г. Краснодар |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А32-60048/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., при участии в судебном заседании от акционерного общества "Кубанское речное пароходство" - Кудиновой Е.Д. (доверенность от 10.01.2022), от департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар - Белоусовой Ю.В. (доверенность от 01.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Кубанское речное пароходство" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А32-60048/2021, установил следующее.
АО "Кубанское речное пароходство" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным письма департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) от 30.11.2021 N 19412/25 об оплате нанесенного ущерба в сумме 423 376 рублей 42 копеек, признании незаконными действий департамента, выразившихся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021, признании недействительным акта обследования зеленых насаждений от 24.11.2021, принятого заместителем департамента (уточненные требования).
Решением суда от 25.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.09.2022, принят отказ заявителя от требования об обжаловании акта обследования от 24.11.2021; производство по делу в указанной части прекращено.
В удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что письмо по сути является гражданско-правовой претензией, а не решением (действием) органа, наделенного публичными полномочиями, которое может быть оспорено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), оспариваемое письмо не содержит какого либо властного волеизъявления департамента, порождающего правовые последствия для общества. Действия департамента, выразившиеся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021, основаны на предоставленных полномочиях, на основании Положения, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 16.02.2012 N 26. Письмо от 30.11.2021 N 19412/25 соответствует требованиям законодательства, в том числе Закону Краснодарского края N 2695-КЗ от 23.04.2013 "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" и не нарушает прав и законных интересов общества при осуществлении им своей деятельности, как и сами действия по расчету платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев. В нарушение требований статьи 65 Кодекса обществом не представлено доказательств, подтверждающих, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены, либо какие обязанности незаконно возложены, либо какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности существуют на момент рассмотрения судом настоящего спора.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, заявление - удовлетворить. По мнению заявителя, при вынесении судебных актов неправильно применены (истолкованы) нормы материального права, не дана оценка всем доводам общества. Стоимость "компенсационного озеленения" как "база" не может использоваться для расчета "платы" суммы ущерба от "повреждения" (обрезки). Представленные в материалы дела фотоматериалы не подтверждают причиненный ущерб. Расчет ущерба является несоразмерным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель департамента просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ноябре 2021 года в департамент поступило обращение Быстрякова С.В. по вопросу вырубки и обрезки деревьев по ул. Вишняковой, 1/19. Выездом на место сотрудниками департамента установлен факт обрезки 3-х деревьев породы шелковица, 1-го дерева породы ясень и 1-го дерева породы орех грецкий в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0306051:126, находящимся в аренде общества. Обращений о разрешении обрезки зеленых насаждений на данной территории в департамент не поступало, порубочный билет не оформлялся.
30 ноября 2021 года в адрес общества поступило письмо департамента от 30.11.2021 N 19412/25 с требованием оплатить 423 376 рублей 42 копейки за несанкционированную обрезку деревьев, произведенную на территории предприятия.
Из акта обследования зеленых насаждений от 24.11.2021 следует, что обществом произведена обрезка 5-ти дикорастущих деревьев без получения порубочного билета. Данные обстоятельства общество не оспаривает.
По итогам рассмотрения данного акта департамент произвел расчет, которым на общество возложил обязанность произвести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев 1-й и 2-й группы.
По мнению общества, поскольку санитарная обрезка веток дикорастущих деревьев представляла собой уходные работы, а деревья после данных работ остались не поврежденными, департамент в расчете от 24.11.2021 безосновательно произвел расчет как плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев 1-й и 2-й группы, не предоставляя доказательств степени уничтожения деревьев. Общество полагает, что данный расчет носит властный, обязывающий характер, содержит распоряжение о вложении на общество обязанность произвести оплату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 198, 200 Кодекса, Положением, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 16.02.2012 N 26 (далее - Положение), Законом Краснодарского края от 23.04.2013 N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 2695-КЗ), постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 05.12.2013 N 9395 "Об утверждении Порядка выдачи и учета порубочных билетов на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Порядок), административным регламентом предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача порубочного билета на территории муниципального образования", утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 14.04.2014 N 2315 (далее - Регламент), Правилами благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52, пункт 6. (далее - Правила).
Департамент осуществляет свои полномочия на основании Положения.
В соответствии с подпунктом 7.39 пункта 7 раздела III приложения к Положению одной из функций департамента, в том числе является выдача порубочного билета, дающего право на выполнение работ по вырубке, санитарной и формовочной обрезке зеленых насаждений или по их уничтожению на территории муниципального образования город Краснодар. Выдача порубочного билета осуществляется департаментом в соответствии с Законом N 2695-КЗ, Порядком, Регламентом, а также Правилами.
В соответствии с пунктом 2 Порядка порубочный билет является разрешительным документом, выданным администрацией муниципального образования город Краснодар, дающим право на выполнение работ по вырубке (уничтожению), санитарной рубке, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезке зеленых насаждений.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка лицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, для которой требуется вырубка (уничтожение), санитарная рубка, санитарная, омолаживающая или формовочная обрезка зеленых насаждений, для получения порубочного билета подает директору департамента заявление о необходимости выдачи порубочного билета.
В заявлении указывается основание необходимости вырубки (уничтожения), санитарной рубки, санитарной, омолаживающей или формовочной обрезки зеленых насаждений.
