В целях создания в Нижегородской области конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке беспилотной отрасли, включая в себя массовую серийную разработку, производство и эксплуатацию беспилотных авиационных систем:
утвердить прилагаемую региональную программу "Программа развития беспилотной авиации в Нижегородской области".
Губернатор |
Г.С. Никитин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 21 декабря 2023 г. N 1397-р
Региональная программа
"Программа развития беспилотной авиации в Нижегородской области"
Региональная программа "Программа развития беспилотной авиации в Нижегородской области" (далее - Программа) - документ, содержащий комплекс скоординированных мероприятий, направленных на достижение целей, показателей и результатов национального проекта "Беспилотные авиационные системы". При разработке Программы учтены особенности региона в части географических, климатических, социально-экономических условий.
Программа разработана и учитывает положения следующих актов:
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30 декабря 2022 г. N Пр-2548.
2. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 13 июня 2023 г. N Пр-1176.
3. Стратегия развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 г. N 1630-р).
4. Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288.
5. Методические рекомендации по расчету уровня достижения национальных целей развития Российской Федерации, национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов, инициатив социально-экономического развития Российской Федерации, региональных проектов (утверждены резолюцией Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации N ДГ-П6-12932 от 01.08.2022).
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
8. Воздушный кодекс Российской Федерации.
9. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
1. Общие сведения.
1.1. Территориально-географические особенности Нижегородской области.
Площадь территории, тыс. км 2 - 76,6
Численность населения, тыс. человек - 3081,8
Число жителей на 1 км 2 - 40,2
Всего муниципальных образований - 51
Муниципальные округа - 36
Городские округа - 15.
Географические особенности Нижегородской области включают в себя разнообразные ландшафты. На западе области преобладает равнинная местность, где расположены плодородные черноземы. На востоке области находятся холмистые и лесистые районы. Около 48% территории региона покрыто лесами. Основным типом растительности являются хвойные леса. Лесные массивы сосредоточены в северных и центральных районах области, где лесами занято более 80% площади. На юге области преобладают луга, по местоположению - материковые и пойменные, по составу травостоя - разнотравные, остепненные. Общая площадь лесов в Нижегородской области - 4 млн га (52% от общей площади региона). На территории области произрастают хвойные и широколиственные, а также смешанные леса. В регионе расположены государственный природный биосферный заповедник Керженский, а также более 400 особо охраняемых природных территорий общей площадью 482,9 га.
В списке присутствующих в регионе полезных ископаемых можно выделить месторождения нерудных строительных материалов: песка, глины, гипса, доломитов, известняка, суглинков, сырья для изготовления кирпичей, а также пригодных для строительства камней. Кроме того, имеются залежи ангидритов, поваренной соли и фосфора.
Для металлургического производства представляет интерес Итмановская россыпь, настолько богатая титан-циркониевыми рудами, что состоит в списке пяти крупнейших залежей циркония и титана в России и ряд железно-рудных месторождений. Из топливно-энергетических ресурсов имеется только торф, все остальные приходится завозить из других регионов.
Нижегородская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины и входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр - город Нижний Новгород, шестой город России по численности населения - расположен на слиянии двух рек: Оки и Волги. Она граничит на северо-западе с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с республиками Марий Эл и Чувашия, на юге - с республикой Мордовия, на юго-западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями. Общая площадь области составляет около 76 тыс. км 2.
Регион находится в зоне умеренно континентального климата. Средняя годовая температура воздуха изменяется от +3.2 °C на северо-востоке до +5.2 °C на юго-западе области. За год выпадает около 480 - 650 мм осадков, две трети которых выпадает в виде дождя. С сентября по май в области преобладают южные и юго-западные ветры, а в летние месяцы - северо-западные. Среднегодовая скорость ветра составляет 3 - 4 м/с.
1.2. Социально-экономические показатели.
