Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2023 г. N 03-03-06/2/2692
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение организации и сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 304 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при заключении своп-контрактов и опционных контрактов, не обращающихся на организованном рынке, стороной по которым выступает центральный контрагент, который осуществляет свои функции в соответствии с законодательством о клиринговой деятельности и правилами клиринга и качество управления которого признано удовлетворительным в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, налогоплательщик вправе учитывать доходы (расходы) по таким контрактам при определении налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, в отношении которой в соответствии с главой 25 НК РФ не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Если налогоплательщик не воспользовался вышеуказанным правом, он вправе учитывать доходы (расходы) по всем базисным активам, причитающимся к получению за отчетный (налоговый) период по таким контрактам, при определении налоговой базы по необращающимся ценным бумагам и необращающимся производным финансовым инструментам.
Таким образом, согласно вышеприведенным нормам пункта 5 статьи 304 НК РФ налогоплательщик вправе учитывать доходы (расходы) по необращающимся своп-контрактам и опционным контрактам, стороной по которым выступает центральный контрагент, отвечающий требованиям законодательства о клиринговой деятельности и Центрального банка Российской Федерации, в общей налоговой базе. Если он не воспользовался таким правом, то результат по таким сделкам учитывается в специальной налоговой базе, определяемой по необращающимся ценным бумагам и необращающимся производным финансовым инструментам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
При этом согласно статье 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Учитывая указанное, выбранный налогоплательщиком в соответствии с пунктом 5 статьи 304 НК РФ метод учета доходов (расходов) по необращающимся своп-контрактам и опционным контрактам, стороной по которым выступает центральный контрагент, отвечающий требованиям законодательства о клиринговой деятельности и Центрального банка Российской Федерации, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения и применяться ко всем таким сделкам в течение соответствующего налогового периода.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 января 2023 г. N 03-03-06/2/2692
Опубликование:
-