г. Краснодар |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А32-8251/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Кантемировой И.В. (доверенность от 22.12.2021), от заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю) - Щербань И.С. (доверенность от 18.07.2020), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу А32-8251/2022, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 29.11.2021 N КУВД-001/2021- 26386142/15 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права на линейный объект (нефтепровод), о возложении обязанности осуществить государственный кадастровой учет и регистрацию права на указанный линейный объект; взыскании 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 04.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.09.2022, заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе и дополнении к ней управление просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суды применили нормы закона, не подлежащего применению и утратившего силу. В материалы дела не представлены документы, подтверждающие отсутствие необходимости получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Технический план составлен на основании декларации, а не технической документации, следовательно, представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в результате приватизации производственное ордена Трудового Красного Знамени объединение "Кранодарнефтегаз" (далее - ПО "Кранодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз" и зарегистрировано постановлением первого заместителя главы администрации города Краснодар от 19.05.1994 N 183п.
План приватизации ПО "Кранодарнефтегаз" зарегистрирован департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края 19.05.1994.
В число приватизируемого имущества вошел линейный объект - нефтепровод 4* от гр.1 до 6* коллек., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, месторождение Ключевое, инвентарный номер Н1р06141, год ввода в эксплуатацию 1963, протяженностью 68 метров, который возведен и принят в эксплуатацию ПО "Краснодарнефтегаз".
На основании протокола общего собрания акционеров от 19.04.1996 N 5 АООТ "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "НК "Роснефть - Краснодарнефтегаз". Впоследствии ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" реорганизовано в форме присоединения к обществу (01.10.2006 в ЕГРЮЛ внесена регистрационная запись ГРН 2067757392162), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на нефтепровод.
Общество в заявлении ссылается на то, что объект (нефтепровод) фактически используется обществом в текущей деятельности для транспортирования нефти, входит в Систему промысловых (межпромысловых) трубопроводом Ремонтно-эксплуатационного участка (РЭУ) Укрупненного нефтяного промысла (УНП) N 1.
28 июня 2021 года общество обратилось к управлению с заявлением N MFC-0547/2021-31606-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на указанное имущество.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов регистрирующий орган решениями от 12.07.2021 N КУВД-001/2021-26386142/1, от 25.11.2021 N КУВД-001/2021-263 86142/12 приостанавливал регистрационные действия, а решением от 29.11.2021 N КУВД-001/2021-26386142/15 отказал в осуществлении кадастрового учета и регистрации права.
Согласно позиции заинтересованного лица причинами приостановления регистрационных действий послужили обстоятельства, связанные с неполным вхождением объекта капитального строительства в границы земельного участка, а также с непредставлением разрешения на ввод в эксплуатацию, на основании которого подготавливается технический план.
В связи с тем, что документы о вводе в эксплуатацию объекта утрачены, общество обратилось с запросами в органы муниципальной и государственной власти о наличии сведений по объекту. На запросы общества поступили ответы, содержащие сведения об отсутствии технической документации на указанный объект; ответы представлены регистрирующему органу.
Полагая, что отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
В частности, согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ документами, являющимися основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочих, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Заинтересованное лицо указывает о несоответствии (отсутствии) документов Закону N 218-ФЗ, а также отсутствии акта ввода объекта в эксплуатацию.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ, пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана (указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432).
Из материалов дела следует и установлено судами, что общество направило запросы в органы, осуществляющие (осуществлявшие) государственный строительный надзор, учет объектов недвижимости, надзор за осуществлением строительной и иной деятельности на территории спорных объектов. Факт отсутствия документации подтвержден ответами на запросы: письмо ГКУ Краснодарского края "Государственный архив Краснодарского края" от 27.08.2020 N 35-Р "Об отсутствии документации", письмо ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 11.08.2020 N 13.18-05/1222 "О предоставлении информации", письмо муниципального образования город Горячий Ключ от 18.05.2020 N 101- 405/20.01-01-12 об отсутствии запрашиваемых документов, письмо филиала Южного АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 14.05.2020 N 0554 "О направлении ответа, в соответствии с которым запрашиваемая документация в отношении данного объекта отсутствует".
21 августа 2020 года общество заключило договор на изготовление технических планов трубопроводов.
На основании декларации об объекте недвижимости получен технический план, утверждена схема размещения объекта на земельном участке. Кадастровым инженером указано, что технический план подготовлен для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права, представляющий собой нефтепровод 4* от гр. 1. до 6* коллек., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, месторождение Ключевое. Обществом, как собственником объекта, были поданы запросы сведений в организации, обладающие полномочиями в подготовке учетно-технической, разрешительной и иной документации. Указанными организациями были даны ответы на эти запросы, подтверждающие отсутствие сведений и документации о данном объекте в архивах. Запросы и ответы представлены в приложении к техническому плану. Реквизиты документов указаны в разделе "Исходные данные" технического плана. При проведении кадастровых работ выявлено, что сооружение, являющееся объектом кадастровых работ, расположено в границах кадастрового квартала 23:41:0601001, а также в границах земельного участка 23:41:0601001:76.
При таких обстоятельствах у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения в судах первой м апелляционной инстанций; направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу А32-8251/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана (указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 ноября 2022 г. N Ф08-12138/22 по делу N А32-8251/2022