г. Краснодар |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А32-11099/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Топчиевой С.К. (доверенность от 16.09.2022), от закрытого акционерного общества "ОБД" - Ахметовой Д.Р. (доверенность от 21.11.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А32-11099/2022, установил следующее.
ЗАО "ОБД" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 01.02.2022 N 03-23-02-Н-1 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 28.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.09.2022, оспариваемое предписание признано незаконным. Судебные акты мотивированы тем, что предписание управления является неисполнимым.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество в нарушение требований законодательства осуществляет незаконный сброс ливневых сточных вод в ливневый коллектор муниципального образования г. Краснодара в отсутствие договора на подключение к централизованным системам водоотведения. По мнению подателя жалобы, то обстоятельство, что у общества отсутствует возможность заключить договор с администрацией города, не делает предписание управления незаконным и неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании общество заявило ходатайство об изменении своего наименования с закрытого акционерного общества "ОБД" на акционерное общество "ОБД", в обоснование которого представило протокол заседания совета директоров общества от 07.04.2020, лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 16.11.2022, приказ общества от 08.04.2020. Управление не возражает против удовлетворения ходатайства. Рассмотрев ходатайство общества и представленные в его обоснование доказательства, суд считает возможным ходатайство удовлетворить.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения врио руководителя управления от 18.01.2022 N 03-ДП-В24 проведена документарная и выездная проверка в отношении общества.
Управлением в отношении общества в 2021 году проведена внеплановая выездная проверка выполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, по результатам которой выдано предписание от 16.09.2021 N 04-23-98-Р-1 (т. 2, л. д. 75 - 81) с установленным сроком 17.01.2022, которым обществу в срок до 17.01.2022 предписывалось не осуществлять сброс ливневых сточных вод предприятия в ливневый коллектор в отсутствие договора на подключение к централизованным системам водоотведения.
С 24.01.2022 по 01.02.2022 управление в отношении общества провело внеплановую документарную проверку исполнения ранее выданного предписания от 16.09.2021 N 04-23-98-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Суды установили, что система ливневой канализации подключена к локальным очистным сооружениям ливневых стоков, расположенных на территории общества, выпуск которых присоединен к ливневому коллектору муниципального образования город Краснодар диаметром 800 м, проходящему по 3-у Тихорецкому проезду, по которому ливневые сточные воды далее поступают в водный объект - Калининскую балку в отсутствие соответствующего договора. Договор на водоотведение ливневых сточных вод в ливневый коллектор МО город Краснодар у общества отсутствует.
По результатам проверки контролирующим органом составлен акт проверки от 01.02.2022, обществу выдано предписание от 01.02.2022 N 03-23-02-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 05.05.2022, предписано не осуществлять сброс ливневых сточных вод предприятия в ливневый коллектор в отсутствие договора на подключение к централизованным системам водоотведения.
Несогласие с выданным предписанием от 01.02.2022 послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды руководствовались статьями 69, 71, 198 - 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 3, 34, 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статьями 7, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Суды установили, что согласно свидетельству о праве собственности от 17.12.1992 N 209 акционерному обществу закрытого типа объемно-блочного домостроения принадлежит право собственности на имущество Краснодарского предприятия объемно-блочного домостроения, расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Тихорецкая, 20. Отвод атмосферных и условиях чистых вод через ливневую канализацию промзоны предусмотрен и реализован до приватизации предприятия правопредшественником общества - до 1992 года. Решение о технологическом присоединении внутрихозяйственной системы ливневой канализации предприятия в ливневую канализацию промзоны принято уполномоченным органом в 1968 году.
Законное присоединение к централизованной системе водоотведения выполнено на основании технических условий от 24.05.1968 г. N ИД-1-119, выданных Краснодарским производственным управлением водопроводно-канализационного хозяйства.
В решении от 05.02.2021 по делу N А32-26674/2019 при рассмотрении искового заявления общества к администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа в заключении договора водоотведения поверхностных сточных вод и обязании заключить такой договор Арбитражный суд Краснодарского края установил следующее. 10 июля 2006 года общество и Департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края заключили договор N 03/20/69 пользования водным объектом (поверхностные водные объекты) и сброс ливневых вод с территории предприятия в Калининскую балку (Азо Кубань 0236) на 1 км от устья до "01" апреля 2011 г. осуществлялся по указанному договору. До 14.04.2015 общество осуществляло сброс ливневых стоков в технический водоём Калининской балки через вышеуказанную систему водоотведения (ливневой коллектор) в соответствии с разрешением NС5/11 от 27.08.2010, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. После окончания срока действия переоформление данного разрешения оказалось невозможным ввиду того, что не установлен собственник системы водоотведения, через которую осуществляется сброс стоков. В течение ряда лет, начиная с 2005 года, общество неоднократно обращалось в Администрацию муниципального образования г. Краснодар и подчинённые ей структуры для установления собственника либо балансодержателя ливневой канализации от границы территории общества (ул. Тихорецкая, 20), далее по 3-му Тихорецкому проезду, ул. Меланжевой, ул. Уральской, ул. Стасова до выпуска в технический водоем Калининской балки: 16.02.2005 N 96 обращение к и.о. главы муниципального образования город Краснодар Евланову В.Л. (ответ от 05.03.2005 N 96 Департамента городского хозяйства об отсутствии сети на балансе администрации); 19.04.2011 N 422 обращение к руководителю департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края Соленову В.А. (ответ от 28.04.2011 N 68-1548/11-01-08); 29.10.2013 N 507 коллективное обращение к главе администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара Хропову Н.А. (ответ от 29.11.2013 N 02-43/5826); 20.05.2014 N 952 обращение к директору департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Семернину К.Ю. (ответ от 26.05.2014 департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар); 12.02.2016 N 216 обращение к заместителю главы муниципального образования город Краснодар по вопросам городского хозяйства Семернину К.Ю. Все ответы носили информацию об отсутствии на балансе администрации ливневой сети и коллектора.
