Приказ Министерства занятости населения и трудовой миграции Смоленской области от 12 декабря 2023 г. N 86-од
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области на 2024 год"
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области на 2024 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Р.А. Романенков |
УТВЕРЖДЕНА
приказом министра занятости
населения и трудовой миграции
Смоленской области
от 12 декабря 2023 г. N 86-од
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области на 2024 год
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области на 2024 год (далее - программа профилактики) |
Правовые основания разработки программы |
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ); - постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"; - постановление Администрации Смоленской области от 22.09.2021 N 613 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области" |
Разработчик программы |
Министерство занятости населения и трудовой миграции Смоленской области (далее также - Министерство) |
Цели программы |
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности; - стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - обязательные требования), всеми контролируемыми лицами; - создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения; - выполнение контролируемыми лицами установленной квоты для приема на работу инвалидов в полном объеме; - снижение административной нагрузки на работодателей; - снижение напряженности на региональном рынке труда среди граждан, имеющих инвалидность и повышение занятости граждан, имеющих инвалидность |
Задачи программы |
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей объектов контроля, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - повышение квалификации должностных лиц Министерства, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее также - государственный контроль (надзор)); - использование современных информационно-телекоммуникационных технологий при проведении профилактических мероприятий; - осуществление планирования проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, полноты охвата ими максимального количества контролируемых лиц |
Сроки реализации программы |
2024 год |
Источники финансирования |
В рамках текущего финансирования деятельности Министерства |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - увеличение доли законопослушных контролируемых лиц; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц Министерства; - повышение прозрачности профилактической деятельности государственного контроля (надзора); - уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц; - повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля контролируемыми лицами; - мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению; - выполнение контролируемыми лицами установленной квоты для приема на работу инвалидов в полном объеме |
Структура программы |
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты 1.1. Описание текущего развития профилактической деятельности государственного контроля (надзора) 1.2. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики |
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Настоящая программа профилактики предусматривает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляемого Министерством занятости населения и трудовой миграции Смоленской области (далее также - Министерство).
1.1. Описание текущего развития профилактической деятельности государственного контроля (надзора)
Министерство в целях реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области (далее - региональный государственный контроль).
Постановлением Администрации Смоленской области от 22.09.2021 N 613 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Согласно статье 13.2 Закона о занятости населения работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более 3% от среднесписочной численности работников.
Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Областным законом от 14.10.2004 N 57-з "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов" работодателям, осуществляющим деятельность на территории Смоленской области, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее, чем 35 человек и не более, чем 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями - физическими либо юридическими лицами (организациями), вступившими в трудовые отношения с работником, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - иными субъектами, наделенными правом заключать трудовые договоры, осуществляющими деятельность на территории Смоленской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и областными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
Согласно абзацу 3 части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Объектами регионального государственного контроля (далее - объекты контроля) является деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
При осуществлении регионального государственного контроля применяется система оценки рисками.
Министерство при осуществлении регионального государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенным категориям риска осуществляется приказом министра занятости населения и трудовой миграции Смоленской области на основании критериев отнесения объектов контроля к определенной категории риска. При отсутствии приказа министра занятости населения и трудовой миграции Смоленской области об отнесении объектов контроля к определенной категории риска объекты контроля считаются отнесенными к категории низкого риска. Министерство ведет перечень объектов контроля, которым присвоены категории риска (далее - Перечень). Перечень размещается и поддерживается в актуальном состоянии на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" до 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
В 2023 году Министерством не проводились плановые контрольные (надзорные) мероприятия, а также внеплановые проверки по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
1.2. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Министерством в 2023 году проводилась работа по профилактике нарушений обязательных требований во исполнение статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области на 2023 год, утверждена приказом начальника Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области от 07.12.2022 N 325-ОД (далее - Программа профилактики). Программа профилактики размещена на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рамках реализации Программы профилактики в 2023 году на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены:
- перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- памятка работодателю, квотирующему рабочие места для инвалидов;
- алгоритм действий работодателя при квотировании рабочих мест для инвалидов;
- результаты проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ежемесячно проводится мониторинг соблюдения работодателями, осуществляющими свою деятельность на территории Смоленской области обязательных требований на основании сведений, полученных вне проведения контрольно-надзорных мероприятий, в том числе на основании сведений, предоставленных работодателями в соответствии со статьей 25 Закона о занятости населения.
Регулярно проводится информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты посредством:
- консультирования по телефону;
- проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации;
- участия в проведении семинаров и конференций;
- разъяснительной работы во время проведения выездных контрольных мероприятий;
- направление информационных писем работодателям.
Профилактическая работа осуществлялась в течение 2023 года Министерством в соответствии с утвержденной Программой профилактики.
