г. Краснодар |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А32-3741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (ИНН 2353021545 ОГРН 1052329691732) - Шаян Л.А. (доверенность от 04.02.2022), от ответчика - индивидуального предпринимателя Резаева Юрия Викторовича (ИНН 231002305100, ОГРНИП 317237500432505) - Потаповой А.В. (доверенность от 18.07.2022), рассмотрев кассационную жалобу администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А32-3741/2022, установил следующее.
Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным (ничтожным) заключенного между администрацией и индивидуальным предпринимателем Резаевым Юрием Викторовичем (далее - предприниматель) муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд от 12.01.2021 N 08183000199200002910001 (далее - контракт N 08183000199200002910001).
Решением суда от 16.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.08.2022 (с учетом исправительного определения от 16.08.2022), в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что из системного толкования норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) не следует, что реализация органом местного самоуправления полномочий по организации ритуальных услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе и предусмотренных гарантированным перечнем (который установлен статьей 9 Закона N 8-ФЗ), невозможна путем привлечения в качестве специализированной службы любой коммерческой организации на конкурсной основе.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям, которые не созданы органами местного самоуправления. Привлечение предпринимателя для оказания услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела и погребению для муниципальных нужд на территории Тимашевского городского поселения нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела. Ссылка судов на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2021 по делу N А32-9129/2021 неправомерна, так как по указанному делу суд рассматривал вопрос о признании недействительными торгов, по результатам которых с предпринимателем заключен оспариваемый муниципальный контракт, а решение о законности контракта N 08183000199200002910001 суд не принимал. Суды не учли, что в настоящее время администрация рассматривает вопрос о создании учреждения, которое будет оказывать ритуальные услуги по гарантированному перечню. Кроме того, суды не приняли во внимание позицию прокурора Тимашевского района о недействительности (ничтожности) контракта N 08183000199200002910001.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, заявление администрации - удовлетворить.
Как видно из материалов дела, по результатам открытого конкурса по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Тимашевского городского поселения, на основании протокола от 30.12.2020 N 0818300019920000291 между администрацией и предпринимателем заключен контракт N 08183000199200002910001, в соответствии с пунктом 1.1 которого предприниматель оказывает услуги специализированной службы по вопросам похоронного дела по погребению, в том числе предусмотренный статьей 9 Закона N 8-ФЗ гарантированный перечень услуг, оказываемых супругу, близким родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего; при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, которые могли бы взять на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественного кладбища.
Цена контракта N 0818300019920000291 составляет 0,01 рублей 01 копейку (пункт 2.1), при этом в силу пункта 2.7 контракта предприниматель имеет право на возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг по гарантированному перечню, и для возмещения расходов предприниматель обращается в соответствующее отделение Пенсионного фонда Российской Федерации; срок действия контракта - с 12.01.2021 до 31.12.2025 (пункт 10.1).
Со ссылкой на то, что в нарушение статьи 29 Закона N 8-ФЗ и статьи 22 Закона N 131-ФЗ контракт N 0818300019920000291 наделяет предпринимателя статусом специализированной службы, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным (ничтожным) контракта N 0818300019920000291.
Суды отказали в удовлетворении требований, сделав вывод об отсутствии законодательного запрета на решение органом местного самоуправления вопросов похоронного дела и погребения для муниципальных нужд путем привлечения для оказания соответствующих услуг на конкурсной основе коммерческой организации или предпринимателя, которые выполняют функции специализированной службы, создание которой предусмотрено статьей 29 Закона N 8-ФЗ.
Суды указали, что избранная администрацией договорная форма привлечения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность для оказания гарантированного перечня услуг по погребению граждан, взамен создания муниципального предприятия, сама по себе не влечет недействительность контракта N 0818300019920000291, поскольку не нарушает публичный интерес, который выражается в выполнении социальных обязательств по оказанию на безвозмездной основе для родственников умершего, или захоронение лиц, не имеющих родственников, в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению. Нарушение экономических интересов администрации, субъектов предпринимательской деятельности, экономических интересов иных лиц не установлено нарушение публичных интересов, имеющих экономический характер, не выявлено, доказательства наличия неблагоприятных последствий от оспариваемой в настоящем дела сделки не представлены.
