г. Краснодар |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А32-12190/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Садовникова А.В., рассмотрев без вызова истца - муниципального бюджетного учреждения "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования город Краснодар" (ИНН 2310134390, ОГРН 1082310018009), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Трансдорстрой" (ИНН 6685042715, ОГРН 1136685023738), кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А32-12190/2022, установил следующее.
МБУ "Дирекция спортивных объектов" муниципального образования город Краснодар (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Трансдорстрой" " (далее - общество) о взыскании 14 774 рублей 38 копеек неустойки.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 20.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды ошибочно пришли к выводу о наличии у заказчика обязанности по списанию неустойки в установленном законом порядке. Суды не дали оценку соглашению о расторжении контракта от 18.10.2021.
В силу части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) заключили контракт от 15.06.2021 N 0318300119421000741 (далее - контракт), по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту спортивной площадки, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Стасова, 145/2.
Цена контракта составила 1 948 269 рублей 60 копеек.
Контрактом установлены стоимость работ и срок выполнения работ: в течение 45 календарных дней с даты заключения контракта.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
В соответствии с дополнительным соглашением от 18.10.2021 о расторжении муниципального контракта, стороны указали на выполнение подрядчиком работ на сумму 479 466 рублей 85 копеек.
В обоснование заявленных требований учреждение указывает, что общество обязательство выполнить работы в срок не исполнило.
Претензия от 16.09.2021 с требованием оплаты неустойки за нарушение срока выполнения работ оставлена обществом без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований учреждения, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 708 и 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пунктом 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила N 783) и исходили из наличия условий для возникновения у общества права на списание начисленной неустойки. Суды указали, что в нарушение приведенных правовых норм и разъяснений, заказчик не рассмотрел возможность списания неустойки за просрочку исполнения обязательства подрядчиком.
Между тем суды не учли следующее.
Как видно из материалов дела, учреждение и общество заключили соглашение о расторжении контракта от 18.10.2021, согласно пункту 3 которого контракт расторгается в части неисполненных обязательств на сумму 1 468 802 рубля 75 копеек.
Из пункта 4 данного соглашения следует, что стороны полагают, что подрядчик нарушил срок окончания выполнения работ и исполнил контракта несвоевременно - 18.10.2021, с просрочкой в 78 дней.
Вместе с тем оценку судов в совокупности указанные условия пунктов 3 и 4 соглашения о расторжении контракта от 18.10.2021 не получили.
Суды необоснованно уклонились от исследования причин расторжения спорного контракта; не выяснили обстоятельства выполнения обществом работ по контракту и причины по которым общество не исполнило контракт к установленному в нем сроку;
не определили достигнут ли подрядчиком конечный результат работ; не установили возможность применения к обществу мер по списанию неустойки в порядке части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и Правил N 783, поскольку списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, а также не установили наличие либо отсутствие вины подрядчика в расторжении контракта по соглашению сторон (при рассмотрении спора судами не установлена вина заказчика в нарушении срока выполнения работ по контракту).
При таких обстоятельствах, поскольку судами не исследованы причины и основания расторжения контракта, вывод судов о наличии у общества права, а у учреждения, соответственно, обязанности по списанию неустойки, в данном конкретном случае признается судом кассационной инстанции преждевременным, сделанным на основании неполного исследования обстоятельств спора.
Поскольку суд кассационной инстанции при проверке соответствия выводов судов нижестоящих инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а по данному делу необходимо исследование имеющихся в деле доказательств и установление существенных по делу обстоятельств, то обжалуемые судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные нарушения, установить существенные по делу обстоятельства и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу N А32-12190/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований учреждения, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 708 и 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пунктом 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, Правилами списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила N 783) и исходили из наличия условий для возникновения у общества права на списание начисленной неустойки. Суды указали, что в нарушение приведенных правовых норм и разъяснений, заказчик не рассмотрел возможность списания неустойки за просрочку исполнения обязательства подрядчиком."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2022 г. N Ф08-11856/22 по делу N А32-12190/2022