г. Краснодар |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А20-5406/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" - Варнавской О.В. (доверенность от 27.12.2021), Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Лигидова А.К. (доверенность от 15.08.2022), от Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики - Ульбашева А.Б. (доверенность от 10.01.2022), Зекореева И.А. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А20-5406/2019, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков, причиненных перерасчетами оплаты за газ, произведенным по решениям судов и заявлениям абонентов - работников учреждений образования и здравоохранения в сельской местности, в размере 295 294 271 рубль 07 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, Местная администрация Баксанского муниципального района и Местная администрация Чегемского муниципального района.
Решением суда от 11.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.08.2022, с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества взыскано 4 491 281 рубль 08 копеек убытков, отказано в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, отказано в остальной части иска к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики. Взыскано с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики 7400 рублей расходов истца по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что только в отношении 4 491 281 рубля 08 копеек заявленных требований представлены доказательства, подтверждающие их обоснованность. В отношении остальной части требований основания для их удовлетворения отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального и процессуального права, не оценили все доводы общества, ненадлежащим образом провели исследование и оценку доказательств; общество представило доказательства, обосновывающие понесенные убытки. Суды не истребовали документы и не исследовали, выделялись ли в спорный период средства из федерального бюджета в достаточном размере на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам в сельской местности для компенсации льгот по оплате природного газа Кабардино-Балкарской Республики. Факт недофинансирования Кабардино-Балкарской Республики в спорные период, в том числе и в рамках дела N А20-5406/2019, установлен вступившими в законную силу судебными актами. В рассматриваемом деле суды не исследовали вопрос финансирования субъекта. Министерство финансов Российской Федерации участие в судебных процессах в судах первой и апелляционной инстанций не принимало. Общество полагает, что вывод судов о пропуске срока исковой давности ошибочен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представители Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.09.2013 обществом издан приказ N 1-251 "О проведении перерасчетов платы за газ" (далее - приказ N 1-251). На основании данного приказа и заявлений граждан Кабардино-Балкарской Республики, являющихся педагогическими и медицинскими работниками, работающими и проживающими в сельской местности (далее - граждане), общество произвело перерасчет долга за поставленный газ. Механизм произведения перерасчета платы за газ определен в пункте 1.2 указанного приказа. В указанном приказе (пункт 1.3) также определены необходимые документы, которые заявитель должен представить обществу для производства перерасчета платы за газ.
В соответствии с решениями судов общей юрисдикции, а также по заявлениям граждан, общество произвело перерасчет оплаты за поставленный газ. В подтверждение заявленных требований по перерасчетам, произведенным по решениям судов, общество представило решения судов и информационные листы, в подтверждение перерасчетов по заявлениям представлены заявления льготников, документы, подтверждающие право на льготы, выписки из хозяйственной книги по месту жительства, справки с места жительства, справки с места работы, копии трудовых книжек, а также информационные листы по произведенным перерасчетам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в части, суды руководствовались статьями 65, 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статьей 46 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.07.1994 N 4-РЗ "Об образовании", статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакциях, подлежащих применению к рассматриваемому периоду), статьями 195, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила), постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2008 N 108-ПП "Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты специалистам, проживающим и работающим в сельской местности", от 04.06.2010 N 122-ПП "О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа".
Суды учли, что педагогические работники и работники медицинских учреждений являются муниципальными служащими. Финансирование заработной платы, указанных работников, производилось за счет субвенций из бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Нормативных актов по вопросу компенсации льгот по оплате за отопление, освещение не издавалось.
Суды исходили из того, что Кабардино-Балкарская Республика приняла на себя расходные обязательства по обеспечению мер социальной поддержки педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о том, что ответственность по взысканию убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим и медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, должно производиться за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики. Недофинансирование не является безусловным основанием для взыскания убытков с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Суды установили, что перерасчеты по педагогическим работникам по решениям судов и по заявлениям произведены за период с 2007 года по июнь 2010 года, по медицинским работникам - за период с 2013 год по 2014 год.
Списание обществом сумм на отопление произведено в 2013 - 2014 году на основании приказа N 1-251. При этом в указанный период не существовало нормативных актов, обязывающих общество как на федеральном, так и на республиканском уровне производить перерасчеты льготным категориям граждан.