Область является одним из наиболее развитых индустриальных регионов России, отличающихся к тому же высоким уровнем диверсификации промышленности. Вследствие чего многие областные города выступают в роли специализированных производственных центров. Объем промышленного производства в регионе: 2020 год - 1 584, 2 млрд руб., 2021 год - 1657, 7 млрд руб., 2022 год - 1682, 2 млрд руб. Индекс промышленного производства в 2022 году составил 100,1% (по России - 99,4%)
Самым крупным сектором экономики региона является обрабатывающая промышленность - 39,1% ВРП. По объему отгруженной продукции в секторе обрабатывающей промышленности Нижегородская область занимает 3 место в ПФО и 10 место в Российской Федерации. В экономике отмечается достаточно высокий удельный вес высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП.
В структуре промышленности наибольшую долю занимают производство транспортных средств и оборудования, нефтепродуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Основными отраслями являются машиностроение и металлообработка, за ними следуют химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, далее лесное хозяйство, деревообрабатывающая и бумажная промышленность. Главным направлением машиностроительной промышленности является транспортное машиностроение: автомобилестроение, судостроение, производство дизельных двигателей, самолетостроение, станкостроение, причем основная роль принадлежит автомобилестроению.
Якорными предприятиями Нижегородской области являются: ООО "Автозавод "ГАЗ", ООО "Павловский автобусный завод", ПАО "НАЗ "Сокол", ПАО "Завод "Красное Сормово", АО "Выксунский металлургический завод", ПАО "Нижегородский машиностроительный завод", АО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина", НОАО "Гидромаш", ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова", ПАО "СИБУР-Нефтехим", ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез".
В сфере кадрового потенциала и образования Нижегородская область входит в ТОП-5 регионов России по величине образовательного потенциала: 20 000 выпускников вузов ежегодно; 74 профессиональных и около 100 научно-исследовательских организаций; 15 000 квалифицированных специалистов для предприятий выпускаются ежегодно.
Положение региона в рейтингах субъектов Российской Федерации за 2022 г.:
- Рейтинг развития регионов уровню развития государственно-частного партнерства 1 место (Минэкономразвития России);
- Рейтинг социально-экономического положения субъектов - 13 место (РИА Рейтинг);
- Рейтинг регионов по качеству жизни - 12 место (РИА Рейтинг);
- Индекс кредитоспособности регионов - ruA стабильный (Эксперт РА);
- Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата - 3 место (АСИ).
2. Анализ рынков, связанных с развитием беспилотной авиации в Нижегородской области.
Анализ рынка электроники для беспилотных авиационных систем
Доля отрасли беспилотной авиации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет менее 0,1 процента. Сегодня она представлена промышленными изготовителями беспилотных авиационных систем и комплектующих, научно-производственными, проектными и научными организациями, ассоциациями, отраслевыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и профессиональными объединениями, общее количество которых составляет до 200 организаций в 2023 году. Каждый третий участник рынка является разработчиком и (или) изготовителем беспилотных авиационных систем. Доля продаж продукции российских изготовителей в гражданском сегменте российского рынка, по оценкам экспертов, составляет 22 процента общего объема российского потребления.
Российский рынок беспилотной авиации обладает значительным потенциалом. К 2030 году число реализованных беспилотных авиационных систем на рынке Российской Федерации оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц - к 2035 году. Потенциал российского рынка БАС к 2035 году оценивается в 574 млрд руб.
В настоящее время производство БАС страдает от недостатка высокотехнологичных компонентов, таких как двигатели, электроника, оптика и системы управления.
В регионе действует большое число компаний занятых в производстве компонентой базы, применяемой в БАС, среди них можно выделить:
- НИИИС им. Ю.Е. Седакова - производит широкую номенклатуру спецстойкой электронно-компонентной базы (микропроцессоры, микросхемы памяти, микросхемы для вторичных источников питания, аналого-цифровые схемы, базовые матричные кристаллы, навигационные микросхемы ГЛОНАСС, приемопередатчики и оптопары);
- ННПО им. М.В. Фрунзе (КРЭТ), АО "ФНПЦ "ННИИРТ", АО "НПП "ПОЛЕТ", АНПП "ТЕМП-АВИА" - радиолокационные комплексы, системы связи, бортовые и наземные системы управления, передатчики и т.п.
