г. Краснодар |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А53-6409/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Приволга" (ИНН 6317024749, ОГРН 1026301416371) - Парамоновой Т.А. (доверенность от 20.08.2022), в отсутствие ответчика - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А53-6409/2022, установил следующее.
АО "Транснефть-Приволга" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству транспорта Ростовской области (далее - министерство) с требованием заключить договор на прокладку (перенос, переустройство) и эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ростовской области.
Решением от 15.06.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.08.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе министерство, просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что представленный министерством проект договора не противоречит действующему законодательству. При принятии решения о реконструкции спорного участка автомобильной дороги министерство вынуждено расходовать бюджетные средства. Общество является лицом, способным осуществить перенос инженерных коммуникаций в случае такой необходимости. Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонил ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что согласно выписке из ЕГРН общество является собственником и эксплуатирующей организацией магистрального нефтепровода "Куйбышев-Тихорецк", который расположен по адресу: Самарская область, Кинельский, Волжский, Красноармейский, Безенчукский, Хворостянский районы; Саратовская область, Ивантеевский, Духовницкий, Пугачевский, Балаковский, Марксовский, Энгельсский, Ровенский, Красноармейский районы; Волгоградская область, Жирновский, Котовский, Ольховский, Иловлинский, Дубовский, Городищенский, Светлоярский, Октябрьский, Котельниковский районы; Ростовская область, Дубовский, Зимовниковский, Орловский, Пролетарский, Песчанокопский, Сальский районы, г. Сальск.
Объект введен в эксплуатацию в 1974 году.
Право собственности общества на объект недвижимости магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк" с кадастровым номером 0:0:0:376 зарегистрировано в ЕГРН 14.10.2015 под N 00-00/001-00/001/0012015-189/1. Согласно свидетельству о регистрации в Едином государственном реестре опасных производственных объектов от 27.09.2019 серия АВ N 280520, под N А53-00021-0009 зарегистрирован участок магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов Волгоградского РНУ в качестве опасного производственного объекта 1 класса опасности, к которому также относится МН "Куйбышев-Тихорецк".
С целью обеспечения безаварийной работы данного опасного производственного объекта, обществом принято решение о реконструкции на территории Ростовской и Волгоградской областей в 2022 году объекта "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1106,5 км - 1193 км, Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция". Данный объект пересекает автомобильные дороги, принадлежащие министерству.
Для организации пересечения проектируемого магистрального нефтепровода и демонтажа существующего от министерства получены технические условия от 25.03.2020 N 15.2/746, которые продлены письмом от 30.03.2021 N 15.3/892.
Общество, руководствуясь требованиями Федерального закона от 08.07.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257), письмом от 12.10.2021 N ТПВ-05-04-99/49637 направило министерству договор на прокладку (перенос, переустройство) и эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог: подъезд от автомобильной дороги "г. Котельниково - пос. Зимовники - г. Сальск - с. Песчанокопское (от границы Волгоградской области)" к с. Екатериновка на км.2 - км.7, IV категории; г. Сальск - с. Новый Егорлык - с. Яшалта (до границы Калмыкии) на км.1 - км.3, IV категории; г. Сальск - г. Городовиковск (до границы Калмыкии) на км.0 - км.2, III категории; подъезд от автомобильной дороги "г. Котельниково - пос. Зимовники - г. Сальск - с. Песчанокопское (от границы Волгоградской области)" к с. Поливянка на км.0 - км.3, IV категории; с. Развильное - с. Красная Поляна - пос. Дальнее поле - пос. Раздельный на км.0 - км.2, IV категории; г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на км.153 - км.156, III категории по объекту "Магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк". Участок 1106,5 км - 1193 км, Ду-800. Волгоградское РНУ. Реконструкция".
Письмами от 16.11.2021 N ТПВ-05-074-99/55178, от 13.12.2021 N ТПВ-01-27-38/60568 общество просило министерство сообщить о результатах рассмотрения направленного договора.
Министерство письмом от 29.12.2021 N 15.3/3956 отклонило направленный обществом проект договора с указанием на то, что пункт 2.1 договора не содержит обязанности владельца инженерных коммуникаций в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги (участков автомобильной дороги) обеспечить демонтаж, перенос или переустройство инженерных коммуникаций за свой счет, в сроки, указанные в извещении владельца автомобильной дороги.
Поскольку при заключении договора стороны не смогли прийти к согласованию его условий, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь положениями статей 421, 422, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 19 Закона N 257, статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126), пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив, что действующее законодательство не определяет условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 446 Гражданского кодекса установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Порядок прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог установлен Законом N 257, а также Законом N 126.
Пунктами 2, 3 статьи 19 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом N 257-ФЗ (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство).
Согласно части 6.1 статьи 19 Закона N 257-ФЗ условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.
В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 126 при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами. При этом положения пункта 4 статьи 6 Закона N 126 о связи применяются, если договорами не определены иные условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
Суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу, что к спорным отношениям сторон подлежит применению пункт 4 статьи 6 Закона N 126, согласно которому при переносе или переустройстве линий связи вследствие реконструкции или капитального ремонта дорог расходы, связанные с таким переносом или переустройством, возмещаются оператору связи.
Данный правовой подход неоднократно поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 31.05.2022 N 308-ЭС22-7661, от 24.12.2021 N 302-ЭС21-24112, от 02.02.2022 N 303-ЭС21-2753.
Министерство в жалобе приводит доводы, отражающие ее несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств, а также с установленными по делу фактическими обстоятельствами. По смыслу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств, исследование и установление фактических обстоятельств по делу не входят в полномочия суда кассационной инстанции, поэтому основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции по доводам жалобы отсутствуют.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А53-6409/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 126 при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами. При этом положения пункта 4 статьи 6 Закона N 126 о связи применяются, если договорами не определены иные условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
Суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу, что к спорным отношениям сторон подлежит применению пункт 4 статьи 6 Закона N 126, согласно которому при переносе или переустройстве линий связи вследствие реконструкции или капитального ремонта дорог расходы, связанные с таким переносом или переустройством, возмещаются оператору связи.
Данный правовой подход неоднократно поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 31.05.2022 N 308-ЭС22-7661, от 24.12.2021 N 302-ЭС21-24112, от 02.02.2022 N 303-ЭС21-2753."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф08-11693/22 по делу N А53-6409/2022