г. Краснодар |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А32-54821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженников М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 11062309019794) - Шашарина С.О. (доверенность от 07.07.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320180758, ОГРН 1102366001880), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А32-54821/2021, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 22.11.2021 N 000296 Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент).
Решением от 20.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2022, требование удовлетворено. Судебные акты мотивированы обоснованным приостановлением обществом электроснабжения квартиры N 50 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Апшеронская, 18, Хостинский район, г. Сочи, соблюдением обществом порядка и процедуры введения ограничения электроснабжения.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции. Податель жалобы указал, что в соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ Сочи Краснодарского края от 28.12.2020 N 100 полномочия по проведению внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами требований к предоставлению коммунальных услуг возложены на департамент. Общество при проверке не представило доказательства, подтверждающие факт и дату доставки потребителю уведомления (предупреждения) о предстоящем ограничении (приостановлении) коммунальной услуги по электроснабжению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными. Общество указало, что уведомление об ограничении режима потребления электроэнергии направлено потребителю 11.03.2021 в связи с имевшейся у него задолженностью по оплате коммунальной услуги. В связи с неоплатой задолженности, общество 13.09.2021 осуществило выезд на объект с целью ограничения режима потребления электроэнергии, в ходе которого, установив отсутствие технической возможности введения частичного ограничения поставки электроэнергии, что подтверждается актом от 13.09.2021, приостановило предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в квартиру N 50 в спорном многоквартирном доме.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в департамент поступило обращение от 03.11.2021 N П-52307.1-21-32 Ворониной Г.Я. и Воронина А.А. о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению в квартире N 50 многоквартирного дома, расположенного по адресу: улица Апшеронская, дом 18, Хостинский район, город Сочи.
Исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для собственников (пользователей) помещений в указанном многоквартирном доме является общество.
Департамент на основании распоряжения от 17.11.2021 N 296 провел внеплановую выездную проверку в отношении общества, по результатам которой пришел к выводу о том, что отключение электрической энергии в квартире N 50 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: улица Апшеронская, дом 18, Хостинский район, город Сочи, произведено обществом с нарушением требований подпункта "а" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), поскольку общество не представило к проверке сведения, подтверждающие факт и дату получения уведомления о предстоящем отключении электрической энергии собственникам (пользователям) квартиры N 50 в спорном многоквартирном доме. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 22.11.2021 N 000296.
На основании акта проверки департамент выдал обществу предписание от 22.11.2021 N 000296, которым обществу предписано до 29.11.2021 возобновить предоставление коммунальной услуги по электроснабжению по адресу: г. Сочи, ул. Апшеронская, 18, кв. 50.
Полагая, что предписание департамента является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по данному делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции исходили из следующего.
Раздел XI Правил N 354 устанавливает основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 114 Правил N 354 предусмотрено, что при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида (абзацы первый и второй).
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами N 354.
В соответствии с абзацем первым пункта 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Пункт 119 Правил N 354, закрепляя в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги право исполнителя при соблюдении определенного порядка действий ограничить или приостановить предоставление этой услуги, в подпункте "а" установил специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные (диспозитивные) способы предупреждения (уведомления): путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Следует отметить, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги, в нем указываются различные сведения, в том числе о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы и размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют сроки предоставления платежных документов, при этом не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Судебные инстанции установили, и это следует из материалов дела, что задолженность потребителей Ворониной Г.Я. и Воронина А.А. за потребленную электроэнергию по состоянию на 11.03.2021 составила 6 704 рубля 24 копейки, сумма задолженности превысила сумму двух месячных размеров платы. В связи с наличием задолженности, 11.03.2021 общество направило на электронную почту потребителей уведомление с текстом о наличии задолженности и последствиях в случае её неоплаты. Уведомление получено потребителями 11.03.2021, что подтверждается скриншотом статуса доставки сервиса уведомлений. Документы, подтверждающие направление и доставку уведомления об ограничении потребления электроэнергии, представлены обществом при проведении проверки, что подтверждается отметкой должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, на представленных обществом пояснениях. В связи с непогашением собственниками (пользователями) квартиры N 50 в спорном многоквартирном доме имевшейся задолженности за потребленную электроэнергию общество приостановило оказание коммунальной услуги по электроснабжению в указанное помещение.
Таким образом, судебные инстанции, установив наличие у собственников (пользователей) квартиры N 50 задолженности за коммунальную услугу по энергоснабжению по состоянию на 11.03.2021 в размере более двух месячных размеров платы, уведомление последних обществом о необходимости погашения задолженности, а в случае неисполнения уведомления ограничения предоставления коммунальной услуги, непогашение задолженности по состоянию на 13.09.2021, отсутствие технической возможности введения частичного ограничения поставки электроэнергии в помещение N 50 по адресу: г. Сочи, ул. Апшеронская, 18, пришли к правильному выводу о наличии у общества оснований для приостановления оказания коммунальной услуги по энергоснабжению. Документально данный вывод департамент не опроверг.
Судебные инстанции установили, что получив 11.03.2021 уведомление на электронную почту о наличии задолженности за потребленную электроэнергию и необходимости её погашения, с указанием на ограничение (приостановление) оказания коммунальной услуги в случае неуплаты задолженности, собственники (пользователи) спорного помещения не предприняли меры для погашения задолженности в течение 197 дней (на дату приостановления оказания коммунальной услуги), пришли к правильному выводу о соблюдении обществом при введении ограничения (приостановления) коммунальной услуги норм действующего законодательства как по форме и содержанию уведомления, так и по порядку и процедуре введения ограничения (приостановления) энергоснабжения в квартире N 50 спорного многоквартирного дома.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества пояснил, что Воронин Г.Я. и Воронина А.А. погасили имевшуюся у них задолженность за потребленную электроэнергию, энергоснабжение в квартире N 50 по адресу: г. Сочи, ул. Апшеронская, 18 восстановлено.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 по делу N А32-54821/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что платежный документ является основанием для внесения потребителем платы за коммунальные услуги, в нем указываются различные сведения, в том числе о размере платы за предоставленные коммунальные ресурсы и размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды. Данный платежный документ формируется исполнителем и направляется потребителям.
Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации о фактически потребленных коммунальных услугах и на исполнение им обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют сроки предоставления платежных документов, при этом не содержат указания о необходимости получения от потребителя какого-либо подтверждения факта вручения (ознакомления) с текстом предупреждения (уведомления) в случае извещения потребителя-должника путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 ноября 2022 г. N Ф08-12451/22 по делу N А32-54821/2021