В целях организации проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства Министерства финансов Алтайского края, руководствуясь положениями Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства Министерства финансов Алтайского края;
Положение об инвентаризационной комиссии Министерства финансов Алтайского края.
2. Настоящий приказ вступает в силу в день его подписания и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2024.
Заместитель Председателя Правительства |
Д.Г. Ситников |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Алтайского края
от 29.12.2023 N 139
Порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства Министерства финансов Алтайского края
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства Министерства финансов Алтайского края (далее - Министерство).
1.2. Основной целью проведения инвентаризации является подтверждение соответствия данных об объектах инвентаризации, отраженных в регистрах бухгалтерского учета, фактическому наличию в Министерстве соответствующих объектов.
1.3. Инвентаризация проводится с учетом общих требований, установленных положениями Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н (далее - СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
2. Организация проведения инвентаризации
2.1. В целях проведения инвентаризации заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром финансов Алтайского края создается инвентаризационная комиссия (далее - Комиссия).
При большом количестве (объеме) объектов инвентаризации решением заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра финансов Алтайского края полномочия по проведению инвентаризации возлагаются на несколько Комиссий, в том числе созданных на время проведения обязательной инвентаризации.
2.2. Порядок работы Комиссии, включая рассмотрение результатов инвентаризации и принятие решения (голосования) по результатам инвентаризации, установлен Положением об инвентаризационной комиссии Министерства.
3. Проведение инвентаризации
3.1. Решение о проведении инвентаризации принимает заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края (уполномоченное им лицо).
3.2. Обязательное проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с пунктами 31, 32 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и иных аналогичных активов, проводимая в случаях, установленных пунктом 31 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", осуществляется постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов.
3.3. В отношении материальных ценностей, отражаемых в составе активов, а также материальных ценностей, являющихся объектами инвентаризации, информация о которых подлежит отражению на забалансовых счетах, инвентаризация проводится путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра.
Инвентаризацию запасов, иных материальных ценностей, хранящихся в исправной (неповрежденной) упаковке (таре, контейнере, боксе, иной упаковке), при наличии на упаковке письменной информации (трафарета, описи), содержащей данные, позволяющие произвести расчет наличия материальных ценностей без вскрытия упаковки, допускается осуществлять на основании указанной информации путем подсчета мест (массы нетто, брутто) в упаковке и пересчета упаковок. При этом обязательной проверке на выборочной основе подлежит 1/3 часть упаковок посредством их вскрытия и обмера (пересчета, взвешивания, замера) хранящихся в них материальных запасов в натуре (номенклатурных позиций).
В случае, когда применение методов осмотра для выявления фактического наличия объектов инвентаризации невозможно или не представляется возможным без существенных затрат, применяются альтернативные способы (методы), обеспечивающие реализацию цели инвентаризации, в том числе: видеофиксация; фотофиксация; фиксация (актирование) факта осуществления объектом имущества на дату проведения инвентаризации соответствующей функции, осуществления управления процессом, и (или) факта использования полезного потенциала объекта инвентаризации; подтверждение наличия (обоснованности владения) данными государственных (муниципальных) реестров (информационных ресурсов), содержащих информацию об объекте инвентаризации (проведение сверки данных регистров бухгалтерского учета об объекте инвентаризации и данных государственных (муниципальных) реестров (информационных ресурсов), как посредством запросов, так и средствами технологической интеграции информационных систем.
3.4. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и иных аналогичных активов проводится методом осмотра по местонахождению соответствующих активов и каждому ответственному лицу.
Выявление фактического наличия таких объектов инвентаризации производится при обязательном присутствии ответственных лиц.
3.5. В целях выявления фактического наличия иных объектов инвентаризации в Министерстве инвентаризация проводится путем проверки документов, подтверждающих наличие соответствующих объектов имущества (прав), обязательств с использованием методов подтверждения, выверки (интеграции).