- НПП "САЛЮТ", ООО "Интеллектуальные системы НН", АО "НПО "ЭРКОН", 7. ООО "Синтезатор-НН" - материалы для специальной оптики, материалы для СВЧ-компонентов, широкую номенклатуру компонентов - синтезаторы, передатчики, антенны, лазерные и т.п. структуры.
- ООО "АФС 52" - разрабатывает синтезаторы частоты, системы выделения полезных сигналов и системы передачи управляющих сигналов.
- ООО "ДРУГ-М"- разрабатывает фазированные антенные решетки для наземной базовой станции связи и системы связи и точного позиционирования больших групп БВС.
- ООО НПП "ПРИМА" - занимается разработкой и производством авиационной, наземной и морской аппаратуры радиосвязи. В настоящий момент ведет разработку бортовой информационно-управляющая система для беспилотных воздушных судов.
Учитывая рост количества произведенных российских беспилотных авиационных систем нижегородские предприятия готовы к увеличению мощностей по производству необходимой компонентной базы.
Анализ рынка беспилотных самолетов-амфибий
Использование самолетов амфибий в России является перспективным решением, учитывая отдаленность и сложную доступность некоторых районов, а также наличие множества рек.
Использование беспилотных самолетов-амфибий предоставляет уникальные возможности для доставки грузов в отдаленные районы, для проведения спасательных и поисковых операций, тушения пожаров, мониторинга территории и развлекательных мероприятий.
На Российском рынке представлено мало производителей беспилотных самолетов-амфибий. Из крупнейших можно выделить:
- Концерн "Калашников" - создал беспилотный летательный аппарат, который может приземляться на водную поверхность - БВС ZALA 421-10.
- ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" - зарегистрировало патент на беспилотный самолет-амфибию. На данный момент предприятие не представило прототип или действующий образец.
- Нижегородский филиал АО "НПП "Радар ММС" и АО "ЦКБ ПО СПК ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА" - разработали прототип БВС "Самолет-амфибия" - беспилотное воздушное судно-амфибия самолетного типа с возможностью выхода на необорудованный берег, предназначено для перевозки грузов, тушения пожаров, поддержки поисково-спасательных операций, авиахимработ.
Анализ рынка "безлюдных систем"
На сегодняшний день беспилотные воздушные судна (далее - БВС) не могут гарантировать высокий уровень безопасности. Согласно исследованию, проведенному в августе 2021 года, существует более 3000 случаев катастроф и аварий с участием БВС в различных странах мира.
Почти 75% аварий происходят по причине технических неисправностей в оборудовании. В большинстве случаев это связано с отказом систем питания или недостатком материалов для изготовления компонентов БВС. Около 15% несчастных случаев происходят из-за ошибок пилотов или нарушения правил эксплуатации.
Некоторые инциденты с БВС обусловлены нарушением правил безопасности со стороны оператора. Неправильное использование БВС, ограниченный обзор пилотом, несоблюдение условий полета, не соответствующее отношение к устройству - все это может стать причиной серьезных инцидентов.
Одним из возможных решений данной проблемы может служить внедрение полностью автоматизированных и безлюдных авиационных систем. Обеспечить это возможно за счет использования роботизированных мобильных комплексов полной автоматизации полетных заданий в логистике и мониторинге и беспилотных самолетов типа "амфибия". Дальность полета самолета типа "амфибия" до 1500 километров, возможность приземления на воду или лед даст доступ к логистике 10% россиян из удаленных территорий, а также использованию его для аварийно-спасательных и мониторинговых миссий.
3. Проектное окружение реализации Программы развития.
