Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 500600-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (в части совершенствования законодательства о применении контрольно-кассовой техники), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Его положениями, в частности, предусматривается дополнительный способ исполнения обязанности пользователя контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) по передаче кассового чека (бланка строгой отчетности) покупателю (клиенту) - через информационный ресурс ФНС России "Мои чеки онлайн", предназначенный для хранения электронных чеков. Для пользователей ККТ устанавливается право направления кассовых чеков в ФНС России в случае согласия покупателя (клиента). При этом в кассовой чек должны быть внесены абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента), что позволит им получить доступ к своим кассовым чекам.
Законопроектом также предусматривается:
- установление порядка применения ККТ в случаях привлечения посредников для приема денежных средств и передачи товаров;
- освобождение от обязанности применения ККТ индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги населению в сфере образования и в сфере физической культуры и спорта;
- установление возможности подачи заявлений о регистрации (перерегистрации) ККТ, о снятии ККТ с регистрационного учета через личный кабинет в федеральной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и через изготовителя ККТ, а также сокращение с 10 до 5 дней срока осуществления ФНС России регистрации, перерегистрации и снятия ККТ с регистрационного учета.
В перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности применения ККТ, включается сбор использованной тары и материалов, пригодных для вторичного использования (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ). Вместе с тем, в пункте 2.1 статьи 2 указанного Федерального закона содержится перечень видов деятельности, при осуществлении которых применяющий патентную систему индивидуальный предприниматель освобождается от обязанности применения ККТ при условии выдачи документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Данный перечень содержит аналогичный предлагаемому законопроектом вид деятельности. В связи с чем, данные нормы нуждаются в согласовании.
В статье 4.3 "Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники" Федерального закона N 54-ФЗ устанавливается порядок применения ККТ при расчетах наличными деньгами и (или) в безналичном порядке, осуществляемых при непосредственном взаимодействии покупателя (клиента) и лица, уполномоченного пользователем на совершение расчетов с покупателями (клиентами). При этом Комитет отмечает на отсутствие такого порядка при аналогичных расчетах при непосредственном взаимодействии покупателя (клиента) и пользователя.
Законопроектом также устанавливается, что требования к качеству печати могут быть установлены форматами фискальных документов, обязательными к использованию, которые утверждаются ФНС России. Вместе с тем, с учетом положений пункта 8 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ устанавливающего, что все реквизиты, содержащиеся на кассовом чеке или бланке строгой отчетности, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе, предлагаемое законопроектом изменений нуждается в дополнительном обосновании.
Также необходимо отметить, что при подготовке законопроекта ко второму чтению требуется уточнение положений в части вступления в силу федерального закона. К законопроекту также имеются иные замечания лингвистического и юридико-технического характера.
В целом Комитет поддерживает рассматриваемую законодательную инициативу с учетом изложенных замечаний.
На рассматриваемый законопроект имеются положительное заключение Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам поддерживает проект федерального закона N 500600-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Первый заместитель |
О.Н. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.