г. Краснодар |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А20-2797/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., в присутствии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Матик" (ИНН 0708013448, ОГРН 1110724001310) - Хамоковой З.Х. (доверенность от 01.08.2022), в отсутствие заинтересованных лиц - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кабардино-Балкарской Республике" (ИНН 0721010037, ОГРН 1050700202300), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721010510, ОГРН 1050700207018), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626801466, ОГРН 1122651022449), прокуратуры Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711035385, ОГРН 1020700758198), акционерного общества "Каббалкавтотранс" (ИНН 0711019270, ОГРН 1020700737331), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Каббалкавтотранс" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по делу N А20-2797/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Матик" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - учреждение), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) о признании недействительными приказа от 18.05.2021 N 59 об аннулировании экспертного заключения от 23.05.2017 N 927, приказа от 20.05.2021 N 62 об отзыве (аннулировании) санитарно-эпидемиологического заключения от 21.06.2017 N 07.01.05.000.Т.000210.06.17, выданного на проект зон санитарной охраны подземных вод участка "Лечинкаевский".
Решением суда первой инстанции от 08.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.09.2022, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе акционерное общество "Каббалкавтотранс" просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, отзыва заявителя, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Местной администрацией сельского поселения Лечинкай Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и обществом заключен договор от 09.01.2016 N 03-16 аренды земельного участка.
На основании приказа Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу от 05.02.2016 N 5-НАЛ-П обществу предоставлено право пользования недрами для геологического изучения, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых в Чегемском районе Кабардино-Балкарской Республики и выдана лицензия НАЛ N 00744 ВП на пользование недрами.
Учреждением утверждено экспертное заключение от 23.05.2017 N 927 на "Проект зон санитарной охраны подземных вод участка "Лечинкайский" (эксплуатационная скважина N 3-К ООО "Матик")", и управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 21.06.2017 N 07.01.05.000.Т.000210.06.17 о соответствии указанного проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу выдал обществу лицензию на пользование недрами НАЛ N 00766 ВЭ с целевым назначением и видами работ по добыче пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения предприятия.
Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики на основании обращения АО "Каббалкавтотранс" проведена проверка правомерности действий управления при выдаче обществу положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требований, установленных в проектной документации зон санитарной охраны подземных вод участка "Лечинкайский", государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
По результатам проверки прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики вынесено представление от 12.03.2021 N 7-152-2021/Прдс10-2021 об устранении нарушений.
В целях исполнения указанного представления учреждением вынесен приказ от 18.05.2021 N 59 об аннулировании экспертного заключения от 23.05.2017 N 927, управлением вынесен приказ от 20.05.2021 N 62 об отзыве (аннулировании) санитарно-эпидемиологического заключения от 21.06.2017 N 07.01.05.000.Т.000210.06.17, выданного на проект зон санитарной охраны подземных вод участка "Лечинкаевский".
Общество, не согласившись с указанными приказами, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1-ФЗ) представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу части 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности.
Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Судебные инстанции, правильно применив положения Федерального закона N 52-ФЗ, Федерального закона N 2202-1-ФЗ, установили, что в представлении прокуратуры от 12.03.2021 N 7-152-2021/Прдс10-2021 содержалось только требование о его рассмотрении и о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, в связи с чем с учетом отсутствия доказательств признания ранее выданных обществу экспертного заключения от 23.05.2017 N 927 и санитарно-эпидемиологического заключения от 21.06.2017 N 07.01.05.000.Т.000210.06.17 недействительными, не обязывалось их аннулировать.
Обязанность по рассмотрению представления и принятию мер по устранению допущенных нарушений закона не освобождает от необходимости проверки и выяснения всех обстоятельств и от обязанности доказывания наличия оснований для принятия конкретных мер реагирования и вынесения соответствующего ненормативного акта.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что аннулирование заключений в данном случае является несоразмерным. Невозможность устранить выявленные прокуратурой нарушения иным способом контролирующими органами не подтверждена.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по делу N А20-2797/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности.
Согласно части 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Судебные инстанции, правильно применив положения Федерального закона N 52-ФЗ, Федерального закона N 2202-1-ФЗ, установили, что в представлении прокуратуры от 12.03.2021 N 7-152-2021/Прдс10-2021 содержалось только требование о его рассмотрении и о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, в связи с чем с учетом отсутствия доказательств признания ранее выданных обществу экспертного заключения от 23.05.2017 N 927 и санитарно-эпидемиологического заключения от 21.06.2017 N 07.01.05.000.Т.000210.06.17 недействительными, не обязывалось их аннулировать."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф08-12411/22 по делу N А20-2797/2021