г. Краснодар |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А53-495/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Маркиной Т.Г. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от Министерства финансов Ростовской области - Лиманского М.А. (доверенность от 23.11.2022), от муниципального унитарного предприятия муниципального образования "город Волгодонск" "Городской пассажирский транспорт" - Балдина А.А. (доверенность от 25.07.2022), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А53-495/2022, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "город Волгодонск" "Городской пассажирский транспорт" (далее - предприятие) обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство) о взыскании убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан регионального регистра с 01.09.2018 по 31.08.2021 в сумме 70 099 708 рублей 94 копейки (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство труда и социального развития Ростовской области, департамент труда и социального развития администрации города Волгодонска (далее - департамент), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - учреждение), администрация города Волгодонска (далее - администрация).
Решением суда от 27.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2022, с Ростовской области в лице министерства в пользу предприятия в возмещение убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан с 01.12.2018 по 31.08.2021, взыскано 70 099 708 рублей 94 копейки. Судебные акты мотивированы наличием оснований для удовлетворения требований предприятия о взыскании понесенных им расходов на перевозку льготных категорий граждан.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы считает, что общество не подтвердило факт причинения ему убытков и их размер. Объем возмещения затрат за перевозку льготной категории граждан не предусмотрен договорами.
В отзыве на кассационную жалобу министерство труда и социального развития Ростовской области поддерживает доводы жалобы, просит обжалуемые судебные акты отменить.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, представитель предприятия просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским транспортом (троллейбусы и автобусы) по маршрутам в городском сообщении на платной основе в г. Волгодонске Ростовской области.
С 01.12.2018 по 31.08.2021 предприятие осуществляло деятельность по перевозке пассажиров троллейбусами и автобусами на основании договора от 24.06.2006 N 1-п о предоставлении предприятиями транспортных услуг по перевозке пассажиров. Согласно условиям договора предприятие (исполнитель) приняло на себя обязанности по предоставление услуг по перевозке пассажиров в г. Волгодонске городским электротранспортом на установленных маршрутах, предоставлении льгот на проезд льготным категориям граждан. Согласно пункту 2.1.18 договора исполнитель обязан предоставлять все льготы на проезд, утвержденные в установленном порядке. Согласно пункту 9.1. договора он вступает в силу с 01.01.2006 и действует до момента заключения нового договора в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на территории г. Волгодонска.
В соответствии с договором от 09.01.2013 N 11 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска, заключенным учреждением (заказчик) и предприятием (перевозчик), предприятие приняло на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров троллейбусами и автобусами по маршрутам регулярных перевозок в г. Волгодонске Ростовской области. В соответствии с пунктом 2.4.13 договора исполнитель обязан осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате. Согласно пункту 7.1 договора он вступает в силу с 14.01.2013 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска.
Во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 предприятие (перевозчик) и департамент заключили договоры от 12.01.2018 N 12, от 14.01.2019 N 5, от 17.01.2020 N 3, от 15.01.2021 N 2 (далее - договоры), по условиям которых перевозчик предоставляет услуги по перевозке отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Ростовской области в соответствии с законами Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области" в рамках предоставления департаментом мер социальной поддержки гражданам по проезду на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а департамент возмещает расходы перевозчику за проезд на городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) граждан, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, на основании ежемесячных отчетов о количестве выданных единых проездных талонов, ежемесячных отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан и ежемесячных актов о фактически предоставленных услугах по перевозке отдельных категорий граждан, которые определены сторонами в приложении 1, являющимся неотъемлемой частью договоров.
Пунктом 1.2 договоров определено, что акты сверки о фактическом возмещении расходов по перевозке (приложение 1) составляются на основании отчетов о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, имеющих единые проездные талоны на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, ежемесячно представляемых департаменту учреждением. Согласно пункту 2.1 договоров перевозчик обязуется в течение срока действия договора предоставлять гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, льготный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси) в соответствии с правовыми актами, указанными в пункте 1.1. договоров. Согласно пункту 2.6 договоров возмещение расходов производится в размере 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезённых льготных категорий граждан, получивших единые поездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Департамент обязался возмещать перевозчику расходы по перевозкам льготных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (пункт 2.5 договоров). Пунктами 4.1 договора от 12.01.2018 N 12 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018, и действует до 31.12.2018, а в части исполнения сторонами обязательств - до полного их исполнения, договора от 14.01.2019 N 5 - с 01.01.2019 до 31.12.2019, а в части исполнения сторонами обязательств - до полного их исполнения, договора от 17.01.2020 N 3 - с 01.01.2020 до 31.12.2020, а в части исполнения сторонами обязательств - до полного их исполнения, договора от 15.01.2021 N 2 с 01.01.2021 до 31.12.2021, а в части исполнения сторонами обязательств - до полного их исполнения.
