В соответствии со статьями 9.2, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 17.06.2015 N 659-п "О государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области",
Государственная служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемые:
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль воспитательного детского приюта Баскаковой-Тюменевой", 1830-е гг. - 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 23, д. 25);
- предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Детский приют", 1830-е гг. - 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 25), в составе объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль воспитательного детского приюта Баскаковой-Тюменевой", 1830-е гг. - 1880-е гг. (г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 23, д. 25).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела разрешительной документации и учета объектов культурного наследия службы Крылову Н.Н.
3. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
Руководитель службы |
А.С. Рожкова |
Утвержден
приказом
государственной службы
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 15.01.2024 N 5
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль воспитательного детского приюта Баскаковой-Тюменевой", 1830-е гг. - 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 23, д. 25)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль воспитательного детского приюта Баскаковой-Тюменевой", 1830-е гг. - 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 23, д. 25), являются:
- градостроительная роль ансамбля, участвующего в формировании линий застройки улиц Чкалова и Румянцевской, закрепляющего угол квартала, сформированного по "регулярному" плану;
- территория ансамбля, включающая в себя пространство на северном углу исторического квартала N 14, ограниченное постройками усадьбы: домами N 23, N 25 по улице Чкалова;
- первоначальная периметральная планировка ансамбля, образованная постройками, расположенными вдоль боковых границ усадьбы;
- фронтальная объемно-пространственная композиция усадьбы, ориентированная на восприятие комплекса зданий (N 25 - "Детский приют" и N 23 - "Флигель жилой усадьбы Тюменевых/ детского приюта Баскаковой - Н.И. Тюменева") с улицы Чкалова;
- исторический въезд на территорию усадьбы с севера-востока между домами N 23 и N 25;
- общее художественное решение ансамбля преимущественно в стиле классицизма, а также элементы стиля модерн в оформлении главного дома - "Детский приют";
- архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы) входящих в состав ансамбля памятников истории и культуры:
"Детский приют", 1830-е гг., 1880-е гг. (ул. Чкалова, д. 25);
"Флигель жилой усадьбы Тюменевых/ детского приюта Баскаковой - Н.И. Тюменева", 1810-е гг., вторая четверть XIX в. (ул. Чкалова, д. 23).
Утвержден
приказом
государственной службы
охраны объектов
культурного наследия
Ярославской области
от 15.01.2024 N 5
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Детский приют", 1830-е гг. - 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 25), в составе объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль воспитательного детского приюта Баскаковой-Тюменевой", 1830-е гг. - 1880-е гг. (г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 23, д. 25)
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения "Детский приют", 1830-е гг. - 1880-е гг. (Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 25), в составе объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль воспитательного детского приюта Баскаковой-Тюменевой", 1830-е гг. - 1880-е гг. (г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 23, д. 25), являются:
- композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки улиц Чкалова и Румянцевской, формирующего угол квартала, являющегося архитектурной доминантой ансамбля;
