Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена комплексная программа
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р, законами Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ) и от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", постановлениями Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП), от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", от 05.07.2017 N 480-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2027 года" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2017 N 480-ПП), от 18.09.2019 N 588-ПП "Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года" и от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года" (далее - постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП), постановлением Правительства Свердловской области от 360.03.2023 N 220-ПП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Кадровое обеспечение системы образования Свердловской области на 2023 - 2025 годы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 220-ПП следует читать как "от 30.03.2023"
Одним из важнейших механизмов реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Красноуфимск является развитие кадрового потенциала, способного обеспечить эффективное функционирование социально-экономического комплекса города.
Особенность нынешнего состояния единой системы образования заключается в том, что её реформирование происходит на фоне высокой динамики изменений в обществе, неоднородности и ограниченности ресурсов образовательных организаций. В этих условиях число новых проблем и порожденных ими новых задач, работать над решением которых приходится образовательным учреждениям, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не могут быть решены на основе прежнего опыта, что усложняет управленческую деятельность. В современных условиях именно руководители и педагогические работники способны оказать на человеческие ресурсы наибольшее влияние.
Проблема профессионального роста и формирования новых компетенций руководителя и педагогических коллективов образовательных организаций является, наверное, одной из приоритетных в системе образования.
Потребности организаций образования в развитии педагогического персонала складываются сегодня под воздействием следующих основных факторов:
- профессиональные знания быстро устаревают, что приводит к снижению квалификации специалистов;
- происходят стремительные технологические изменения, которые требуют овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- образовательные учреждения ощущают постоянную конкуренцию, требующую повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов организации.
Таким образом, данные тенденции изменений на всех уровнях системы образования требуют оперативного и гибкого реагирования на данные вызовы, поиска эффективных механизмов непрерывного профессионального совершенствования руководителей и педагогов муниципальных образовательных организаций.
Численность педагогических работников системы образования в городском округе (по типам образовательных организаций)
Номер строки |
Организации, осуществляющие образовательную деятельность |
Численность педагогических работников |
1. |
Дошкольные образовательные организации |
311 |
2. |
Общеобразовательные организации |
418 |
3. |
Организации дополнительного образования |
59 |
4. |
Итого |
788 |
По данным статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 85-К общая численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций составила 311 человек. Женщины составляют 100% педагогического персонала. Значительную долю педагогических работников составляют воспитатели (72,3%). Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих высшее образование, составила 54,8% (176 чел.). Среднее профессиональное образование имеют 45,2% (145 чел.) педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Стаж работы более 20 лет имеют 72% (231 чел.) педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Доля педагогических работников, педагогический стаж которых насчитывает менее 10 лет - 15% (48 чел.). Наименьший удельный вес составили работники со стажем от 3 до 5 лет - 13% (42 чел.).
Согласно статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования" на начало 2022/2023 учебного года (по состоянию на 20 сентября 2023 года) количество педагогических работников общеобразовательных организаций составляет 418 человек, из них учителей - 309 человек.
Доля учителей от общего количества работников общеобразовательных организаций составляет 80,8% (308 чел.). Доля учителей в возрасте до 35 лет от общего количества учителей общеобразовательных организаций составляет 37% (114 чел.). Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих высшее образование, составила 72% (274 чел.). Среднее профессиональное образование имеют 28% (107 чел.) педагогических работников общеобразовательных организаций. Стаж работы более 20 лет имеют 49,9% (190 чел.) педагогических работников общеобразовательных организаций. Доля педагогических работников, педагогический стаж которых насчитывает менее 10 лет - 13,6% (52 чел.). Наименьший удельный вес составили работники со стажем от 3 до 5 лет - 14% (54 чел.). Внешних совместителей 33 чел., из них 17 педагогических работников (4%). Средняя нагрузка - 1,4 ставки на одного учителя. Наибольшая нагрузка - 2 ставки. Имеются скрытые вакансии учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка, истории и обществознания, а также педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
В муниципальных организациях дополнительного образования в городском округе Красноуфимск насчитывается 118 работников. Из общего числа работников 52,2% составили педагогические работники (59 человек), 7,9% - руководящие работники (9 человек).
Из общего количества педагогических работников организаций дополнительного образования высшее профессиональное образование имеют 70% педагогов (41 чел.), среднее профессиональное - 30% педагогов (18 чел.).
Общий стаж работы основной части педагогических работников организаций дополнительного образования насчитывает более 10 лет. Стаж работы от 10 до 20 лет имеют 20% педагогических работников (11 чел.), более 20 лет - 45% (26 чел.). Доля педагогических работников организаций дополнительного образования в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников остается стабильной - 30% (18 чел.).
Доля аттестованных педагогических работников от общего количества педагогических работников составляет 82,2%. Доля аттестованных педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 19,6% (151 чел.). Из них 39,7% (60 чел.) подтвердили соответствие занимаемой должности, 56,9% (86 чел.) - установлена первая квалификационная категория, 3,3% (5 чел.) - высшая квалификационная категория.