Перерасчеты, произведенные обществом по заявлениям педагогических и медицинских работников проживающих и работающих в сельской местности по Зольскому, Лескенскому, Прохладненскому, Черекскому, Урванскому, Терскому и Эльбрусскому муниципальным районам в отсутствие полного перечня документов, определенных самим обществом в приказе N 1-251, в отсутствие нормативных актов, обязывающих последнего к указанным действиям, не порождает обязанность Кабардино-Балкарской Республики в лице его главного распорядителя по оплате понесенных истцом расходов.
Кроме того, списание неоплаченных сумм противоречило положениям вступившего в силу с 11.01.2011 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"", которым понятия "бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности" заменена на "компенсацию" расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Определенный приказом общества N 1-251 полный перечень документов по заявлениям по Зольскому, Лескенскому, Прохладненскому, Черекскому, Урванскому, Терскому и Эльбрусскому муниципальным районам отсутствует.
Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики предоставило сельским педагогам и медицинским работникам льготы по отоплению жилья газом, льгота предоставлялась только при обращении соответствующих льготников в Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, возможность обращения о предоставлении соответствующей льготы сельские педагоги и медицинские работники имели и по месту их проживанию (Зольский, Лескенский, Прохладненский, Черекский, Урванский, Терский и Эльбрусский районы).
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что данные убытки общества не находятся в причинной связи с неправомерными действиями ответчика - Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, поэтому не подлежат удовлетворению.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации обоснованно отказано, т. к. требования, заявленные по данному делу, являются обязанностью субъекта Российской Федерации - Кабардино-Балкарской Республики в лице его главного распорядителя.
Требования общества по перерасчетам на основании решений судов и мировых судей в отношении граждан удовлетворены частично в связи с истечением сроков давности. Представленные обществом возражения, изложенные в совместном расчете, не опровергают изложенные обстоятельства. Суды учли результаты проведенных Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики сверочных мероприятий по Зольскому району Кабардино-Балкарской Республики по решениям судов общей юрисдикции, судебные акты по делу N А20-2557/2014 (базовое дело).
Суды установили истечение срока исковой давности по 251-му случаю по решениям судов и мировых судей (Зольский район); по сельским педагогам исполнение обществом произведено до 01.06.2013, по сельским медицинским работникам - до 24.05.2013, расчет по 251-ой позициям под N 1-5, 7-13, 15, 17-20, 22-29, 31-36, 38-65,67-95, 97-100, 102-122, 124-140, 142-201, 203-211, 213-248,250-265 проверен судами и признан верным. С учетом изложенного в удовлетворении требований общества о взыскании с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики по решениям судов общей юрисдикции в размере 8 809 457 рублей 11 копеек отказано правомерно. Общество представило судебные решения по 13-ти позициям. Суды установили, что полностью перекрывают списанную обществом сумму - 2 случая на сумму 55 473 рублей 29 копеек (Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики выплачено 65 876 рублей 94 копейки; позиции N 30, 60). Частично перекрывают списанную обществом сумму - 7 случаев на сумму 293 090 рублей 93 копеек (списано обществом) частично на 69 865 рублей 66 копеек (выплачено Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики). Разница - 223 225 рублей 27 копеек; позиции под N 6, 14, 21, 37, 141, 212, 249). В 1-м случае в представленном обществом решении Нальчикского городского суда от 27.08.2012 предъявленная к взысканию сумма не указана, поэтому не имеется оснований для предъявления 16 190 рублей 05 копеек (позиция N 202). Суды сделали вывод о том, что требования общества по решениям судов общей юрисдикции и мировых судей в сумме 9 335 010 рублей 67 копеек с учетом НДС не подлежат удовлетворению; подлежат удовлетворению и взысканию с Кабардино-Балкарской Республики 384 045 рублей 10 копеек с учетом НДС. Выводы судов по предъявленным обществом требованиям подтверждаются отзывами ответчика и третьего лица от 22.12.2021, 28.04.2022 и приложенными к ним материалами.