Данные мероприятия способствуют предупреждению нарушений работодателями обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований исполнения законодательства. Кроме этого работодатели получают актуальную информацию, консультируются по возникающим вопросам, формируется правильное правовое поведение.
Анализ осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в Смоленской области показывает, что основной причиной нарушений обязательных требований является недостаточная правовая грамотность контролируемых лиц в вопросах выполнения законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов. В связи с этим основная направленность профилактической работы должна быть связана с повышением информированности работодателей по вопросам соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Исходя из вышеизложенного, профилактическая работа в последующие периоды будет направлена на повышение формирования заинтересованности контролируемых лиц в соблюдении законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями реализации программы профилактики являются:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- выполнение контролируемыми лицами установленной квоты для приема на работу инвалидов в полном объеме;
- снижение административной нагрузки на работодателей;
- снижение напряженности на региональном рынке труда среди граждан, имеющих инвалидность и повышение их занятости;
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Задачами реализации программы профилактики являются:
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей объектов контроля, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение квалификации должностных Министерства, осуществляющих государственный контроль (надзор);
- использование современных информационно-телекоммуникационных технологий при проведении профилактических мероприятий;
- осуществление планирования проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, полноты охвата ими максимального количества контролируемых лиц.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. Министерство в рамках регионального государственного контроля проводит следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
N |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения мероприятия |
Ответственный за исполнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Информирование путем: 1) размещения и актуализации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, текстов соответствующих нормативных правовых актов; |
в течение 15 дней с момента принятия нормативных правовых актов, программ, перечней, руководств и иных сведений или внесения в них изменений |
отдел специальных программ и трудовой миграции Министерства, отдел правовой и кадровой работы Министерства, отдел информационных технологий и информации Министерства |
2) проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации; |
по мере необходимости |
||
3) участия в проведении семинаров и конференций; |
по мере необходимости |
||
4) проведения "прямых телефонных линий"; |
по мере необходимости |
||
5) разъяснительной работы во время проведения контрольных (надзорных) мероприятий; |
постоянно |
||
6) публичные слушания, совместно с Государственной инспекцией труда Смоленской области, учреждением медико-социальной экспертизы, общественными организациями инвалидов для информирования работодателей о порядке установления и исполнения квот для приема инвалидов; |
не реже 1 раза в год |
||
7) рассмотрение на Смоленской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доклада о государственном контроле (надзоре), результатах реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов |
не реже 1 раза в полугодие |
||
2. |
Обобщение правоприменительной практики ежегодно путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших обращений. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике) |
до 15 февраля года, следующего за отчетным |
отдел правовой и кадровой работы Министерства, отдел специальных программ и трудовой миграции Министерства |
3. |
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется подконтрольному субъекту в случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
по мере необходимости |
отдел правовой и кадровой работы Министерства |
4. |
Консультирование осуществляется должностными лицами в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора), порядком обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц, порядком подачи возражений |
ежедневно, кроме выходных и праздничных дней |
отдел специальных программ и трудовой миграции Министерства, отдел правовой и кадровой работы Министерства |
5. |
Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, о их соответствии критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска |
в течение года (по мере необходимости) |
отдел специальных программ и трудовой миграции Министерства, отдел правовой и кадровой работы Министерства, отдел информационных технологий и информации Министерства |
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
N |
Наименование показателя результативности и эффективности программы |
Единица измерения (единица, процент) |
Целевое значение показателя |
Прогнозное значение показателя |
||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||
1. |
Выполнение работодателями обязанности по созданию (выделению) рабочих мест в счет установленной квоты, на конец года в том числе в государственных учреждениях |
процент |
100% |
90% |
95% |
100% |
100% |
98% |
99% |
100% |
|||
2. |
Выполнение работодателями обязанности по оформлению в установленном порядке работодателем трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой на конец года |
процент |
100% |
75% |
90% |
100% |
3. |
Доля объектов контроля, в отношении которых проведены профилактические мероприятия от общего числа контролируемых лиц в течение года с нарастающим итогом |
процент |
100% |
100% |
100% |
100% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства занятости населения и трудовой миграции Смоленской области от 12 декабря 2023 г. N 86-од "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Смоленской области на 2024 год"
Вступает в силу с 12 декабря 2023 г.
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства труда и занятости населения Смоленской области от 21 октября 2024 г. N 142-ОД
Изменения вступают в силу с 21 октября 2024 г.
Приказ Министерства труда и занятости населения Смоленской области от 15 октября 2024 г. N 138-ОД
Изменения вступают в силу с 15 октября 2024 г.
Приказ Министерства труда и занятости населения Смоленской области от 14 октября 2024 г. N 132-ОД
Изменения вступают в силу с 14 октября 2024 г.
Приказ Министерства труда и занятости населения Смоленской области от 8 октября 2024 г. N 126-ОД
Изменения вступают в силу с 8 октября 2024 г.