г. Краснодар |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А15-920/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Маркина Т.Г.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А15-920/2022,
установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (далее - таможенный орган) от 10.02.2022 по делу об административном правонарушении N 10801000-3692/2020 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 55 тыс. рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 19.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.07.2022, заявленные требования удовлетворены, спорное постановление признано незаконным и отменено. Судебные акты мотивированы недоказанностью вины общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Таможенный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт, которым оказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы считает, что в действиях общества, выступающего в качестве перевозчика товара, имеется состав вмененного правонарушения. По мнению таможенного органа, обществу следовало принять решение о проверке сведений, указанных в товарно-сопроводительных документах с целью предоставления достоверной информации таможенному органу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 9 декабря 2020 года на железнодорожную станцию Дербент прибыл вагон N 29022530, следовавший по накладной от 08.12.2020 N 463485 из Азербайджанской Республики от грузоотправителя ООО "SAHBULAQ 021" в адрес компании ООО "ФИЛ" (Российская Федерация).
Общество при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) представило в таможенный орган товарно-сопроводительные документы (железнодорожная накладная от 08.12.2020 N 463485, счет-фактура от 25.11.2020 N 01, заключение по результатам радиационного контроля), согласно которым на таможенную территорию ЕАЭС прибыл товар: "хурма свежая" общим весом брутто - 53 500 кг.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра от 09.12.2020 N 10801040/101220/001223) установлено, что фактический вес брутто товара "хурма свежая" - 54 030 кг, что больше заявленного обществом в товарно-сопроводительных документах веса брутто товара на 530 кг.
По результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.04.2021 по делу N 10801000-3692/2020. Постановлением от 10.02.2022 по делу об административном правонарушении N 10801000-3692/2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 Кодекса, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 55 тыс. рублей.
Общество обжаловало постановление таможенного органа в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса, Таможенного кодекса ЕАЭС, Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", суды сделали вывод об отсутствии в действиях общества признаков состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
Суды установили, что проверка достоверности информации о количестве грузовых мест, общем весе и наименовании товара осуществлялась обществом путем сверки сведений, содержащихся в транспортных и коммерческих документах. У общества отсутствовала обязанность по проверке фактического соответствия спорного груза сведениям, заявленным отправителем в накладной.
Суды учли исправность запорных устройств с имеющимися на них средствами таможенной идентификации в стране отправления, отсутствие у общества возможности проверки веса брутто товара без вскрытия запорного устройства, обоснованных и разумных сомнений в достоверности товарно-сопроводительных документов, поврежденных или замененных пломб. Судебные инстанции отметили, что таможенный орган наличие фактических обстоятельств о необходимости мер к проверке обществом достоверности веса брутто товара не доказал.
С учетом изложенного суды, ссылаясь на статью 2.1 Кодекса, разъяснения, изложенные в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сделали не подлежащий переоценке вывод о том, что вина общества в совершении правонарушения таможней не доказана.
Довод таможенного органа о необходимости самостоятельного взвешивания обществом вагонов с целью предоставления сведений о весе брутто товара, соответствующих фактическим, правомерно отклонен судебными инстанциями.
Суды обоснованно указали, что перевозчик не обязан, а вправе проверять состояние груза, прибывшего в исправном транспортном средстве при отсутствии следов доступа. В рассматриваемом случае отсутствовали сведения, дающие повод для самостоятельного вскрытия такого транспортного средства.
При таких обстоятельствах постановление таможни от 10.02.2022 по делу N 10801000-3692/2020 правомерно признано незаконным.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 по делу N А15-920/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса, Таможенного кодекса ЕАЭС, Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", суды сделали вывод об отсутствии в действиях общества признаков состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса.
...
Суды учли исправность запорных устройств с имеющимися на них средствами таможенной идентификации в стране отправления, отсутствие у общества возможности проверки веса брутто товара без вскрытия запорного устройства, обоснованных и разумных сомнений в достоверности товарно-сопроводительных документов, поврежденных или замененных пломб. Судебные инстанции отметили, что таможенный орган наличие фактических обстоятельств о необходимости мер к проверке обществом достоверности веса брутто товара не доказал.
С учетом изложенного суды, ссылаясь на статью 2.1 Кодекса, разъяснения, изложенные в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сделали не подлежащий переоценке вывод о том, что вина общества в совершении правонарушения таможней не доказана."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф08-10831/22 по делу N А15-920/2022