Инструментами реализации Программы являются национальные и региональные проекты, реализуемые на территории Нижегородской области:
N |
Наименование проекта |
Направление |
1. Национальный проект "Цифровая экономика Российской Федерации" | ||
1.1. |
Региональный проект "Кадры для цифровой экономики" |
Подготовка квалифицированных кадров в области информационных технологий и цифровых технологий, которые могут быть применены в различных сферах, включая беспилотные авиационные системы (далее - БАС). |
1.2. |
Региональный проект "Информационная безопасность" |
Обеспечение безопасности информационных систем и данных, которые используются в том числе в БАС. Обеспечение безопасности может улучшить надежность и эффективность БАС, что может привести к их более широкому использованию в регионе. |
1.3. |
Региональный проект "Цифровые технологии" |
Стимулирование разработки и внедрения в регионе продуктов на основе "сквозных" цифровых технологий, к которым в том числе относятся робототехника и БПЛА, путем оказания содействия региональным компаниям и/или региональным проектам в получении финансовой поддержки в виде грантов и доступе к банковским инструментам на льготных условиях. |
2. Национальный проект "Образование" | ||
2.1. |
Федеральный/Региональный проект "Цифровая образовательная среда" |
Создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Проект реализуется Министерством просвещения РФ с 2019 года, на текущий момент в регионе уже открыто 7 Центров цифрового образования детей "IT-куб". |
2.2. |
Федеральный проект "Профессионалитет" |
Формирование прочной кооперации образовательной системы и реального сектора экономики. Основная идея проекта - модернизация системы образования с целью подготовки кадров для работы на конкретных предприятиях. В рамках ФП "Профессионалитет" в Нижегородской области создается Федеральный Технопарк СПО, который станет частью проекта "Парк мастеров "Нижполиграф" Ежегодно технопарк будет принимать в своих стенах для повышения квалификации несколько тысяч преподавателей техникумов и колледжей, а также сотрудников предприятий со всей страны. Для этого планируется создать около 50 оснащенных лабораторий и мастерских по различным направлениям, в том числе лаборатории "Производство летательных аппаратов" и "Внешнее пилотирование и эксплуатация беспилотных воздушных судов". |
3. Национальный проект "Экология" | ||
3.1. |
Федеральный/ Региональный проект "Сохранение лесов" |
Обеспечение восстановления лесов и сокращение ущерба от лесных пожаров. БАС могут использоваться для мониторинга лесов и выявления возможных проблем, таких как лесные пожары, браконьерство и вырубка лесов, а также для сбора данных о состоянии лесов и их биоразнообразии. |
3.2. |
Региональный проект "Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов Нижегородской области" |
Улучшение экологической ситуации в регионе путем ликвидации опасных объектов и свалок, которые негативно влияют на окружающую среду и здоровье людей. В этом случае БАС могут использоваться для обнаружения и мониторинга таких свалок и опасных объектов, что позволит быстрее и эффективнее проводить их ликвидацию. |
4. Национальный проект "Здравоохранение" | ||
4.1. |
Региональный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Нижегородской области" |
Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек. Применение БАС в медицинской сфере позволит спасать людей за счет сокращения времени на доставку компонентов крови и медикаментов на большие или короткие расстояния, в частности, в труднодоступные места. |
5. Национальный проект "Безопасные и качественные дороги" | ||
5.1. |
Региональный проект "Региональная и местная дорожная сеть" |
Данный проект направлен на повышение качества дорожной сети, в том числе уличной сети, городских агломераций, а также приведение в нормативное состояние/строительство искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения. БАС, в данном случае, могут использоваться для мониторинга дорожной сети, выявления проблемных участков и оценки качества дорожного покрытия. |
6. Национальный проект "Наука и университеты" | ||
6.1. |
Региональный проект "Создание сети современных кампусов" |
Проект по созданию в Нижнем Новгороде межвузовского ИТ-кампуса мирового уровня "НЕЙМАРК" является частью национального проекта "Наука и университеты". Он направлен на привлечение талантливой молодежи в науку, повышение вовлеченности профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере, а также формирование полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса. Научное направление "Беспилотные технологии" станет одним из ключевых в нижегородском ИТ-кампусе "НЕЙМАРК". |
Дать синергетический эффект в развитии экономики Нижегородской области также может синхронизация Программы развития с реализацией следующих государственных программ: | ||
1. |
"Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" |
На 1 июля 2023 г. в реестре промышленных технопарков Минпромторга России от Нижегородской области находится 3 предприятия: технопарк "Волга" (г. Бор), технопарк "H2O" (г. Дзержинск") и индустриальный парк "Ока-Полимер". |
2. |
"Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" |
БАС могут использоваться для мониторинга посевных угодий и оценки урожайности, а также для распыления удобрений и пестицидов, что приведет к повышению эффективности сельскохозяйственного производства. |
3. |
"Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" |
Программа позволяет финансировать и стимулировать промышленную и инновационную деятельность, в том числе в области разработки и производства БАС. |
4. Цели и задачи Программы.