В течение 15-ти рабочих дней со дня подачи заявления работники департамента запрашивают (в случае необходимости) дополнительные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия, выездом на место проводят обследование зеленых насаждений, по результатам которого составляют акт обследования зеленых насаждений на земельном участке, где необходимо осуществить вырубку (уничтожение), санитарную рубку, санитарную, омолаживающую или формовочную обрезку зеленых насаждений, производят расчет платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений в порядке, установленном Законом.
Регламент распространяет свое действие на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на землях населенных пунктов независимо от формы собственности, за исключением земельных участков, отнесенных к территориальным зонам специального назначения, зонам военных объектов, а также земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, и участков, предоставленных садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам, земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях и землях лесного фонда, земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых многолетними плодово-ягодными насаждениями всех видов (деревья, кустарники), чайными плантациями, питомниками древесных и кустарниковых растений.
Согласно пункту 4 Порядка исчисления платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских и муниципальных округов Краснодарского края, являющимся приложением к Закону N 2695-КЗ, описано распределение древесных пород по их ценности. Согласно пункту 14 названного Порядка оценочная стоимость посадки, посадочного материала и годового ухода в отношении одной единицы (штук, кв. м) i-го вида зеленых насаждений (деревья, кустарники, травяной покров, цветники, заросли), представленная в базовых ценах и подлежащая обязательной ежегодной корректировке на уровень инфляции приведена в таблице 2 к Закону. Оценочная стоимость на очередной финансовый год устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с учетом уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Уровень инфляции установлен Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 2695-КЗ планирование хозяйственной и иной деятельности на территориях, занятых зелеными насаждениями, должно предусматривать проведение мероприятий по сохранению зеленых насаждений в соответствии с градостроительными, санитарными и экологическими нормами и правилами. Перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет и внести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских округов Краснодарского края (далее - плата), которая исчисляется в Порядке, предусмотренным названным Законом. При несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений плата рассчитывается в пятикратном размере. Согласно части 3 (1) части 3 Закона N 2695-КЗ при несанкционированном повреждении деревьев и кустарников (в том числе при обрезке) плата рассчитывается в двукратном размере при повреждении до 30 процентов (включительно) зеленого насаждения, в пятикратном размере - при повреждении более 30 процентов зеленого насаждения.
С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что при несанкционированном повреждении деревьев и кустарников департамент вправе рассчитать плату за проведение компенсационного озеленения на основании указанной нормы Закона. Иного порядка и расчета при названном повреждении законодательством не предусмотрено.
Суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, установил, что департамент оспариваемым письмом предложил в добровольном порядке оплатить сумму нанесенного ущерба в соответствии с расчетом; из содержания письма о 30.11.2021 N 19412/25 следует, что письмо по сути является гражданско-правовой претензией, а не решением (действием) органа, наделенного публичными полномочиями, которое может быть оспорено в порядке главы 24 Кодекса. Оспариваемое письмо не содержит какого-либо властного волеизъявления департамента, порождающего правовые последствия для общества.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. В данном случае, непосредственно действия департамента, выразившиеся в расчете платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев от 24.11.2021, основаны на предоставленных полномочиях, на основании Положения, утверждённых решением городской Думы Краснодара от 16.02.2012 N 26.
Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства и сделали правомерный вывод о том, что письмо от 30.11.2021 N 19412/25 соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе закону Краснодарского края N 2695-КЗ от 23.04.2013 "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" и не нарушает прав и законных интересов общества при осуществлении им своей деятельности, как и сами действия по расчету платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении лиственных деревьев.
В нарушение требований статьи 65 Кодекса обществом не представлено доказательств, подтверждающих, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены, либо какие обязанности незаконно возложены, либо какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности существуют на момент рассмотрения судом настоящего спора.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявления общества.
Ошибочные выводы апелляционного суда о размере нанесенного ущерба и правильности расчета департаментом суммы нанесенного ущерба, которые не входят в предмет доказывания по настоящему спору, не привели к принятию неправильного по существу спора судебного акта.
Суд первой инстанции не оценивал правильность произведенного расчета нанесенного ущерба, не устанавливал преюдициальные обстоятельства для спора о взыскании ущерба; суд указал, что письмо носит характер претензии по гражданско-правовому спору о взыскании убытков. В случае обращения департамента с иском в суд о взыскании с общества ущерба, общество не лишено возможности оспаривать размер ущерба и заявлять свои возражения по расчету департамента.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А32-60048/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Порядка исчисления платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских и муниципальных округов Краснодарского края, являющимся приложением к Закону N 2695-КЗ, описано распределение древесных пород по их ценности. Согласно пункту 14 названного Порядка оценочная стоимость посадки, посадочного материала и годового ухода в отношении одной единицы (штук, кв. м) i-го вида зеленых насаждений (деревья, кустарники, травяной покров, цветники, заросли), представленная в базовых ценах и подлежащая обязательной ежегодной корректировке на уровень инфляции приведена в таблице 2 к Закону. Оценочная стоимость на очередной финансовый год устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с учетом уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Уровень инфляции установлен Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
...
В нарушение требований статьи 65 Кодекса обществом не представлено доказательств, подтверждающих, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены, либо какие обязанности незаконно возложены, либо какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности существуют на момент рассмотрения судом настоящего спора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2022 г. N Ф08-12796/22 по делу N А32-60048/2021