Предприятие исполнило взятые на себя обязательства, предусмотренные договорами. В 2018 - 2021 годах предприятие оказывало услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в г. Волгодонске. Понесенные предприятием расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы частично.
Полагая, что с учетом установленных тарифов на перевозку пассажиров и фактического количества перевезенных льготных категорий граждан величина компенсации, исходя из стоимости ЕСПТ, не приводит к полному возмещению понесенных обществом расходов по перевозке льготной категории пассажиров, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Ростовской области в лице министерства убытков за период с 01.12.2018 по 31.08.2021 в размере 70 099 708 рублей 94 копейки.
Удовлетворяя исковые требования общества, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 15, 16, 784, 789, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23).
В соответствии с областным законом администрацией Ростовской области принято постановление от 31.08.2006 N 352 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура установления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
В целях получения возмещения расходов по перевозке региональных льготников предприятие с департаментом заключило договоры. Согласно указанным договорам департамент принял на себя обязательства по возмещению затрат по перевозке отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Ростовской области на период с 2018 год по 2021 год.
Учитывая изложенное, как указали суды, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене (в данном случае - предприятие), имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления N 23).
Суды учли, что в постановлении администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета. В соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку компенсация расходов, исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Исследовав представленные в материалы дела таблицы о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, имеющие единые социальные проездные талоны, акты о фактическом возмещении расходов предприятием по перевозке в общественном транспорте льготников за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на городских маршрутах на основании договоров, суды установили, что предприятие оказало услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, в спорный период; приведенный обществом расчет выпадающих доходов (убытков) в результате оказания услуг перевозки пассажирам, льготникам, является верным.
Суды пришли к верному выводу о том, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса убытки, возникшие у предприятия в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылки министерства на то, что постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 установлен верхний предел возмещения затрат - стоимость общего количества выданных ЕПТ. Согласно договорам возмещение расходов производится в размере определенной фиксированной стоимости в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые поездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых социальных проездных талонов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Вместе с тем в актах, ежемесячно подписываемых перевозчиком и департаментом, количество фактически перевезенных льготников рассчитано с учетом фактически выполненной работы по методике, установленной правительством Ростовской области. Расчет доходов предприятия определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий регионального регистра по ЕСПТ, по данным департамента на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения, полученной предприятием от департамента за перевозку граждан по ЕСПТ автобусами/троллейбусами. Само по себе предоставление услуг по перевозке льготной категории пассажиров является убыточной формой уставной деятельности. В отсутствие эквивалентного встречного предоставления в рамках сделок и намерения последующего адекватного возмещения происходит неправомерное и непропорциональное перераспределение как бремени социальных обязательств, так и частной собственности в пользу Ростовской области и ее казны. Министерство не представило в материалы дела контррасчет.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод министерства о том, что статистическое наблюдение не отличается признаками индивидуальной определенности, является результатом обобщенного учета и может служить только целям определения условий последующего предоставления услуг по перевозке при формировании стоимости проездных билетов, поскольку для расчета выпадающих доходов применялись акты, подписанные как предприятием, так и департаментом, а не статистические наблюдения. Двусторонние акты признаны судом достоверным источником сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде.
Суды правомерно признали Ростовскую область в лице министерства ответчиком, поскольку взыскание убытков производится за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Ростовской области, который является ответчиком по данному делу.
Поскольку предприятие оказало услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании понесенных предприятием расходов в сумме 76 836 704 рубля 40 копеек с Ростовской области в лице министерства за счет средств казны Ростовской области.
Доводы министерства о том, что главным распорядителем средств областного бюджета в части указанной субвенции является министерство труда и социального развития Ростовской области мотивированно отклонены судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления N 23.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А53-495/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к верному выводу о том, что согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса убытки, возникшие у предприятия в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
...
Доводы министерства о том, что главным распорядителем средств областного бюджета в части указанной субвенции является министерство труда и социального развития Ростовской области мотивированно отклонены судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления N 23.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф08-10008/22 по делу N А53-495/2022