- сложная объемно-пространственная композиция здания, состоящего из нескольких последовательно связанных объемов: угловой объем - двухэтажный с окнами второго света на боковом северо-восточном фасаде, прямоугольный в плане, близкий к квадрату, в семь световых осей по главному и лицевым (боковым) фасадам, со слабым центральным ризалитом на главном фасаде в три световые оси шириной и балконом на втором этаже ризалита, перекрыт повышенной вальмовой прямой крышей со слуховым окном на фронтоне над главным фасадом; центральный объем - Г-образный в плане, с дворовым выступом (бывший притвор домовой церкви), примыкающим к фасаду углового объема, двухэтажный, с антресольными помещениями, с примыкающими к дворовому юго-восточному фасаду разноразмерными и разновременными пристройками, перекрытый в лицевой части прямой скатной крышей с вальмой над юго-западной частью и двухскатной крышей над дворовым выступом; южный объем - двухэтажный, Г-образный в плане, с незначительным дворовым выступом, перекрытый трехскатной прямой крышей с вальмой над юго-западным торцевым фасадом и двухскатной прямой крышей над дворовым выступом;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проемов на фасадах, в том числе ложных и заложенных: форма и осевое расположение (кроме окна бывшей домовой церкви в восточной части северо-восточного (главного) фасада) прямоугольных оконных проемов, на разных объемах различающихся по размеру и пропорции; в восточной части северо-восточного (главного) фасада -прямоугольное с арочным завершением окно (бывшей домовой церкви); на юго-восточном фасаде центрального объема на первом этаже - широкое сдвоенное окно, на втором этаже - два узких прямоугольных с арочными завершениями окна (притвора бывшей домовой церкви); форма и осевое расположение прямоугольных дверных проемов (в том числе балкона); форма и осевое расположение небольших прямоугольных окон второго света; характер исторических столярных заполнений оконных проемов на главном и лицевых фасадах здания; исторические столярные заполнения двух узких прямоугольных с арочными завершениями окон (притвора бывшей домовой церкви) в стиле модерн: с мелкоячеистой (девять квадратных равных ячеек) расстекловкой нижней части, двумя широкими ячейками в средней части, рядом из трех мелких квадратных ячеек в нижней части фрамуги и арочной верхней части фрамуги, разделенной средником пополам, с заоваленными штапиком углами всех ячеек;
- капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича способом цепной кладки размером 27 (28) 13 7,5 (8) см (по замерам под парадной лестницей на западной стене); 26 (25,5) 12 7,5 см (по замерам в южном помещении 14 на схеме первого этажа на дворовой стене); 27 12,5 7,5 см (по замерам в южном помещении 14 на схеме первого этажа на стене, примыкающей к северным помещениям); 25 11 6 см (по замерам на чердаке над угловым объемом);
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов углового объема (главного северо-восточного, лицевых северо-западного и юго-восточного): рельефно выделенный цоколь с профилированным завершением, облицованный блоками белого камня, с прямоугольными нишами с проемами-продухами на световых осях; "французский" руст (ленточный с клинчатыми квадрами над перемычками окон) на уровне первого этажа; узкие наличники - трехчетвертной валик по кромке откоса оконных проемов первого этажа; над оконными проемами - крупные клинчатые замковые камни с профилированными кромками и помещенными на них львиными маскаронами; узкий профилированный промежуточный карниз, разделяющий этажи; оформление первоначальных оконных проемов второго этажа профилированными подоконными полками; над парами окон второго этажа - прямоугольные горизонтальные плоские ниши с помещенной в них лепной композицией из завитков с "розами", на главном фасаде - с профильными встречными изображениями крылатых львов по сторонам и женским маскароном в центре, фланкированным завитками; оформление трех центральных осей ризалита пилястрами с композитными капителями; над оконными проемами второго этажа на ризалите - ромбические розетки из стилизованного акантового листа с центральными выпуклыми розетками; в завершении фасадов - антаблемент, состоящий из профилированной архитравной тяги, выделяющей гладкий фриз, профилированных подкарнизных тяг с рядом мелких дентикул, профилированного карниза, в том числе с верхним профилем из блоков белого камня, с рядом мутул на профилированных основаниях (кроме центральных и южных осей юго-восточного бокового фасада, где расположены окна антресольного этажа); над центральным ризалитом главного (юго-восточного) фасада - треугольный фронтон с арочным слуховым