3.6. Для подтверждения фактического наличия объектов инвентаризации могут использоваться:
а) документы, оформляющие выявление фактического наличия объекта инвентаризации:
Уведомление о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (ф. 0504320);
правовой акт о распределении средств Алтайскому краю;
Извещение (ф. 0504805);
Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817);
Карточка учета выданных бюджетных кредитов, займов (ссуд) (ф. 0504057);
Карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям (ф. 0504058);
Оборотная ведомость (ф. 0504036), подтвержденная специалистом курирующего отдела;
акт сверки расчетов;
иные документы;
б) представленные ответственными лицами расписки, пояснения (объяснения), в том числе по фактам выявленных отклонений, включая пересортицу.
4. Оформление итогов проведения инвентаризации
4.1. Результаты инвентаризации оформляются с применением форм первичной учетной документации, установленных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению", от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению".
4.2. В документах, оформляющих результаты инвентаризации, Комиссия отражает выявленные в ходе инвентаризации:
а) условия списания объектов инвентаризации с бюджетного учета, в частности: утрату (снижение) будущих экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе, в связи с физическим и (или) моральным износом, нарушением условий содержания и (или) эксплуатации, влиянием на состояние имущества аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, длительного неиспользования имущества или иных причин, которые привели к утрате (снижению) будущих экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе. Комиссия рассматривает вопрос целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов имущества;
б) основания для возмещения недостачи (возмещения ущерба, причиненного ввиду утраты или порчи материальных ценностей);
в) условия признания просроченной дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию;
г) обязательства, не востребованных в течение срока исковой давности кредитором;
д) документально подтвержденные основания для признания в бюджетном учете объектов инвентаризации (в случае выявления излишек), отражения выбытия объектов инвентаризации (в случае выявления недостачи) или корректировки бюджетных данных (в случае выявления пересортицы);
е) документально подтвержденные основания изменения стоимостных оценок объектов инвентаризации.
4.3. Результаты инвентаризации в части выявленных отклонений при инвентаризации отражаются, если иное не установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, в бюджетном учете и бюджетной (финансовой) отчетности в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация, или последним календарным днем отчетного периода, за который формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность, в целях обеспечения достоверности данных которой проводилась инвентаризация.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Алтайского края
от 29.12.2023 N 139
Положение
об инвентаризационной комиссии Министерства финансов Алтайского края
1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности инвентаризационной комиссии в Министерстве финансов Алтайского края (далее соответственно - Комиссия, Министерство).
2. Комиссия создается заместителем Председателя Правительства Алтайского края, министром финансов Алтайского края в целях проведения инвентаризации активов и обязательств, а также иных активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах (далее - объекты инвентаризации).
3. Состав Комиссии утверждается приказом Министерства.
4. Комиссия состоит не менее чем из трех человек.
В состав Комиссии входят:
председатель Комиссии, осуществляющий общее руководство деятельностью Комиссии и обеспечивающий коллегиальность работы Комиссии, в том числе при обсуждении спорных вопросов. Председатель Комиссии распределяет обязанности между членами Комиссии;
заместитель председателя Комиссии - лицо, замещающее председателя Комиссии в случае его временного (в течение проведения инвентаризации) отсутствия по уважительной причине (болезнь, отпуск, служебная командировка);
секретарь Комиссии - член Комиссии, ответственный за оформление документов, подлежащих подписанию членами Комиссии;
члены Комиссии.
5. При проведении инвентаризации Комиссия руководствуется Порядком проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства Министерства.
6. Включение лица, осуществляющего ведение бюджетного учета, в состав Комиссии, уполномоченной на проведение инвентаризации финансовых активов и (или) обязательств, принимаемых к бюджетному учету в результате осуществления лицами, осуществляющими ведение бюджетного учета, является обязательным.
7. Не допускается включение в состав Комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, инвентаризируемые Комиссией.
8. В период проведения инвентаризации не допускается изменение состава Комиссии, в том числе в связи с отсутствием члена Комиссии по уважительной или не зависящей от него причине, возникшей после начала проведения инвентаризации (болезнь, отпуск, служебная командировка, смерть, иные объективные причины, предусмотренные порядком проведения инвентаризации).
9. В случае отсутствия ответственного лица Комиссии по уважительной или не зависящей от него причине, возникшей после начала проведения инвентаризации, полномочия ответственного лица Комиссии возлагаются на председателя Комиссии (в случае отсутствия председателя Комиссии - на заместителя председателя Комиссии).