Целью реализации Программы является обеспечение технологической независимости, создание в Нижегородской области конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке беспилотной отрасли, включая в себя массовую серийную разработку и производство, эксплуатацию беспилотных авиационных систем, и опционально пилотируемых систем. Также цели реализации Программы включают в себя выполнение авиационных работ и воздушных перевозок, оказание услуг, создание устойчивого и сбалансированного воздушного пространства Нижегородской области, и вместе с тем, развитие обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни жителей Нижегородской области.
Для достижения целей, указанных в Программе, необходимо решить следующие задачи:
1) создание инфраструктуры поддержки и кооперации региональных разработчиков беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, а также их компонентов и материалов, путем введения финансовых и нефинансовых мер поддержки для беспилотной авиационной отрасли: за счет льготных программ кредитования, предоставления государственных субсидий и налоговых льгот;
2) стимулирование создания и развития научно-промышленных комплексов, обеспечивающих полный цикл: от разработки беспилотных авиационных систем до их сертификации и серийного производства путем предоставления им мер государственной поддержки;
3) обеспечение технологической независимости и создания конкурентоспособной отрасли:
за счет проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ на базе собственных научно-производственных центров;
за счет повышения эффективной деятельности российских исследовательских организаций, исследователей и разработчиков, а также их сетей и групп;
за счет увеличения вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий;
4) ликвидация инфраструктурных ограничений для эксплуатации беспилотных авиационных систем, а также обеспечение безопасности инфраструктуры Нижегородской области от противоправного применения беспилотных воздушных судов:
за счет модернизации авиационной инфраструктуры в виде взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, а также модернизация электронной компонентной базы, программно-аппаратных комплексов и цифровых платформ для беспилотных летательных аппаратов;
за счет оптимизации административных, технических и иных ограничений, препятствующих получению доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов;
за счет создания региональной инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения;
5) развитие кадрового потенциала Нижегородской области в отрасли беспилотных авиационных систем:
за счет внедрения в образовательные программы высшего образования, общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования модули по БАС, в том числе с использованием передовых образовательных методик;
за счет проведения соревнований по пилотированию, инжинирингу, программированию и решению задач, с целью повышения престижности профессиональной деятельности и формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
за счет обеспечения поддержки развития граждан в рамках построения гибких образовательных траекторий, в том числе, посредством реализации дополнительных профессиональных программ.
5. Показатели Программы.
N п/п |
Показатели региональной программы |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Период (год) |
Признак возрастания (убывания) |
Нарастающий итог |
|||||||
|
|
значение |
год |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Задача: Создание научно-производственных центров (НПЦ) испытаний и компетенций в сфере развития БАС |
||||||||||||
1.1. |
Количество сценариев применения БАС по отраслям |
ед. |
2 |
2023 |
3 |
4 |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
возрастающий |
да |
1.2. |
Количество аккредитованных Росавиацией НПЦ испытаний и компетенций в сфере БАС |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
возрастающий |
да |
1.3. |
Количество аккредитованных разработчиков и изготовителей БАС |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
возрастающий |
да |
1.4. |
Количество промышленных предприятий - производителей БАС и комплектующих |
ед. |
5 |
2023 |
6 |
7 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10 |
возрастающий |
да |
2. |
Задача: Разработка услуг с применением БАС |
||||||||||||
2.1. |
Количество разработанных услуг с применением БАС |
ед. |
2 |
2023 |
4 |
5 |
8 |
10 |
12 |
14 |
15 |
возрастающий |
да |
3. |
Задача: Обеспечение формирования, утверждения и реализации регионального заказа на БАС и услуги с их применением |
||||||||||||
3.1. |
Доля БАС российского производства в общем объеме государственных закупок Нижегородской области, в том числе в разрезе отраслей применения с учетом разработанных услуг |
% |
23,7 |
2023 |
41,5 |
54,7 |
56 |
58 |
61 |
66 |
70,3 |
возрастающий |
да |
3.2. |
Количество организаций, оказывающих услуги с применением БАС (региональные операторы) |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
возрастающий |
да |
4. |
Задача: Развитие разработки и серийного производства БАС, в том числе в разрезе типов |
||||||||||||
4.1. |
Количество произведенных российских БАС, в том числе в разрезе типов с учетом разработанных услуг |