окном; оформление наклонных карнизов фронтона, аналогичное венчающему карнизу лицевых фасадов с подкарнизными тягами; оформление наружной кромки балкона уступчатой тесовой обшивкой; над тремя центральными световыми осями обоих боковых фасадов - прямые профилированные сандрики на узких вертикальных кронштейнах с небольшими волютообразными завитками в верхней части и стилизованным упрощенным акантовым листом на наружной стороне; на центральных и южных осях юго-восточного бокового фасада - профилированный промежуточный карниз (архитравная тяга на прочих фасадах объема), выделяющий антресоль; узкий профилированный венчающий карниз с рядом мелких дентикул;
- композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (северо-западного) фасада центрального объема: рельефно выделенный цоколь с полуваликом в завершении, более высокий, чем цоколь углового объема; оформление оконных проемов первого этажа трехсторонними профилированными наличниками с небольшими "ушками" и центральным выступом в перемычке; профилированный промежуточный карниз, разделяющий этажи; профилированная подоконная тяга под окнами второго этажа; оформление оконных проемов второго этажа профилированными трехсторонними наличниками на небольших гладких импостах с небольшими "ушками" и повышенными центрами перемычек, завершенными на нечетных осях прямыми профилированными сандриками с лепными композициями на фризе в форме центральной четырехлепестковой фигурной акантовой розетки, боковые лепестки которой наложены на тонкие кольца с небольшими горизонтальными расходящимися акантовыми стрелами, окруженной картушевидной фигурной контурной розеткой с расходящимися завитками акантовых листьев на наружных боковых углах, на четных осях - лепными композициями из центрального рокайля, фланкированного раздвоенными в верхней части завитками акантовых листьев, спускающихся на центральную часть перемычки, завершенного сверху упрощенным трехлепестковым цветком аканта, по сторонам - криволинейными пологими завитками со свисающими цветочными кистями на концах и парами коротких "каннелюр" заполняющих пазухи между рокайлем и контурным завитком; антаблемент, состоящий из фриза, выделенного снизу профилированной тягой и заполненного лепным орнаментом из повторяющихся композиций, аналогичных таковым на фризах сандриков - профилированного с рядом дентикул венчающего карниза с верхней плитой из блоков белого камня;
- композиция и архитектурно-художественное оформление торцевого юго-восточного фасада дворового выступа центрального объема (бывший притвор домовой церкви): профилированная подоконная тяга второго этажа; прямоугольная с арочной перемычкой плоская крупная оконная ниша второго этажа, объединяющая оба оконных проема; оформленная профилированным обрамлением на гладких небольших импостах; вложенная в нее меньшая плоская ниша с завершением в форме двойной арки, обрамленной профилированной тягой; лепная композиция, заполняющая пазуху между завершениями ниш, состоящая из центрального картуша с фигурно вырезанными боковыми сторонами и помещенным в него медальоном с пучком колосьев в профилированном обрамлении, с крупным акантовым листом вверху и меньшим изогнутым акантовым листом внизу, с отходящими от верхнего листа симметричными развитыми акантовыми стрелами с листьями и завитками побегов и тонкой контурной фигурной рамой картуша; завершение фасада профилированным карнизом с верхним рядом блоков белого камня;
- композиция и элементы архитектурно-художественного оформления лицевого юго-западного фасада южного объема: междуэтажный карниз простого профиля, разорванный крупными плоскими нишами; сохранившиеся тонкие профилированные сандрики на плоских прямоугольных "камешках" над ранее существовавшими проемами второго этажа; упрощенный уступчатый венчающий карниз;
- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен здания; облицовка цоколя углового и центрального объемов блоками белого камня; верхняя плита карнизов лицевых фасадов углового и центрального объемов из профилированных блоков белого камня;