10. Заседание Комиссии проводится с учетом следующих положений:
заседание Комиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее двух третей от общего числа членов Комиссии, имеющих право голоса. При отсутствии кворума на заседании Комиссии ее председателем (в случае отсутствия председателя Комиссии - заместителем председателя Комиссии) назначается новая дата заседания в пределах срока проведения инвентаризации;
члены Комиссии при невозможности участия в заседании Комиссии извещают об этом секретаря Комиссии до начала заседания комиссии;
решения Комиссией принимаются коллегиально большинством голосов присутствующих на заседании путем открытого голосования. При принятии решения Комиссии в случае равенства голосов, определяющим голосом является голос председателя Комиссии, при отсутствии председателя Комиссии - его заместителя. Член Комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение.
11. Состав объектов инвентаризации (групп (видов) объектов инвентаризации), структурное подразделение Министерства, в отношении которых Комиссия уполномочена проводить инвентаризацию, определяется решением заместителя Председателя Правительства Алтайского края, министра финансов Алтайского края (уполномоченным им лицом).
12. Комиссия в ходе проведения инвентаризации применяет методы, которые определены в Порядке проведения инвентаризации активов и обязательств, включая отражаемые на забалансовых счетах имущество и обязательства Министерства.
13. В ходе проведения инвентаризации Комиссия рассматривает представленные им материалы (первичные учетные документы, подтверждающие операции с объектами инвентаризации).
14. В случае выявления расхождений данных об объектах инвентаризации при подведении итогов инвентаризации Комиссией обеспечивается обоснованная квалификация отклонений:
объектов, фактическое наличие которых подтверждено результатами инвентаризации, информация о которых отсутствует в регистрах бухгалтерского учета и подлежит отражению в бюджетном учете по итогам инвентаризации (объектов, оказавшихся в излишке);
объектов имущества, выбывших из владения, пользования и распоряжения вследствие их гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца;
объектов имущества, по которым не представляется возможным Комиссии установить их местонахождение, информация о которых отражена в регистрах бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации и по которым выбытие активов (объектов инвентаризации) в бюджетном учете не отражено;
объектов инвентаризации, не соответствующих критериям активов и обязательств, в том числе признание сомнительной дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию задолженности, списание обязательств;
объектов инвентаризации, по которым выявлено расхождение отдельных аналитических признаков объекта инвентаризации (пересортица).
15. В случае, если по итогам инвентаризации излишки и (или) недостачи не выявлены, в акте о результатах инвентаризации отражается следующее заключение Комиссии - "Расхождения не выявлены. Принять результаты инвентаризации: фактическое наличие объектов инвентаризации соответствует данным регистров бухгалтерского учета".
16. В ходе инвентаризации Комиссия осуществляет следующие полномочия:
выявляет фактическое наличие объектов бюджетного учета, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета;
оценивает инвентаризируемые объекты учета на возможность получения экономических выгод или полезного потенциала дебиторской задолженности;
выявляет просроченную, безнадежную дебиторскую задолженность, невостребованную кредиторскую задолженность (в том числе с истекшим сроком исковой давности);
принимает решение о выбытии сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с балансового учета Министерства, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом;
принимает решение о списании сомнительной задолженности с забалансового учета;
принимает решение об отнесении задолженности Министерства, невостребованной кредитором, к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета;
принимает решение о списании задолженности учреждения, невостребованной кредиторами, с забалансового учета;
запрашивает у специалистов курирующих отделов документы и (или) информацию, необходимые для объективного определения критериев объектов учета и подтверждения его фактического использования.
17. Данные о фактическом наличии объектов инвентаризации, полученные Комиссией в ходе проведения инвентаризации, о результатах сопоставления их с данными об объектах инвентаризации, отраженных в регистрах бухгалтерского учета (далее - результаты инвентаризации), подлежат обязательному отражению в документах инвентаризации.
18. Документальное оформление результатов проведения инвентаризации осуществляется с применением форм первичной учетной документации, установленных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению", от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Алтайского края от 29 декабря 2023 г. N 139 "Об организации проведения инвентаризации активов и обязательств Министерства финансов Алтайского края"
Вступает в силу с 29 декабря 2023 г. и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2024 г.
Опубликование:
-