ед. |
31 |
2023 |
450 |
1500 |
4500 |
7000 |
10000 |
13500 |
17000 |
возрастающий |
да |
5. |
Задача: Развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации БАС |
||||||||||||
5.1. |
Количество новых унифицированных российских решений в наземной инфраструктуре БАС |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
возрастающий |
да |
6. |
Задача: Развитие индустрии средств производства БАС и их компонентов, производства материалов |
||||||||||||
6.1. |
Количество разработанных унифицированных комплектующих БАС |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
возрастающий |
да |
7. |
Задача: Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в разрезе приоритетных направлений с учетом разработанных услуг |
||||||||||||
7.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС по отдельным приоритетным направлениям научных исследований и разработок |
ед. |
0 |
2023 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
возрастающий |
да |
8. |
Задача: Разработка и внедрение в образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, а также основные программы профессионального обучения модулей по БАС |
||||||||||||
8.1. |
Создание центра практической подготовки на базе образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования |
ед. |
0 |
2023 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
возрастающий |
да |
8.2. |
Создание специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций |
ед. |
0 |
2023 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
возрастающий |
да |
8.3. |
Количество образовательных организаций, в которых реализуются образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, практико-ориентированные образовательные программы среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения в сфере БАС |
ед. |
50 |
2023 |
50 |
51 |
51 |
52 |
52 |
52 |
52 |
возрастающий |
да |
8.4. |
Количество обучающихся по образовательным программам дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в сфере БАС |
чел. |
9289 |
2023 |
11711 |
13475 |
14084 |
14768 |
15368 |
15760 |
16155 |
возрастающий |
да |
9. |
Задача: Разработка и внедрение в образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы модулей по БАС |
||||||||||||
9.1. |
Количество образовательных организаций, в которых реализуются практико-ориентированные образовательные программы высшего образования в сфере БАС |
ед. |
8 |
2023 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
возрастающий |
да |
10. |
Задача: Проведение соревнований с целью повышения престижности профессиональной деятельности |
||||||||||||
10.1. |
Количество посетителей и участников чемпионатов, профориентационных и иных навигационных мероприятий, посвященных сфере БАС |
чел. |
0 |
2023 |
3000 |
4500 |
6000 |
7500 |
9000 |
10500 |
12000 |
возрастающий |
да |
10.2. |
Количество образовательных организаций высшего образования, при поступлении в которые в качестве индивидуальных достижений учитываются результаты соревновательных мероприятий в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
возрастающий |
да |
11. |
Задача: Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем |
||||||||||||
11.1. |
Доля маршрутов (районов) полетов БВС на территории Нижегородской области, оснащенных унифицированной инфраструктурой оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов полетов БВС |
% |
0 |
2023 |
0 |
50 |
75 |
100 |
100 |
100 |
100 |
возрастающий |
да |
11.2. |
Рост интенсивности полетов БВС |
% |
100 |
2023 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
возрастающий |
да |
11.3. |
Количество созданных взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов в Нижегородской области |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
7 |
14 |
21 |
21 |
21 |
21 |
возрастающий |
да |
6. План реализации Программы развития.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Период (год) |
Тип мероприятия |
Связь с показателями региональной программы |
|||||||
|
|
значение |
год |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Направление: Разработка и серийное производство БАС и комплектующих |
||||||||||||
1.1. |
Создание научно-производственного центра в сфере БАС и сопутствующей инфраструктуры |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
оказание услуг |
Количество аккредитованных Росавиацией НПЦ испытаний и компетенций в сфере БАС; количество аккредитованных разработчиков и изготовителей БАС; количество промышленных предприятий - производителей БАС и комплектующих |
1.2. |
Разработка сценариев применения БАС по отраслям |
ед. |
2 |
2023 |
3 |
4 |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
оказание услуг |
Количество сценариев применения БАС по отраслям |
1.3. |
Производство российских БАС, в том числе в разрезе типов с учетом разработанных услуг |
ед. |
31 |
2023 |
450 |
1500 |
4500 |
7000 |
10000 |
13500 |
17000 |
оказание услуг |
Доля БАС российского производства в общем объеме государственных закупок Нижегородской области, в том числе в разрезе отраслей применения с учетом разработанных услуг; количество произведенных российских БАС, в том числе в разрезе типов с учетом разработанных услуг |