- художественный металл: балкон на втором этаже ризалита шириной в три световые оси на литых фигурных кронштейнах в форме волютообразного завитка с вписанной в него в профиль стилизованной акантовой цветочной стрелой с цветком; оформление нижней поверхности кронштейна крупным акантовым листом с небольшой лиственной розеткой у стены, закрывающей крепление кронштейна к стене; завершение наружного края кронштейна кубическим элементом с ажурными акантовыми цветами на боковых сторонах, женским маскароном на лицевой стороне и профилированной четырехугольной выпуклой розеткой на нижней стороне с восьмью упрощенными лепестками и "гирькой" - креплением; оформление верхней рамы кронштейна рядом вертикально поставленных небольших акантовых листьев; литые ограждения балкона, состоящие из четырех опорных столбиков, крестообразных в плане, со скругленными гранями, с полуваликом, выделяющим "шейку" в верхней части, и расходящимися "лепестками" лопастей креста, увенчанными шаром; решетка перил из крестообразных в плане со скругленными лопастями прутьев с двойными кольцевыми розетками, скругленными по наружной кромке, и с четырехлопастной розеткой по внутренней кромке, с ромбовидной нижней и треугольной верхней розетками в пазухах колец вверху и внизу прута, центральными крупными одинарными кольцевидными розетками с вложенной крупной четырехлопастной розеткой, с некрупными ромбовидными розетками, расположенным с отступом от крупных верхних, нижних и центральных розеток; металлические поручни;
- пространственно-планировочная структура интерьера углового объема здания - частично сохранившаяся историческая анфиладная с центральным небольшим коридором; центрального объема здания - анфиладно-коридорная; южного объема здания - анфиладная;
- перекрытие восточного (на схеме этажа - помещение N 2) / юго-восточного помещения второго этажа углового объема (бывшая домовая церковь) - коробовым сводом с пониженной щелыгой с клинчатыми распалубками над окнами второго света и входа на балкон; перекрытие помещения второго этажа дворового выступа центрального объема (бывший притвор домовой церкви, на схеме этажа - помещение N 1) - вспарушенным сомкнутым сводом;
- местоположение, материал и оформление каменной однопролетной парадной лестницы в центре юго-западной части углового объема; сохранившиеся проступи с профилированным свесом и сохранившимися металлическими петлями для прута-ковродержателя; ограждение лестницы и верхней площадки, состоящее из сохранившихся литых чугунных балясин, столбиков и точеных поручней; основные балясины с рисунком из крупной перевернутой "червонки" с парой овальных розеток в нижней раздвоенной части, заполненных декоративным побегом, расположенным над розетками центральным стилизованным цветком с волютообразно изогнутыми симметричными листьями с шариками на концах, фактурно отделанными боковинами "червонки" напротив цветка обращенными внутрь книзу листьями аканта с верхним завитком, обращенным наружу "червонки", с верхним углом "червонки" из двух сливающихся полос, раздваивающихся в симметричные завитки под поручнями, дополненными виноградными листьями в центре завитков и раскрытыми цветами; три ближайшие к лестнице балясины верхней площадки с рисунком: центральная круглая розетка из радиально расположенных акантовых листьев и стрел (симметрия четвертого порядка, всего восемь радиальных мотивов), заключенная в профилированное кольцо с небольшими кольцами на вертикальной и горизонтальной осях, боковины узора по сторонам центральной розетки, также профилированные (с узкий проточкой, повторяющей контур боковины), барочных очертаний (дважды лекально вогнутые с разной кривизной под центральной розеткой с маленьким завитком между изгибами и единожды вогнутые над центральной розеткой), переходящие вверху и внизу балясины в крупные (нижние крупнее) волютообразные завитки (стилизованные усложненные "червонки"), в нижнем мотиве обращенные друг к другу, в верхнем - друг от друга; нижние завитки с небольшими ответвлениями вниз и наружу - опорами балясины, с завитками, соединенными в средней части фактурным перехватом и раздвоенными на концах с акантовым цветком между ними; между нижней "червонкой" и центральной розеткой - развитая акантовая цветочная стрела с пышным основанием, образованным встречными концами завитков, и небольшими боковыми элементами, соединяющими цветок с боковинами балясины; с верхними завитками, плотно скрученными и соединенными перехватом с центральной цветочной акантовой стрелой (опорой поручней) с небольшими боковыми листьями; под верхней "червонкой" - пересекающиеся волютообразные завитки и акантовый побег с небольшими боковыми листьями, обращенный вниз к центральной розетке; в ограждении лестницы - литые прутья круглого сечения с валиками-перехватами в верхней части, отделяющие декоративный наплав в форме фигурной розетки с пальметтой, в средней и в нижней частях, под парой небольших симметричных завитков;