Требование общества о взыскании с Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики убытков по Лескенскому району удовлетворено частично в сумме 443 301 рубль 70 копеек. В материалы дела по 36-ти позициям не представлено доказательств, подтверждающих несение обществом убытков, а именно не представлены решения судов. Суды установили, что по иску общества по дополнительно представленным доказательствам долг министерства составляет 1 415 806 рублей 92 копейки, за вычетом НДС - 1 199 836 рублей 37 копеек. В 308-ми случаях по решениям судов общей юрисдикции и мировых судей, исполнение которых осуществлено за пределами срока исковой давности, по сельским педагогам до 01.06.2013, по сельским медикам до 24.05.2013, составляет 11 724 559 рублей 46 копеек. Иск к Кабардино-Балкарской Республике по сельским медикам заявлен 24.05.2016, к сельским педагогам - 01.06.2016. Истечение срока исковой давности подтверждается материалами дела: результатами проведенных Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики сверочных мероприятий. Правовая позиция Министерства финансов Российской Федерации об истечении срока исковой давности по 74-м позициям подтверждается таблицей N 7 по решениям по данному району с истечением срока исковой давности. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. По результатам проверочных мероприятий по дополнительным материалам, представленным обществом, установлено, что полностью перекрывают списанную обществом сумму - 1 случай на сумму 223 рубля 54 копейки (Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики выплачено 1423 рубля 29 копеек; позиция N 329). Частично перекрывают списанную обществом сумму - 27 случаев на сумму 1 009 684 рубля 14 копеек (списано обществом) частично на 173 630 рублей 50 копеек (выплачено Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики). Разница - 836 053 рубля 64 копейки признается ответчиком и третьим лицом (позиции под N 3, 49, 64-67, 81, 116, 130, 134, 135, 137, 140, 155,191, 223, 241, 243, 247-249, 280, 292, 307-310). В 5-ти случаях в материалах к иску по решениям отсутствуют доказательства (в том числе и в представленных обществом дополнительных доказательствах) на сумму 163 199 рублей 54 копейки (позиции N 246, 294-2980). В 1-ом случае в представленном обществом решении мирового судьи судебного участка N 6 г. Нальчика сумма 23 221 рубль 23 копейки проходит один раз (позиция в тексте решения N А20-2557/2014 N 135), поэтому не имеется оснований для предъявления этой суммы дважды (позиция N 142).
С учетом исследованных материалов дела суды пришли к выводу о том, что требования общества по данному району в части 12 184 834 рублей 27 копеек являются необоснованными; задолженность Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики с учетом установленных судами обстоятельств составляет 1 415 806 рублей 92 копейки, за вычетом НДС - 1 199 836 рублей 37 копеек.
По Прохладненскому району суды установили истечение срока исковой давности по 22-м случаям на 1 097 931 рубль 68 копеек, отсутствие доказательств по 54-м позициям. Проверочными мероприятиями установлено, что в 22-х случаях по решениям судов истекли сроки исковой давности по перерасчетам, произведенным обществом, по сельским педагогам до 01.06.2013, по сельским медикам до 24.05.2013 на 1 097 931 рубль 68 копеек. Истечение срока исковой давности по 22-м позициям (N 2-4, 6, 7, 37, 65, 66, 83, 93, 96-107) подтверждается результатами проведенных сверочных мероприятий, таблицей N 12 по решениям по данному району. Доказательств, опровергающих выводы в части истечения срока исковой давности, не представлено. Суды установили, что полностью перекрывают списанную обществом сумму 1 случай на сумму 2420 рублей 68 копеек (Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики выплачено 13 015 рублей 36 копеек) (позиция N 76); частично перекрывают списанную обществом сумму - 23 случая на сумму 717 702 рублей 83 копеек (списано обществом) частично на 140 230 рублей 22 копейки (выплачено Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики). Разница - 577 472 рубля 61 копейка признается ответчиком и третьим лицом (позиции под N 1, 5, 17, 19, 22-26, 50, 61, 63, 64, 69, 71, 74, 75, 77, 81, 82, 89, 92, 94). Дата проведения корректировки льготникам указана - 31.09.2013 (несуществующая дата) - 29 случаев на сумму - 996 678 рублей 65 копеек (позиции под N 9-16, 34, 41-49, 51, 52, 54-59, 90, 91). В 25-ти случаях в материалах дела к иску по решениям отсутствуют какие-либо доказательства (в том числе и в представленных обществом дополнительных доказательствах) на сумму 1 051 541 рубль 28 копеек (позиции под N 27-33, 35, 36, 38-40, 53, 60, 68, 78-80, 85-88, 108-110). Из всей суммы иска по решениям судов общей юрисдикции и мировых судей по указанному району на 4 167 058 рублей 38 копеек (с учетом НДС) не подлежат удовлетворению требования на 3 288 802 рубля 51 копейка, требования общества удовлетворены частично на 878 255 рублей 87 копеек, за вычетом НДС - 744 284 рубля 64 копейки.
