г. Краснодар |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А20-2230/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Ташу А.Х. и Тамахина А.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием системы веб-конференции, помощником судьи Бетиговым М.С. и участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЛитерТранс" (ОГРН 1113123010351, ИНН 3123284100) - Домрачева А.А.
(доверенность от 10.01.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Промжелдортранс" (ИНН 0726017580, ОГРН 1170726000642) - Карданова С.В. (доверенность от 11.01.2022), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ТранкомСервис", акционерного общества "Дальневосточная транспортная группа", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Минераловодского агентства фирменного транспортного обслуживания СевероКавказского территориального центра, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промжелдортранс" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А20-2230/2021, установил следующее.
ООО "Литер-Транс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Промжелдортранс" (далее - компания) о взыскании 1 160 917 рублей 30 копеек убытков, причиненных в результате схода груженых железнодорожных вагонов с путей необщего пользования, а также 24 459 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением от 15.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2022, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе компания, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что согласно протоколу оперативного совещания, при производстве маневровых работ было задействовано 18 грузовых вагонов с двумя локомотивами, что свидетельствует о нарушении условий пунктов 7 и 9 договора на эксплуатацию. При фиксации произошедшего схода вагонов директор компании возражал относительно содержания актов.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 20.01.2021 на железнодорожной станции Нальчик Северо-Кавказской железной дороги на пути необщего пользования, принадлежащем компании произошел сход, в числе прочих, груженых железнодорожных вагонов N 60135431 и N 53561734, в результате чего указанным железнодорожным вагонам причинены технические повреждения, что вызвало их непроизводственный простой. При этом факт повреждения вагонов зафиксирован актами общей формы от 20.01.2021 ВУ-25 N 14, N 15, ГУ23 N 11. По данному факту 20.01.2021 составлен Акт комиссионного осмотра и проведено Оперативное совещание, по результатом которого составлен протокол от 20.01.2021.
Установлено, что механические повреждения вагонам N 60135431 и N 53561734 причинены в результате его схода на пути N 30 "Б" необщего пользования компании при производстве маневровых работ в нарушение пункта 6.5 ГОСТа 22235-2010 "Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ".
В протоколе совещания по факту сходов вагонов, составленному с участием представителя компании, в качестве причины схода вагонов указано на наличие гнилости деревянных брусьев и уширения рельсовой колеи более 1548 мм в середине переводной кривой стрелочного перевода N 231. Сход вагонов стал возможен из-за неудовлетворительного содержания стрелочного перевода N 231 собственником пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1 договора от 07.05.2020 N 280/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, при станции Нальчик, заключенного между компании и ОАО "РЖД", ответственность за содержание в технически исправном состоянии бездоговорного участка пути (между станционным путем N 30а и железнодорожным путем необщего пользования N 306 от хвоста крестовины стрелки N 211 до предельного столбика стрелки N 218 - границы железнодорожного пути необщего пользования N 306) несет руководство компании.
Поврежденные железнодорожные вагоны принадлежат ООО ТК "Транком-Сервис" и АО "Дальневосточная транспортная группа". Указанные вагоны были предоставлены в аренду обществу по договорам от 30.06.2015 N 78 и от 06.04.2017 N 82-17/ДВТГ/ПВ.
Согласно пункту 2.1.11. договора от 06.04.2017 N 82-17 /ДВТГ/ПВ заказчик обязуется в случае повреждения вагонов по вине заказчика (грузоотправителя/грузополучателя) в период нахождения их на путях общего и не общего пользования, а также и по вине третьих лиц на путях необщего пользования, оплатить стоимость фактических затрат на ремонтные и восстановительные работы, включая железнодорожный тариф на транспортировку вагонов к месту проведения ремонта и обратно.
На основании Решения Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2021 по делу N А73-7566/2021 общество платежными поручениями от 09.09.2021 N 1655 на сумму 363 915 рублей 10 копеек и N 1862 от 11.10.2021 на сумму 75 тыс. рублей возместило АО "Дальневосточная транспортная группа" убытки, причиненные в результате схода железнодорожного вагона N 53561734.
Также ООО ТК "Транком-Сервис" предъявлено 733 549 рублей 20 копеек (претензия N 54 от 11.03.2021) требований обществу.
Общество, считая виновным в повреждении вагонов компанию, являющуюся владельцем путей необщего пользования, полагает, что компания обязана возместить ему 1 160 917 рублей 30 копеек убытков.
Поскольку претензия общества от 07.04.2021 с требованием возместить ему указанную сумму осталась компанией без ответа и удовлетворения, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 16 Федерального закона от 01.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив убытки, понесенные обществом в результате схода вагонов, арендованных у АО "Дальневосточная транспортная группа" и ООО ТК "Транком-Сервис", пришли к выводу о наличии у компании обязанности по возмещению вреда в размере суммы, взысканной с общества на основании Решения Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2021 по делу N А73-7566/2021.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания 6 железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
Пунктом 3.7 Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка, утвержденного распоряжением открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 30.03.2007 N 562р установлено, что актами форм ГУ-23 и ВУ-25-М удостоверяется факт повреждения вагона, а акт формы ВУ-25-М является основанием для возмещения виновной организацией за повреждение вагона причиненного ущерба.
Суды пришли к верному и обоснованному выводу о том, что акты осмотра, представленные обществом в подтверждение требований по настоящему делу, содержат необходимые и достаточные сведения о факте наличия и характере повреждений вагонов, их описание, причины схода вагонов, кроме того содержат дату осмотра, станцию составления, номер вагона, номера колесных пар. При этом компания не представила доказательства, опровергающие выводы, содержащиеся в актах осмотра.
В связи с указанными обстоятельствами, причинение убытков обществу и их размер доказаны совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Доводы заявителя жалобы сводятся, по сути, к иной оценке доказательств, представленных в материалы дела, однако такими полномочиями суд кассационной инстанции не наделен (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу N А20-2230/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания 6 железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2022 г. N Ф08-9843/22 по делу N А20-2230/2021