- местоположение, материал и оформление деревянной однопролетной лестницы на антресольный этаж, расположенной в середине юго-западной части дворового выступа центрального объема, с профилированными поручнями перил;
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещений первого этажа: сохранившиеся филенчатые столярные заполнения в проемах капитальных стен, в том числе оформляющие интрадосы проемов между помещениями первого этажа N 5 и N 6, N 5 и N 4; двупольная филенчатая дверь между входным холлом и северо-восточным помещением (на схеме этажа - помещения N 4 и N 5) с двумя крупными фигаррейными филенками, оформленными уступами и фигаррейной доской, на средней обвязке с рядом тонких "гофр"; столярные филенчатые исторические двери в прочих помещениях первого этажа; профилированные потолочные карнизы в помещениях углового и центрального объемов; печи в помещениях углового и центрального объемов (кроме коридора), облицованные гладким изразцом, с металлической фурнитурой;
- архитектурно-художественное оформление интерьера холла первого этажа у входного проема, расположенного на центральной оси северо-восточного фасада (на схеме первого этажа - помещение N 5): входной тамбур столярной работы с филенчатыми перегородками: нижние филенки (по две на перегородке) - прямоугольные, близкие к квадрату, фигаррейные, с фигаррейным выступом и калеванными обвязками; верхние филенки - световые, отделенные от нижних профилированным карнизом, с рядом зубцов, с неравноячеистой шестичастной расстекловкой, с узкими горизонтальными верхними и нижними парами ячеек и высокими средними парами ячеек; фрамуги перегородок - световые равноячеистые двухчастные; внутренние двери тамбура аналогичного оформления;
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения N 2 первого этажа: угловая печь с вогнутым зеркалом и фигурным бордюром из фигурных изразцов по периметру: внешний ряд образован рядом коротких "гофр", внутренний - заостренными упрощенно-стилизованными листьями, обращенными внутрь (к зеркалу);
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения N 3 первого этажа: изразцовая угловая печь со скошенным зеркалом;
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещений второго этажа: одностворчатая филенчатая дверь из северо-западного (центрального) помещения с верхними световыми филенками с трехчастной расстекловкой (верхняя часть - фрамуга - горизонтальная узкая, нижняя разделена по вертикали на две равные части), нижняя филенка - крупная прямоугольная, близкая к квадрату, плоская, на средней обвязке - плоская шестиугольная ниша горизонтального расположения; филенчатая дверь, ведущая из центрального коридора с лестницей в северо-западные помещения, аналогична двери северного помещения;
- архитектурно-художественное оформление интерьера углового северного помещения второго этажа (на плане второго этажа - N 4): профилированные потолочные карнизы; филенчатая коробка, оформляющая интрадос проема бывшей анфилады, ведущего в центральное северо-восточное помещение (N 3); двупольные филенчатые двери в смежную (северо-западную) комнату: верхняя прямоугольная повышенная филенка и нижняя филенка, близкая к квадрату, - плоские с отживкой, средняя - на накладной доске восьмигранная плоская с отживкой, гладкий плинтус в нижней части дверных полотен; профилированное, на небольших гладких импостах обрамление дверного проема с квадратными с круглой плоской нишкой угловыми элементами на верхних углах;