По Черекскому району требования общества удовлетворены частично. По 674-м позициям по решениям судов общей юрисдикции и мировых судей исполнение обществом произведено по сельским педагогам до 01.06.2013, по сельским медикам - до 24.05.2013 (за пределами срока исковой давности). Данное обстоятельство подтверждается таблицей N 4 по решениям по данному району, а также документами, подготовленным ответчиком и третьим лицам - результатами проведенных Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики сверочных мероприятий по решениям в отношении сельских специалистов; установлено, что сведения, указанные в данной таблице, по всем 674-м позициям подтверждены. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалы дела не представлено. С учетом изложенного суды сделали вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 22 691 194 рублей 49 копеек убытков по решениям судов общей юрисдикции и мировых судей. По позициям N 48, 14 61, 65, 75, 78, 95, 102, 109, 121, 124, 575, 586, 588, 591, 709 по списанной обществом сумме 143 065 рублей 29 копеек третьим лицом выплачено 205 579 рублей 90 копеек, по списанной обществом сумме (97 случаев) 2 464 444 рубля 03 копейки третьим лицом выплачено 1 317 255 копеек. Остаток - 1 147 189 рублей 03 копейки ответчик и третье лицо признают позиции под N 2-4, 6, 24, 39, 41-43, 46, 47, 51-53, 55, 59, 62, 64, 66, 69, 71-74, 76, 77, 81, 82, 84, 85, 87-89, 91-93, 97, 98, 100, 103,105, 110, 111, 113-115, 117, 119, 120, 123, 125, 126, 127, 179-181, 230, 329, 331, 344, 352, 353, 412, 438, 439, 441, 470, 480, 517, 545, 563, 565, 572-574, 576-585, 587, 589, 592, 603, 617, 654, 682, 683, 686, 694, 697, 783. Таким образом, из суммы иска, предъявленной обществом по данному району, в размере 25 985 550 рублей 61 копейки с учетом НДС суды признали обоснованной 1 903 424 рубля 48 копеек с учетом НДС, без учета НДС - 1 613 071 рубль 59 копеек.
По Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики общество предъявило к взысканию 16 643 166 рублей 19 копеек с учетом НДС, в том числе по заявлениям на 2 076 895 рублей 96 копеек с учетом НДС, по решениям на 14 566 270 рублей 23 копейки с учетом НДС. Суды установили, что по 323-м позициям исполнение обществом решений судов и мировых судей произведено за пределами срока исковой давности - по сельским педагогам до 01.06.2013, по сельским медикам - до 24.05.2013. Данное обстоятельство также подтверждается таблицей N 7 по указанному району. С учетом изложенного требования общества о взыскании с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации удовлетворены частично.
По Терскому району Кабардино-Балкарской Республики предъявлено к взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики по заявлениям на 1 169 575 рублей 02 копейки с учетом НДС, по решениям на 964 828 рублей 39 копеек с учетом НДС. По 654-м позициям по решениям судов общей юрисдикции и мировых судей по данному району исполнение произведено обществом по сельским педагогам до 01.06.2013, по сельским медицинским работникам - до 24.05.2013 (за пределами срока исковой давности), что в совокупности составляет 14 848 196 рублей 10 копеек. Представитель Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и представитель третьего лица заявили суду об истечении срока исковой давности на 14 848 196 рублей 10 копеек.
В связи с этим требования общества о взыскании указанной суммы убытков не удовлетворено по причине истечении срока исковой давности. По позиции N 273 (таблица N 13) иск о взыскании 3329 рублей 64 копейки ответчик не признает, т. к. Министерством труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики выплачено 9011 рублей 75 копеек, что подтверждается таблицей N 12 по позициям за N 22, 269, 271 на 50 995 рублей 76 копеек, оплачено 14 112 рублей 99 копеек. Непогашенная сумма в размере 36 882 рубля 77 копеек признана судами обоснованной.