1.4. |
Разработка унифицированных комплектующих БАС |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
оказание услуг |
Количество разработанных унифицированных комплектующих БАС |
2. |
Направление: Развитие инфраструктуры для БАС |
||||||||||||
2.1. |
Количество разработанных услуг с применением БАС |
ед. |
2 |
2023 |
4 |
5 |
8 |
10 |
12 |
14 |
15 |
оказание услуг |
Количество организаций, оказывающих услуги с применением БАС (региональные операторы); количество произведенных российских БАС, в том числе в разрезе типов с учетом разработанных услуг |
2.2. |
Разработка новых унифицированных российских решений в наземной инфраструктуре БАС |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
оказание услуг |
Количество новых унифицированных российских решений в наземной инфраструктуре БАС |
3. |
Направление: Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации |
||||||||||||
3.1. |
Оснащение общеобразовательных организаций и образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - создание 2 центров практической подготовки на базе образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, и 17 специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций |
ед. |
0 |
2023 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
19 |
оказание услуг |
Создание центра практической подготовки на базе образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования; создание специализированных классов (кружков) на базе общеобразовательных организаций |
3.2. |
Внедрение в образовательные организации, реализующие образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, практико-ориентированные образовательные программы среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения в сфере БАС |
ед. |
50 |
2023 |
50 |
51 |
51 |
52 |
52 |
52 |
52 |
оказание услуг |
Количество образовательных организаций, в которых реализуются образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, практико-ориентированные образовательные программы среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, основные программы профессионального обучения в сфере БАС |
3.3. |
Обучение по образовательным программам дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в сфере БАС |
чел. |
9289 |
2023 |
11711 |
13475 |
14084 |
14768 |
15368 |
15760 |
16155 |
оказание услуг |
Количество обучающихся по образовательным программам дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в сфере БАС |
3.4. |
Подготовка отраслевых специалистов БАС |
чел. |
0 |
2023 |
100 |
300 |
500 |
700 |
900 |
1100 |
1200 |
оказание услуг |
Количество образовательных организаций, в которых реализуются практико-ориентированные образовательные программы высшего образования в сфере БАС |
3.5. |
Проведение соревнований, чемпионатов, профориентационных и иных навигационных мероприятий, посвященных сфере БАС |
чел. |
0 |
2023 |
3000 |
4500 |
6000 |
7500 |
9000 |
10500 |
12000 |
оказание услуг |
Количество посетителей и участников чемпионатов, профориентационных и иных навигационных мероприятий, посвященных сфере БАС |
3.6. |
Рассмотрение и учет индивидуальных достижений абитуриентов ВУЗов, принявших участие в соревновательных мероприятиях в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС |
чел. |
0 |
2023 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
оказание услуг |
Количество образовательных организаций высшего образования, при поступлении в которые в качестве индивидуальных достижений учитываются результаты соревновательных мероприятий в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС |
4. |
Направление: Стимулирование спроса на отечественные БАС и услуги с их применением |
||||||||||||
4.1. |
Увеличение доли БАС российского производства в общем объеме государственных закупок Нижегородской области, в том числе в разрезе отраслей применения с учетом разработанных услуг |
ед. |
23,7 |
2023 |
41,5 |
54,7 |
56 |
58 |
61 |
66 |
70,3 |
оказание услуг |
Доля БАС российского производства в общем объеме государственных закупок Нижегородской области, в том числе в разрезе отраслей применения с учетом разработанных услуг |
4.2. |
Создание организаций, оказывающих услуги с применением БАС (региональные операторы) |
ед. |
0 |
2023 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
оказание услуг |
Количество организаций, оказывающих услуги с применением БАС (региональные операторы) |
5. |
Направление: Перспективные разработки в сфере БАС |
||||||||||||
5.1. |
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
ед. |
0 |
2023 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
оказание услуг |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС по отдельным приоритетным направлениям научных исследований и разработок |
5.2. |
Разработка опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС по отдельным приоритетным направлениям научных исследований и разработок |
ед. |
0 |
2023 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
оказание услуг |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий БАС по отдельным приоритетным направлениям научных исследований и разработок |
7. Финансовое обеспечение реализации Программы.