- архитектурно-художественное оформление интерьера центрального северо-восточного помещения второго этажа (на плане второго этажа - N 3): лепной декор: фриз по периметру помещения, отделенный от плоскости стены профилированной тягой, заполненный лепным орнаментом, состоящим из кольцевой профилированной розетки с небольшими акантовыми листочками по углубленному фронтальному кольцу и крупным развитым акантовым листом в центре, из отходящих от кольцевой розетки горизонтальных акантовых стрел с двумя розетками развитых листьев, образующих завитки в форме горизонтальной восьмерки; оформление верхней кромки фриза стилизованными антемионами, обращенными вниз, с помещенными в них вертикальными акантовыми листьями; потолочный карниз над фризом с мутулами на профилированном основании и изогнутым акантовым листом на нижней стороне, чередующимся с квадратными профилированными "ширинками" с помещенными в них шестилепестковыми цветочными розетками; профилированная тяга, отделяющая карниз от потолочного плафона; угловая со скошенным зеркалом изразцовая печь в западном углу помещения с профилированным плинтусом, облицованная крупными гладкими белыми изразцами, с профилированной полкой, разделяющей зеркало по горизонтали на две неравные части: верхняя часть с плоскими нишами: центральной прямоугольной, верхней узкой прямоугольной горизонтальной, боковыми узкими удлиненными прямоугольными вертикальными (сходными с пилястрами) и боковыми верхними прямоугольными вертикальными небольшими нишами; центральная ниша облицована большемерными изразцами, с изразцовой композицией, состоящей из овального картуша в профилированном обрамлении с рядом некрупных заостренных упрощенно стилизованных листьев, обращенных внутрь картуша, с рельефным (близким к горельефу) изображением двух женских фигур, обращенных друг к другу в движении; под картушем - горельефная провисающая гирлянда из дубовых листьев с желудями со свисающими боковыми лиственными кистями, подхваченная наверху бантами, над картушем в углах ниши - некрупные выпуклые двухслойные восьмилепестковые розетки; верхняя горизонтальная ниша (один целый изразец) - с "пасторальной" рельефной композицией, изображающей пухлых младенцев, несущих плоды; в боковых вертикальных нишах - рельефные орнаменты в форме пышных цветочных венков из роз, вазонов с лепестковой нижней чашей с крышкой и свисающей гирлянды из шнура с парой цветочных (розы) составных розеток/букетов, разделенных небольшими лентами; над боковыми вертикальными нишами - бычьи маскароны с тонкими цветочными гирляндами на рогах; в верхних боковых нишах - крупные ромбовидные выпуклые розетки акантовых листьев; над верхней горизонтальной нишей - полувалик, отделяющий орнаментальную композицию из симметрично расходящихся от центра завитков из тонких акантовых листьев и стрел; завершение зеркала и боковых сторон печи профилированным изразцовым карнизом; металлическая печная фурнитура: железная дверка с рельефными изображением квадриги с воином и возничим, обрамленным рядом "бус", с двумя ручками, оформленными цветочными розетками; столярное заполнение дверного проема в помещение: двупольная филенчатая дверь с тремя фигарейными филенками на каждой створке: верхняя - крупная вертикальная прямоугольная, средняя - горизонтальная прямоугольная, нижняя - прямоугольная, близкая к квадрату;
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения бывшего притвора домовой церкви (восточное помещение дворового выступа центрального объема, на плане второго этажа - N 1): оформление, конфигурация и габариты прямоугольного с арочной перемычкой с пониженной стрелой (двухцентровая арка) дверного проема, обрамленного перспективным порталом с арочной с пониженной стрелой перемычкой, сдвоенными полуколоннами в оформлении боковин с шейками-полуваликами, конусовидно расширяющимися кверху "гофрированными" капителями, двойным полуваликом на кромке архивольта арки; историческое заполнение проема - плотницкое двупольное, петли створок с фигурными крыльями (верхние петли - в форме листа плюща с ажурным центром и фигурной нижней перфорацией на черенке и у конца листа, нижние - в форме побега лекальных очертаний с кольцом "бусин" на скругленном конце и фигурной нижней перфорацией на черенке); оформление внутреннего контура проема единичными полуколоннами с аналогичными наружным капителями, приподнятый на угол центр полувалика-архивольта (небольшой "киль"); на внутренней стороне двери - запорная фурнитура (петля засова), выполненная в аналогичной петлям манере в стиле модерн: крепление петли из двух крыльев лекальных очертаний: верхнего меньшего, обращенного вверх, и нижнего большего, обращенного вниз; историческое напольное покрытие помещения: паркет из крупных плашек в "елочку";
