ежемесячную денежную выплату, которое у неё отсутствует в силу прямого указания закона, исключительно на основании ошибки, допущенной пенсионным органом.
Между тем, ответчик (УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области) в процессе разрешения спора приводил доводы о том, что в соответствии с пунктом 17 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 35н, перечень обстоятельств, влекущих утрату гражданином права на ежемесячную денежную выплату, является открытым. В отношении несовершеннолетней Косаревой С.Р. таким обстоятельством, влекущим утрату права на ежемесячную денежную выплату, явилось обнаружение пенсионным органом ошибки при назначении данной выплаты Косаревой С.Р., у которой права на её получение отсутствует. В целях устранения допущенной ошибки осуществление выплаты пенсионным органом прекращено. Ответчик также указывал на то, что ежемесячная денежная выплата, которая производилась Косаревой С.Р. с марта 2020 г. по 31 января 2021 г., то есть менее одного года, - это дополнительная мера государственной поддержки, у Косаревой С.Р. имеются родители, которые в силу части 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, на пенсионные органы обязанности по содержанию несовершеннолетних детей, имеющих родителей, законом не возложено, прекращение пенсионным органом ежемесячной денежной выплаты Косаревой С.Р. не может рассматриваться как лишение её средств к существованию.
Однако этим доводам ответчика суд первой инстанции в нарушение пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о выводах суда, мотивах, по которым суд отклонил приведенные в обоснование своих требований доводы лиц, участвующих в деле) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений части 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (об обязанности суда указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются), исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П, какой-либо правовой оценки не дали.
Мнение суда апелляционной инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г.) со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П о том, что поскольку назначение Косаревой С.Р. ежемесячной денежной выплаты стало следствием неоднозначного толкования правоприменителями нормы пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то эта выплата не может быть прекращена в порядке устранения пенсионном органом ошибки, не основано на установленных по данному делу обстоятельствах и сделано без учёта того, что названное постановление было принято и вступило в силу спустя 11 месяцев с момента принятия пенсионным органом 26 января 2021 г. оспариваемого Косаревой А.В. (матерью Косаревой С.Р.) решения.
Ввиду изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности решения пенсионного органа о прекращении ежемесячной денежной выплаты несовершеннолетней Косаревой С.Р. и о возложении на пенсионный орган обязанности произвести ей данную выплату нельзя признать правомерным.
3. Кассационный суд общей юрисдикции (определение кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г.), проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, кассационный суд общей юрисдикции не принял во внимание, что Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 506-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", вступившим в силу с 16 декабря 2022 г., в пункт 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, направленные на устранение неоднозначного толкования этой нормы правоприменителями.
Так, согласно пункту 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 506-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселённые из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, дети первого поколения граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 этого закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, а также дети второго и последующих поколений указанных граждан, если родители (один из родителей) таких детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения.
Статьёй 2 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 506-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что детям второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым в период до 27 декабря 2021 г. были назначены меры социальной поддержки, предусмотренные частью первой статьи 25 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и (или) ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указанные меры социальной поддержки и (или) ежемесячная денежная выплата продолжают предоставляться до наступления оснований прекращения их предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также полагает необходимым отметить следующее.
Поскольку предметом спора являлась проверка законности решения пенсионного органа о прекращении Косаревой С.Р. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а правовая природа этой выплаты, с учётом её цели и предназначения, - это выплата в возмещение вреда здоровью, то по такой категории споров участие прокурора в деле в соответствии с положениями части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным.
В нарушение требований части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций, а также кассационный суд общей юрисдикции рассмотрели настоящий спор без участия прокурора и дачи им заключения.
5. С учётом приведённого выше решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 28 июня 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20 октября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 марта 2023 г. по делу N 2-5055/2022 Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Председательствующий |
Л.М. Пчелинцева |
Судьи |
Т.Ю. Вавилычева |
|
М.А. Жубрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 декабря 2023 г. N 45-КГ23-25-К7
Опубликование:
-