В соответствии с квалификационными требованиями к должностям руководителей образовательных учреждений прошли переподготовку по направлениям "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" 100% руководителей. Ежегодно пополняется кадровый резерв руководителей ОО из числа заместителей руководителя и педагогических работников ОО. Вместе с тем, выявлено, что не все кандидаты прошли проф. переподготовку по направлению "Менеджмент".
Необходимо выстроить систему отбора, подготовки, назначения кандидатов на должность руководителя образовательной организации на муниципальном уровне.
С целью профессиональной ориентации на получение педагогической профессии в Свердловской области осуществляется реализация программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников. Освоение программ предпрофессионального развития происходит, прежде всего, через обучение в профильных психолого-педагогических классах. Созданы и функционируют 2 сетевых психолого-педагогических класса на базе МАОУ СШ N 1, в которых обучаются 38 человек.
Приоритетным в осуществлении адресной подготовки педагогов становится целевое обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Ежегодно прием на целевое обучение в УрГПУ и РГППУ увеличивается. В 2022 году поступили на целевое обучение 4 выпускника общеобразовательных организаций.
Необходимо усиливать работу по заключению договоров о целевом обучении со студентами вузов и педагогических колледжей, которые уже проходят обучение.
Актуальной остается проблема закрепления молодых педагогов в системе образования.
Важную роль в привлечении педагогов и закреплении их в системе образования играет социальная поддержка.
На территории принят комплекс мер, направленных на обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск:
- возмещение найма жилья с последующим предоставлением муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда городского округа Красноуфимск на условиях найма служебного жилья;
- выплата компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений городского округа Красноуфимск за аренду жилья с последующим предоставлением муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда городского округа Красноуфимск на условиях найма служебного жилья;
- предоставление жилья по договорам социального найма.
Всего в 2022 году выплату пособия получили 22 педагогических работника в размере 35 тыс. рублей, для поступающих в образовательные организации, расположенные в сельской местности, - 50 тыс. рублей, в 2023 году 29 человек.
В 2022 году выпускница УрГПУ, обучающаяся по целевому договору, учитель русского языка и литературы МАОУ СШ 2 получила муниципальное жилье.
Важное значение имеет общественное признание труда педагогических и руководящих работников.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу Закон Свердловской области от 14 июля 2022 года N 84-ОЗ "О почетном звании Свердловской области "Заслуженный учитель Свердловской области".
Для лиц, которым присвоено почетное звание Свердловской области "Заслуженный учитель Свердловской области", указанным законом установлены следующие меры социальной поддержки:
1) единовременное пособие в размере 30 тыс. рублей;
2) ежемесячное пособие в размере 1,0 тыс. рублей.
Ежемесячную денежную выплату получает 1 педагогический работник (МАОУ СШ N 1), удостоенный указанного почетного звания.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.02.2019 N Пр-294 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года с 1 января 2020 года в Свердловской области реализуется программа "Земский учитель" по предоставлению единовременных компенсационных выплат (1 млн. рублей) учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
По программе "Земский учитель" на работу в общеобразовательные организации, расположенные на территории городского округа Красноуфимск, поступил в 2020 - 2021 годах 1 учитель, на 2023 год заявились в программу три общеобразовательные организации (7 заявок), победили и приступили к работе 2 учителя (физика, математика и информатика).
Несмотря на меры, принимаемые МО Управление образованием городского округа Красноуфимск для восполнения кадров образовательных организаций и развития кадрового потенциала системы образования, состояние кадрового обеспечения системы образования характеризуется следующими проблемами.
На начало 2023/2024 учебного года имеются свыше 20 вакантных должностей по должности учитель.
Наиболее дефицитные педагогические специальности: учителя иностранного языка, истории, математики, русского языка и литературы, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и ряд других.
Недостаточно мер по закреплению молодых педагогов в системе образования.
Необходимо обеспечить персонифицированное сопровождение профессионального роста педагогов для реализации обновленного ФГОС НОО и ФГОС ООО, решение задач школ с низкими образовательными результатами, школ, находящихся в процессе модернизации.
Необходимо повысить престиж педагогического труда в обществе, привлекательность педагогической профессии.
Данная Программа опирается на принцип непрерывного образования и учитывает весь комплекс изменений в образовании: интенсификацию образовательной деятельности, новое содержание и формы её организации, социокультурную и ценностную переориентацию образования.
Развитие кадрового потенциала предполагает наличие определенной системы работы с кадрами в муниципальной системе образования. В данной Программе мы делаем акцент на организацию процесса непрерывного профессионального совершенствования компетентности педагогических и руководящих работников с использованием внутренних ресурсов самообразования кадров, методической деятельности и внутрифирменного обучения в стенах образовательных организаций, реализации дополнительного профессионального образования кадров и методической деятельности на уровне муниципальной системы образования, а также привлечения внешних ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.