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения западного зала (на плане второго этажа - N 6): лепной фриз, выделенный профилированными верхней и нижней тягами, заполненный фигурными волютообразными кронштейнами с фактурными наружными сторонами и небольшими акантовыми листьями над нижним и верхним завитками, соединенными пышными провисающими цветочными гирляндами из роз; лепной карниз мелкой пластики над фризом, оформленный четырьмя рядами различных тонких орнаментов, разделенных тонкими тягами; столярное заполнение дверного проема, ведущего в коридор, двупольная филенчатая дверь с тремя фигарейными филенками на каждой створке: верхняя - крупная вертикальная прямоугольная, средняя - горизонтальная прямоугольная, нижняя - прямоугольная, близкая к квадрату;
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения, примыкающего к залу с севера (на плане второго этажа - N 5): фриз по периметру помещения, выделенный профилированными тягами и заполненный широким цветочным орнаментом с крупными пучками (букетами без стеблей) роз; развитый профилированный карниз с тонкой падугой и тремя рядами различных линейных орнаментов; фигурный потолочный плафон, выделенный периметральным орнаментом из тонких переплетающихся акантовых листьев и стрел, ограниченным профилированной тягой, с крупными угловыми и промежуточными (в середине стены) розетками; промежуточные розетки из тонкой разомкнутой "червонки", заполненной развитым акантовым листом, поднимающимся из разъема побегом с двумя сильно скрученными завитками тонких акантовых листьев над ним, с дополнительными ответвлениями и небольшими цветами по сторонам; небольшая цветочная акантовая стрела с выгнутыми боковыми листьями в завершении розетки; угловые потолочные розетки из крупной розетки, фланкированной парой тонких акантовых лиственных завитков, наружный угол розетки с крупным акантовым цветком с лепестками-завитками; центральная потолочная лепная розетка - шестиугольная, с лекальными сторонами и профилированным контуром, симметричная относительно продольной оси, в центре розетки - крупная выпуклая четырехлепестковая цветочная розетка с отходящими от нее крупными раздвоенными завитками тонких акантовых листьев с короткими стрелами; оформление внешнего контура розетки композицией из тонких завитков акантовых листьев и цветов, вписывающейся в ромб;
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения, примыкающего через небольшой коридор к залу с юга (на плане второго этажа - N 7): фриз по периметру помещения, ограниченный тонкими профилированными тягами, внизу с рядом орнамента "бусы с катушкой", и заполненный лепным орнаментом в форме раздвоенного завитка акантового побега с некрупными акантовыми листьями и цветком, выполненным высоким рельефом, на одном конце и цветком с гроздью/ракушкой (геликоидной спиралью) в центре на другом конце; две карнизные тяги линейного орнамента с рядом ов внизу с полуваликами и полочками в завершении фриза; оформление плоского потолочного плафона, ограниченного бордюром, выделенным профилированными тягами, заполненным треугольными нишками с помещенными в каждую шестилепестковыми (с нижним рядом укороченных лепестков) цветочными розетками; размещенные в угловых кольцевых профилированных розетках бордюра розетки, состоящие из нижнего уровня - плоских восьмилепестковых розеток, образованных побегами с лилиевидными цветами и симметрично расходящимися упрощенными стилизованными листьями, пересекающимися с соседними; центр розетки - выпуклый четырехлепестковый упрощенно-стилизованный цветок аканта с короткими округлыми лепестками, расположенный на четырехлепестковой лиственной розетке; ряд прихотливого растительного орнамента по периметру потолочного плафона вдоль бордюра из тонких завитков акантовых листьев со стрелами и цветами; угловые вензелеобразные розетки орнамента, симметричные относительно центральной оси, образованной короткой стрелой аканта с небольшой цветочный розеткой в центре и цветочной розеткой на внутреннем конце, обведенной перевернутой "червонкой" с пересекающимися на остром углу акантовыми