г. Краснодар |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А32-50960/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие ответчиков: администрации Абинского городского поселения Абинского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "РЖД" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А32-50960/2019, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Абинского городского поселения Абинского района (далее - администрация) с требованиями: признать реестровой ошибкой сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границы N 12910121 Абинский район, Абинское городское поселение, г. Абинск, в части пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3, расположенного по адресу: Краснодарский край, Абинский район, в административно-территориальных границах Абинского района, под объектами, принадлежащими обществу; исправить реестровую ошибку путем внесения изменений в ЕГРН в части площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3, расположенного по адресу: Краснодарский край, район Абинский, в административно-территориальных границах Абинского района, под объектами, принадлежащими обществу, в соответствии с прилагаемым межевым планом и заключением кадастрового инженера; указать, что решение суда является основанием для учета и внесения изменений в ЕГРН о площади, местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3, расположенного по адресу: Краснодарский край, район Абинский, в административно-территориальных границах Абинского района, под объектами, принадлежащими обществу (в первоначальной редакции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата).
Определением от 24.03.2021 процессуальный статус Управления Росреестра изменен на ответчика.
Решением от 29.04.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.08.2022, в удовлетворении исковых требований отказано; с общества в пользу ООО "Кубаньгеоконтроль" взыскано 220 тыс. рублей стоимости судебной землеустроительной экспертизы. Суды признали недоказанным наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3 и муниципального образования Абинское городское поселение. Согласно экспертному заключению от 16.12.2020 N 20017СЭ пересечение границ муниципального образования Абинское городское поселение и обособленных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:01:000000:3, имеется: границы обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:01:0601000:250, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:01:000000:3, пересекают границы МО Абинское городское поселение и населенного пункта г. Абинск; границы обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:01:0501027:5 пересекают границы НП г. Абинск; границы объектов землеустройства (МО Абинское городское поселение и НП г. Абинск) пересекают объект недвижимости - железнодорожные пути, принадлежащие обществу. Границы МО Абинское городское поселение в составе Абинского района установлены Законом Краснодарского края от 05.05.2004 N 700-КЗ "Об установлении границ муниципального образования Абинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ" (далее - Закон N 700-КЗ), описание которых приведено в Приложениях 3 и 4 к названному Закону. Изменение или исправление установленных Законом N 700-КЗ границ муниципального образования Абинское городское поселение Абинского района не относится к компетенции арбитражного суда. Арендуемый обществом земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему линейный объект - железнодорожный путь и его полоса отвода, неизбежно пересекает границы муниципальных образований, что не является реестровой ошибкой и не может служить основанием для установления судебным решением уточненных (вновь сформированных) границ земельных участков, входящих в единое землепользование общества, в целях исключения пересечения.
В кассационной жалобе общество просит решение от 29.04.2022 и постановление апелляционного суда от 12.08.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в уточненной редакции, указывая, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Истец не изменял основания иска при уточнении исковых требований, реализовав право, предоставленное статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В предложенном обществом варианте изменений в части площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3 в соответствии с межевым планом, изготовленным согласно экспертному заключению от 16.12.2020 N 20017СЭ и заключению кадастрового инженера от 15.06.2019 N 27, права третьих лиц затронуты не будут.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В суде округа общество настаивало на удовлетворении кассационной жалобы. Иные участники спора явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как установлено судебными инстанциями, земельный участок с кадастровым номером 23:01:0000000:3 площадью 2 507 218 кв. м принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен в аренду обществу на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 14.09.2005 N 7700000185, сроком действия с 19.04.2005 по 19.04.2054.
Названный земельный участок представляет собой единое землепользование и состоит из следующих земельных участков: 23:01:0801009:14; 23:01:0601000:251; 23:01:0804345:1; 23:01:0904299:1; 23:01:0501027:5; 23:01:0801000:424; 23:01:0901000:28; 23:01:0801010:5; 23:01:0602000:30; 23:01:0601000:250.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 25.06.2003, относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16.06.2020 N 23/153/011/2020-12959 (т. 3, л. д. 16 - 19).