Обществом рассмотрена техническая возможность вывоза ливневых стоков с территории предприятия, как и указано в протоколе об административном правонарушении N 03-23-65-Н-1 от 03.02.2022: вывоз более 5 тыс. куб. м дождевых стоков необходимо будет произвести, при возможном периоде в 2 - 3 часа, при выпадении не более 3 см дождевых осадков в течение суток; учитывая средний объем ассенизаторской машины 10 куб. м необходимо задействовать не менее 60 единиц специализированной техники.
Общество не может допустить процесс подтопления территории, так как это приведет к прекращению деятельности предприятия на период выпадения осадков, при этом значительные финансовые потери и перебои в работе будут не только у общества, но и в соседних энергозависимых организациях, в числе которых находятся обеспечивающие безопасность государства подразделениях (СПЧС ФП по Краснодарскому краю, дислокация ОМОН в г. Краснодаре).
Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется и обязанность по заключению договоров на абонирование сброса ливневых сточных вод прямо возложена на органы местного самоуправления в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 146-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
С 2018 по 2021 год с участием представителей контролирующего органа проходили судебные разбирательства в отношении спорного коллектора.
Суды приняли во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А32-26674/2019, в рамках которого представителями исполнительной власти представлен ряд доводов, согласно которым отсутствует возможность заключения договора на водоотведение с обществом, а именно: проводится техническая инвентаризация и формирование правоустанавливающей документации в отношении сети ливневой канализации МО город Краснодар (срок реализации указанных работ до конца 2020 года); после разработки технических паспортов департаментом транспорта будет продолжена соответствующая работа по формированию права муниципальной собственности в отношении фактически действующих на территории муниципального образования город Краснодар сетей ливневой канализации; по истечении года со дня постановки на учет бесхозяйных объектов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар будет проводиться процедура признания права собственности муниципального образования город Краснодар в судебном порядке и регистрации права муниципального образования города Краснодар; строительство очистных сооружений на выпуск, утверждение НДС, разработка и утверждение тарифа, и как следствие разработка проекта договора на ливневое водоотведение. Таким образом, при рассмотрении дела N А32-26674/2019 суды установили, что заключить договор на подключение к централизованным системам водоотведения обществу с администрацией муниципального образования город Краснодар не представляется возможным. Решение суда по указанному делу вступило в законную силу.
Кроме того, суды установили, что в письме от 18.12.2021 (исх. N 14509/39) департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар подтвердил невозможность разработать проект договоров на подключение к ливневой канализации и утвердить порядок взимания платы за пользование системой ливневой канализации, ввиду того, что услуга не подлежит государственному регулированию в части водоотведения поверхностных и дренажных вод от хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество неоднократно пыталось заключить договор на ливневое водоотведение, обращаясь к администрации муниципального образования город Краснодар, Министерству топливно-энергетического комплекса ЖКХ Краснодарского края, ООО "Краснодар Водоканал", Краснодарскому региональному отделению РСПП. Обществом приняты исчерпывающие меры к исполнению предписания, однако администрацией муниципального образования город Краснодар проект договора на ливневое водоотведение не разработан.
Вместе с тем по итогам рассмотрения административного дела контролирующим органом принято постановление от 09.02.2022 N 03-23-65-Н-3, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. Согласно содержанию указанного постановления правонарушение выразилось в том, что обществом не исполнен пункт 1 предписания от 16.09.2021 N 02-23-Н-1 в срок до 17.01.2022 "Не осуществлять сброс ливневых сточных вод предприятия в ливневый коллектор в отсутствие договора на подключение к централизованным системам водоотведения". Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в Советский районный суд города Краснодара.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 21.04.2022 по делу N 12-207/2022 постановление о назначении административного наказания от 09.02.2022 N 03-23-65-Н-3 о привлечении общества к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ отменено. Основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности послужил вывод суда о том, что общество принимало все исчерпывающие меры, вина общества в неисполнении предписания отсутствует.
Учитывая указанные преюдициальные обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции по делу N 12-207/2022, суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое предписание управления.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А32-11099/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Советского районного суда г. Краснодара от 21.04.2022 по делу N 12-207/2022 постановление о назначении административного наказания от 09.02.2022 N 03-23-65-Н-3 о привлечении общества к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ отменено. Основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности послужил вывод суда о том, что общество принимало все исчерпывающие меры, вина общества в неисполнении предписания отсутствует.
...
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф08-11613/22 по делу N А32-11099/2022