стрелами, сильно скрученными в завитки с цветками в центре; в основании розетки (у широкого конца "червонки") - картушевидная фигурная розеточка с верхним "кнорпелем"; боковые стороны "червонки", пересекающиеся с завитками основного линейного мотива; промежуточные розетки в центре сторон потолочного плафона, выполненные в форме перевернутой "червонки" с несколько разомкнутым широким концом, с контуром, образованным акантовыми листьями, перевитыми вверху, с центральной цветочной стрелой; развитый акантовый лист в середине "червонки", отображенный вогнуто-выгнутый акантовый лист в разъеме широкого конца "червонки"; центральная потолочная розетка - ромбовидной формы, с профилированным (полувалик с полочками) контуром в форме ромба с выпуклыми округлыми углами; в контуре - симметричная относительно центра (симметрия четвертого порядка) восьмиконечная розетка, состоящая из сложных многоярусных цветочных акантовых стрел с небольшими двойными цветочными розетками и симметричными ответвлениями небольших листьев, накладывающихся на контур (небольшие картушевидные розетки), и завершенные вне контура "червонкой" акантовых листьев, сходной с "червонкой" акантовых листьев угловых розеток; между осевыми стрелами в проекции углов - по три уменьшающиеся от центра (в пределах контура) картушевидные розетки акантовых листьев, в нижней (ближайшей к центру розетки) из которых расположен сложный акантовый побег с розеткой листьев; на углах на линии контура и за его пределами - картушевидные розетки с небольшим стилизованным листом аканта, над которыми расположена стрела, фланкированная развитыми раздвоенными листьями, образующими завитки; печь с угловым зеркалом, облицованная гладкими изразцами с профилированными изразцовыми плинтусом и карнизом и железной литой фурнитурой: оформление дверцы печи - периметральным бордюром из колец с мелкими "бусинами" на них и центральной композицией из симметричных перекрещенных в центре цветочных стеблей с листьями и бутонами; на ручке дверцы - вертикальный мотив из шестиконечной розетки и небольших отображенных лилиевидных цветов над и под ней; оформление дверцы в нижней части - бордюром аналогичного рисунка, в центре дверцы - композиция, вписанная в прямоугольник, состоящая из стилизованного столика с вазоном в центре, отходящими от него симметричными длинными цветочными стеблями с цветами и листьями, парой птичек над боковинами столика; плоскость столика - с плотным орнаментом из многоярусных цветов по сторонам и невысоких цветков, разделенных раздвоенными бутонами внизу; надпись, вписанная в мотив, под столиком; оформление двух ручек по сторонам дверцы аналогично оформлению ручки на верхней дверце; прочая металлическая фурнитура, в том числе крышка вьюшки;
- архитектурно-художественное оформление интерьера помещения N 8 на плане второго этажа: угловая печь с прямым зеркалом, облицованная белым гладким изразцом с фигурным бордюром из фигурных изразцов по периметру: внешний ряд образован рядом коротких "гофр", внутренний - заостренными упрощенно стилизованными листьями, обращенными внутрь (к зеркалу);
- архитектурно-художественное оформление помещения лестницы на антресольный этаж: профилированные тяги на уровне завершения первого этажа, слабопрофилированные тяги в помещении верхней площадки лестницы; исторические двери антресольного этажа плотницкой работы;
- архитектурно-художественное оформление помещений юго-западной стороны второго этажа: печи (печные зеркала), облицованные белым гладким изразцом, с металлической печной фурнитурой; падуги с профилированными карнизами; сохранившиеся филенчатые двери столярной работы между помещениями; заполнение дверного проема на лестницу антресольного этажа: столярная однопольная дверь с удлиненными световыми верхними филенками, верхние части которых оформлены стрельчатыми переплетами;
- архитектурно-художественное оформление помещений антресольного этажа: дверь на этаж - столярная однофиленчатая; падуги в помещениях антресольного этажа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 15 января 2024 г. N 5 "Об утверждении предметов охраны объектов культурного наследия регионального значения"
Вступает в силу с 15 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 января 2024 г. N 7601202401220005