Требования общества о взыскании убытков по Эльбрусскому району Кабардино-Балкарской Республики по заявлениям на 7 556 261 рубль 90 копеек с учетом НДС, по решениям на 2 976 228 рублей 54 копейки с учетом НДС удовлетворены частично. Суды указали, что в 113-ти случаях в материалах к иску по решениям судов общей юрисдикции и мировых судей исполнение истцом произведено по сельским педагогам до 01.06.2013, по сельским медицинским работникам до 24.05.2013. По 113-ти позициям под N 1-24, 27-48, 51-70, 72-85, 82-121 срок исковой давности истек. Доказательств обратного в материалы дела истцом не представлено. По изложенным основаниям в иске о взыскании убытков в размере 2 829 762 рублей 81 копейка отказано. Суды сделали вывод о том, что по позиции N 26 взысканные судом 10 143 рубля 54 копейки и списанные обществом в результате перерасчета не подлежат взысканию, поскольку выплаты произведены в размере 16 486 рублей 62 копеек на отопление жилья за газ. По позициям N 25, 49, 50, 71, 87, 88 обществом списано по решениям суда 104 713 рублей 65 копеек. Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики по указанным позициям выплачено льготным категориям граждан 62 303 рубля 99 копеек. Разница в размере 42 409 рублей 37 копеек взыскана с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики. Суды отказали в удовлетворении требований общества на 2 902 210 рублей 65 копеек ввиду истечения срока исковой давности, а также частичного погашения третьим лицом за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики. Суды сделали вывод о том, что требования общества о взыскании 74 017 рублей 89 копеек с учетом НДС, а без учета НДС - 62 727 рублей 03 копеек подлежат взысканию с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Суды обоснованно отклонили доводы общества о необходимости исчислять срок исковой давности не ранее 30.09.2015. Суды установили, что определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.05.2016 по делу N А20-2557/2014 принято к рассмотрению уточнение к иску о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 126 593 549 рублей 15 копеек, с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - 40 515 204 рублей 66 копеек; Кабардино-Балкарская Республика привлечена в качестве соответчика. Иск к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республике заявлен на 40 515 204 рубля 66 копеек по медицинским работникам, по педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, иск заявлен к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики 01.06.2016.
В постановлении апелляционной инстанции от 24.12.2018 по делу N А20-2557/20214 указано, что истец произвел перерасчеты по судебным актам на 33 779 498 рублей 26 копеек по сельским педагогам до 01.06.2013, по сельским медикам до 24.05.2013. Решение суда от 22.08.2018 по данному делу оставлено без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2018 и постановлением суда округа от 22.04.2019.
Поскольку заявленные по рассматриваемому делу требования являлись составной частью по делу N А20-2557/2014, суды учли выводы судов по указанному делу относительно вычета выплат, произведенных из бюджета Кабардино-Балкарской Республики льготникам, из общей суммы исковых требований по решениям суда, т. к. выплаты из бюджета Кабардино-Балкарской Республики были целевые.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы и соответствующие расчеты, суды пришли к обоснованному выводу о том, что не подтвержденные документально убытки общества не подлежат удовлетворению.
Иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации правомерно отклонен, т. к. требования, заявленные по данному делу, являются обязанностью субъекта Российской Федерации. По изложенным основаниям суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в полном объеме (уточненные исковые требования).
Расходы общества по уплате государственной пошлины правомерно взысканы с Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.05.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А20-5406/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перерасчеты, произведенные обществом по заявлениям педагогических и медицинских работников проживающих и работающих в сельской местности по Зольскому, Лескенскому, Прохладненскому, Черекскому, Урванскому, Терскому и Эльбрусскому муниципальным районам в отсутствие полного перечня документов, определенных самим обществом в приказе N 1-251, в отсутствие нормативных актов, обязывающих последнего к указанным действиям, не порождает обязанность Кабардино-Балкарской Республики в лице его главного распорядителя по оплате понесенных истцом расходов.
Кроме того, списание неоплаченных сумм противоречило положениям вступившего в силу с 11.01.2011 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"", которым понятия "бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности" заменена на "компенсацию" расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Определенный приказом общества N 1-251 полный перечень документов по заявлениям по Зольскому, Лескенскому, Прохладненскому, Черекскому, Урванскому, Терскому и Эльбрусскому муниципальным районам отсутствует.
...
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф08-12479/22 по делу N А20-5406/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12479/2022
23.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2350/2022
11.05.2022 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5406/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-5406/19