г. Краснодар |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А32-6131/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (ИНН 2364001237, ОГРН 1092364000013) - Кузнецова В.В. (доверенность от 28.12.2021), от департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 03.08.2022), рассмотрев кассационную жалобу администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2022 по делу N А32-6131/2022, установил следующее.
Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) в части признания пункта 1 описательной части и пункта 1 резолютивной части, а также требования департамента "в срок не позднее 15 февраля 2022 года устранить нарушение, указанное в пункте 1 представления путем возврата в доход краевого бюджета средств субсидии, использованных с нарушением закона".
Решением суда от 01.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами подтверждается правомерность, законность и обоснованность вынесения спорного представления.
В кассационной жалобе администрация просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению администрации, применение твердого коэффициента в условиях неясности как действовать в случаях, если победитель применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), является единственным способом со стороны заказчика исполнить требования твердости цены. Администрация полагает, что выводы судов о том, что применение договорного коэффициента привело к перерасходу бюджетных средств, чем причинен ущерб бюджету Краснодарского края, являются неверными.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель департамента отклонил их по доводам отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21 мая 2019 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0118300004519000236, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 383 296 рублей 21 копейка (в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) 20% - 1 730 549 рублей 37 копеек).
По результатам аукциона 28.06.2019 администрацией и индивидуальным предпринимателем Айвазяном О.Л. (далее - предприниматель) заключен контракт N 0118300004519000236 на выполнение работ по "Благоустройству территории, прилегающей к многоквартирным жилым домам N 244 и N 250 по улице Красной в городе Кропоткине" со стоимостью работ по контракту на сумму 10 175 630 рублей и сроком окончания выполнения работ 20.10.2019.
Локальным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту от 28.06.2019 N 0118300004519000236) установлена цена в размере 8 479 691 рубля 91 копейки (без НДС). Всего по расчету 10 175 630 рублей 29 копеек с учетом договорного коэффициента 1,2 - 1 695 938 рублей 38 копеек.
Департамент в 2021 году в отношении администрации провел контрольное мероприятие по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных субсидий, субвенций, в том числе в рамках реализации национальных (региональных) проектов с января 2019 года по истекший период 2021 года, по итогам которого составлен акт проверки от 03.09.2021.
Проверкой установлен и в акте отражен факт незаконного и неэффективного использования администрацией средств краевого бюджета в размере 1 612 187 рублей 74 копеек. Департамент установил, что в нарушение статьи 34, пункта 7 части 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в результате незаконного использования администрацией средств субсидии, предоставленной из краевого бюджета, причинен ущерб Краснодарскому краю и допущено нарушение принципа эффективности использования бюджетных средств в связи с применением твердого договорного коэффициента "1,2", не предусмотренного сводным сметным расчетом и документацией электронного аукциона N 01183000045190000236.
Администрации выдано представление от 26.11.2021 N 21- 032/2 об устранении нарушений, а также принятии мер по устранению его причин и условий.
Представление выполнено администрацией за пределами установленного срока (платежное поручение от 14.04.2022 N 827114). По данному факту глава администрации привлечен к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что представление является незаконным, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды установили, что министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) и администрацией заключено соглашение от 19.04.2019 N 03618101-1-2019-003 "О предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования Краснодарского края на организацию благоустройства территорий". В рамках названного соглашения размер средств краевого бюджета с учетом уровня софинансирования (95%), предоставленных администрации, составил в 2019 году не более 9 809 348 рублей 88 копеек.
Сводная сметная стоимость по объекту "Благоустройство территории, прилегающей к многоквартирным жилым домам N 244 и N 250 по улице Красной в городе Кропоткине", имеющая положительное заключение достоверности сметной стоимости от 15.02.2019 N 23-1-0336-19, проведенная государственным автономным учреждением Краснодарского края "Управление Краснодарской краевой государственной экспертизы проектов территориального планирования, проектов строительства и инженерных изысканий", составила 10 175 630 рублей 29 копеек.
Со ссылкой на статью 34 Закона N 44-ФЗ и положения постановления Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (действовавшего в спорный период), суды указали, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Поскольку в локальном сметном расчете, послужившим основанием для определения цены контракта, предусмотрены все необходимые коэффициенты, иные коэффициенты не могли быть установлены при заключении контракта с победителем, находящимся на УСН.
Суды обоснованно пришли к выводу, что исключение из сумм, указанных в актах выполненных работ, НДС в размере 20% и включение вместо него договорного коэффициента к итогам выполненных объемов работ, не предусмотренных первоначально составленным сводным сметным расчетом, локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.08.2009 N 27335-ИП/08 применение в утвержденных Федеральной службой государственной статистики унифицированных формах первичной учетной документации (в том числе в формах N КС-2 и КС-3) договорных коэффициентов неправомерно.
Законодательство не устанавливает обязательных правил для заказчиков, предписывающих уменьшить цену контракта на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и сметы без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену контракта в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации вне зависимости от применяемой системы налогообложения.
Как верно указали суды, в проекте контракта и в локальном сметном расчете, размещенном администрацией, отражено, что цена контракта включает в себя НДС. Лицо, принявшее участие в закупке, в том числе применяющее УСН, надлежащим образом осведомлено о наличии НДС. Следовательно, контракт должен быть заключен на указанных в проекте условиях.
Таким образом, в связи с незаконным применением договорного коэффициента и причинением ущерба бюджету Краснодарского края в размере средств, предусмотренных аукционной документацией и сводным сметным расчетом на возмещение расходов по уплате НДС по ставке 20%, администрация не обеспечила достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств, в результате чего допустила нарушение принципа эффективности, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2022 по делу N А32-6131/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно пришли к выводу, что исключение из сумм, указанных в актах выполненных работ, НДС в размере 20% и включение вместо него договорного коэффициента к итогам выполненных объемов работ, не предусмотренных первоначально составленным сводным сметным расчетом, локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.08.2009 N 27335-ИП/08 применение в утвержденных Федеральной службой государственной статистики унифицированных формах первичной учетной документации (в том числе в формах N КС-2 и КС-3) договорных коэффициентов неправомерно.
...
Как верно указали суды, в проекте контракта и в локальном сметном расчете, размещенном администрацией, отражено, что цена контракта включает в себя НДС. Лицо, принявшее участие в закупке, в том числе применяющее УСН, надлежащим образом осведомлено о наличии НДС. Следовательно, контракт должен быть заключен на указанных в проекте условиях.
Таким образом, в связи с незаконным применением договорного коэффициента и причинением ущерба бюджету Краснодарского края в размере средств, предусмотренных аукционной документацией и сводным сметным расчетом на возмещение расходов по уплате НДС по ставке 20%, администрация не обеспечила достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств, в результате чего допустила нарушение принципа эффективности, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2022 г. N Ф08-12079/22 по делу N А32-6131/2022