Между тем суды не учли следующее.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Закон N 8-ФЗ, который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Как установлено частью 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ, услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона N 8-ФЗ, при этом не допустим отказ специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению (пункт 2). Данные положения продублированы в статье 12 Закона N 8-ФЗ.
Закон N 8-ФЗ не содержит понятие "специализированная служба", однако в пункте 2.1.3 ГОСТ 32609-2014 "Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" закреплено, что специализированная служба - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из системного толкования положений статей 9 и 10 Закона N 8-ФЗ следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможность выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь то, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Также данными статьями установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3), либо в случае погребения за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Законодательством разделены хозяйствующие субъекты в сфере похоронного дела на специализированные службы, занимающиеся погребением и безвозмездным оказанием ритуальных услуг в пределах гарантированного государством перечня, а также на ритуальные организации, наделенные правом оказания ритуальных и сопутствующих услуг, не относящихся к услугам по погребению.
Пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом N 8-ФЗ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
По смыслу положений Закона N 8-ФЗ и Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы только в форме муниципальных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных).
Кроме того, как указано в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2012 N ВАС-16422/12, от 05.06.2014 N ВАС-6680/14 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2020 N 307-ЭС20-14417, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (в частности, оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Суды указали, что на территории Тимашевского городского поселения отсутствуют специализированные службы в форме муниципальных предприятий и учреждений. Ранее на территории Тимашевского городского поселения до проведения конкурса (по итогам которого заключен контракт N 0818300019920000291) было организовано и действовало муниципальное автономное учреждение "Городское Хозяйство", видом деятельности которого являлось оказание ритуальных услуг, в том числе и по гарантированному перечню, предусмотренному статьей 9 Закона N 8-ФЗ. Однако в отношении указанного учреждения принято решение о его ликвидации в связи с наличием значительной задолженности. Поскольку данное предприятие до настоящего времени не ликвидировано в связи с наличием непогашенной кредиторской задолженности, суды поддержали довод о нецелесообразности создания нового муниципального предприятия, финансируемого за счет средств муниципального бюджета.
Вместе с тем, наделение в рассматриваемом случае предпринимателя статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела посредством заключения оспариваемого контракта противоречит Закону N 131-ФЗ и Закону N 8-ФЗ, в связи с чем согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации контракт N 0818300019920000291 является недействительной сделкой.
Поскольку суды установили все обстоятельства по делу, однако неправильно применили нормы права, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным отменить решение суда от 16.06.2022, постановление суда апелляционной инстанции от 09.08.202 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного администрацией требования.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 (с учетом исправительного определения от 16.08.2022) по делу N А32-3741/2022 отменить.
Признать недействительным муниципальный контракт на оказание услуг для муниципальных нужд от 12.01.2021 N 08183000199200002910001, заключенный между администрацией Тимашевского городского поселения Тимашевского района и индивидуальным предпринимателем Резаевым Юрием Викторовичем.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что на территории Тимашевского городского поселения отсутствуют специализированные службы в форме муниципальных предприятий и учреждений. Ранее на территории Тимашевского городского поселения до проведения конкурса (по итогам которого заключен контракт N 0818300019920000291) было организовано и действовало муниципальное автономное учреждение "Городское Хозяйство", видом деятельности которого являлось оказание ритуальных услуг, в том числе и по гарантированному перечню, предусмотренному статьей 9 Закона N 8-ФЗ. Однако в отношении указанного учреждения принято решение о его ликвидации в связи с наличием значительной задолженности. Поскольку данное предприятие до настоящего времени не ликвидировано в связи с наличием непогашенной кредиторской задолженности, суды поддержали довод о нецелесообразности создания нового муниципального предприятия, финансируемого за счет средств муниципального бюджета.
Вместе с тем, наделение в рассматриваемом случае предпринимателя статусом и полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела посредством заключения оспариваемого контракта противоречит Закону N 131-ФЗ и Закону N 8-ФЗ, в связи с чем согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации контракт N 0818300019920000291 является недействительной сделкой."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф08-12284/22 по делу N А32-3741/2022