Согласно отзыву кадастровой палаты обособленный участок с кадастровым номером 23:01:0501027:5 пересекает границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020, учетный номер 20669390; обособленный участок с кадастровым номером 23:01:0601000:250 пересекает границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020, учетный номер 20669390 и границы Абинского городского поселения Абинского района, внесенные 21.02.2020, учетный номер 20543733; условный участок с кадастровым номером 23:01:0601000:251 попадает в границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020 (графика не отображается); условный участок с кадастровым номером 23:01:0602000:30 попадает в границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020, учетный номер 20669390 и границы Абинского городского поселения Абинского района, внесенные 21.02.2020, учетный номер 20543733; условный участок с кадастровым номером 23:01:0801000:424 пересекает границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020, учетный номер 20669390 и границы Ахтырского городского поселения Абинского района, внесенные 13.04.2020, учетный номер 20648780; условный участок с кадастровым номером 23:01:0801009:14 попадает в границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020, учетный номер 20669390 и Ахтырского городского поселения Абинского района, внесенные 13.04.2020, учетный номер 20648780; условный участок с кадастровым номером 23:01:0801010:5 попадает в границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020, учетный номер 20669390 и Ахтырского городского поселения Абинского района, внесенные 13.04.2020, учетный номер 20648780; условный участок с кадастровым номером 23:01:0804345:1 попадает в границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020 (графика не отображается); условный участок с кадастровым номером 23:01:0901000:28 попадает в границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020 и границы муниципального образования Холмского сельского поселения Абинского района, внесенные в ЕГРН 27.05.2020, учетный номер 20720245; условный участок с кадастровым номером 23:01:0904299:1 попадает в границы муниципального образования Абинский район, внесенные в ЕГРН 27.04.2020 и границы муниципального образования Холмского сельского поселения Абинского района, внесенные в ЕГРН 27.05.2020, учетный номер 20720245 (т. 3, л. д. 7 - 13).
По сведениям ЕГРН граница Абинского городского поселения Абинского района установлена Законом N 700-КЗ (в приложениях приведено описание границ).
Из заключения кадастрового инженера от 15.06.2019 N 27 обществу стало известно о том, что границы N 12910121 Абинский район, Абинское городское поселение, г. Абинск, установлены без учета прохождения границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3 (т. 1, л. д. 7, 8).
Ссылаясь на наличие реестровой ошибки в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3 и муниципальных образований, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета возложены на управление.
Согласно частям 2, 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений. В силу статьи 8 приведенного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу содержащихся в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснений, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1789-О, федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 данного Кодекса).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, включая экспертное заключение от 16.12.2020 N 20017СЭ, суды констатировали отсутствие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3 и отраженных в ЕГРН границ муниципального образования Абинское городское поселение. Границы МО Абинское городское поселение в составе Абинского района установлены Законом Краснодарского края от 05.05.2004 N 700-КЗ (описание приведено в Приложениях 3 и 4 к данному Закону). Изменение или исправление установленных краевым Законом границ муниципального образования Абинское городское поселение Абинского района не относится к компетенции арбитражного суда. Арендуемый обществом земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему линейный объект - железнодорожный путь и его полоса отвода, неизбежно пересекает границы муниципальных образований, что не является реестровой ошибкой и не может служить основанием для установления судебным актом уточненных (вновь сформированных) границ участков, входящих в единое землепользование общества, в целях исключения пересечения.
Довод кассационной жалобы о неправомерном отказе обществу в уточнении исковых требований, изучен кассационной коллегией и отклонен, поскольку, как правомерно указал суд первой инстанции, изменение исковых требований фактически направлено не на исправление реестровой ошибки (наличие которой не подтверждено), а на приведение в соответствие своего земельного участка (устранение пересечений) с иными муниципальными образованиями.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам; перечислены доказательства, исследованные и получившие правовую оценку, как отдельно, так и в совокупности. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права. Оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А32-50960/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, включая экспертное заключение от 16.12.2020 N 20017СЭ, суды констатировали отсутствие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:01:0000000:3 и отраженных в ЕГРН границ муниципального образования Абинское городское поселение. Границы МО Абинское городское поселение в составе Абинского района установлены Законом Краснодарского края от 05.05.2004 N 700-КЗ (описание приведено в Приложениях 3 и 4 к данному Закону). Изменение или исправление установленных краевым Законом границ муниципального образования Абинское городское поселение Абинского района не относится к компетенции арбитражного суда. Арендуемый обществом земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему линейный объект - железнодорожный путь и его полоса отвода, неизбежно пересекает границы муниципальных образований, что не является реестровой ошибкой и не может служить основанием для установления судебным актом уточненных (вновь сформированных) границ участков, входящих в единое землепользование общества, в целях исключения пересечения.
...
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2022 г. N Ф08-11686/22 по делу N А32-50960/2019