Реализация Программы предполагает финансовое обеспечение в рамках государственных программ Нижегородской области и непрограммных направлений расходов.
8. Организационная структура управления реализацией Программы.
В основе построения структуры управления реализацией Программы заложены принципы проектного менеджмента.
В реализации Программы участвуют должностные лица и организации, а также представители предпринимательского, научного сообщества и гражданского общества.
Осуществляя непосредственное управление реализацией Программы, АНО "Горький Тех":
- выбирает наиболее эффективные способы достижения целей Программы;
- координирует работу конкретных исполнителей Программы;
- выделяет текущие приоритеты;
- принимает меры по привлечению средств внебюджетных источников финансирования Программы.
Участие исполнительных органов Нижегородской области в реализации мероприятий принятой Программы состоит в следующем: предусмотреть мероприятия при разработке и исполнении государственных программ, непосредственно участвовать в выполнении мероприятий Программы.
Научные и образовательные организации, коммерческие организации, общественные объединения предпринимателей и индивидуальные предприниматели при осуществлении своей хозяйственной деятельности могут руководствоваться положениями Программы и принимать активное участие в реализации.
Программа реализуется взаимосвязано с государственными программами Российской Федерации и Нижегородской области.
Управление реализацией Программы осуществляется Рабочей группой по формированию и реализации региональной программы развития беспилотных авиационных систем в Нижегородской области (далее - Рабочая группа), задача которой реализовывать сквозной принцип управления Программой, связывая в рамках единой структуры органы исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Методология Рабочей группы в рамках реализации Программы предполагает системный и долгосрочный подход повышения эффективности управления в условиях ресурсных ограничений с получением уникальных и измеримых результатов. На Рабочую группу возлагаются следующие обязанности:
- на стратегическом и тактическом уровне определять взаимосвязи и взаимозависимости между ресурсами и ключевыми показателями;
- обеспечивать координационное взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы на формирование и реализацию Программы;
- разрабатывать предложения по формированию и реализации Программы;
- на оперативном уровне контролировать отклонения и обеспечивать ранее реагирование;
- предотвращать конфликтные ситуации в ходе работы и взаимодействия;
- формировать положительную имиджевую повестку, обеспечивать благоприятные экосистемные решения и преодолевать на всех уровнях.
Функция базового сопровождения реализуется АНО "Горький Тех" и предусматривает обеспечение эффективного текущего администрирования Программы.
9. Система мониторинга и контроля реализации Программы.
Управление Программой сфокусировано на обеспечении непрерывного анализа эффективности и релевантности в контексте задач и параметров Программы, установления приоритетов, предоставления необходимых ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Нижегородской области проведен анализ рынков, связанных с развитием беспилотной авиации, в частности, рынка электроники для беспилотных авиационных систем, рынка беспилотных самолетов-амфибий, рынка "безлюдных систем".
Целями Программы являются: создание в области конкурентоспособной (на внутреннем и внешнем рынках) беспилотной отрасли; создание устойчивого и сбалансированного воздушного пространства области; обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей области.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2023 г. N 1397-р "Об утверждении региональной программы "Программа развития беспилотной авиации в Нижегородской области"
Опубликование:
-