г. Краснодар |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А32-45861/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Прокофьева Т.В.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 5.1 статьи 211, часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420), на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А32-45861/2022,
установил следующее.
Акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - комиссия) от 01.09.2021 N 01-09-909 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее Закон N 608-КЗ), в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 22.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд указал на пропуск процессуального срока подачи заявления об оспаривании решения комиссии о привлечении общества к административной ответственности и отсутствие ходатайства о его восстановлении, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.07.2022 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2022, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, полагая, что судами неполно выяснены обстоятельства дела и неправильно применены нормы права. Общество указывает на привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение, что недопустимо.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом положений части 5.1 статьи 211 и части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа проверив законность и обоснованность судебных актов с учётом требований статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.07.2021 в 11 часов 00 минут специалистами администрации муниципального образования город Новороссийск при проведении мероприятий по мониторингу территорий общего пользования муниципального образования город Новороссийск в части внешнего благоустройства и санитарного содержания установлено, что обществом не приняты меры к восстановлению элементов благоустройства при производстве ремонтных работ, связанных с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, ул. Видова, д. 56, что является нарушением требований пункта 32.1, 32.3.4 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования город Новороссийск, утвержденных Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26.09.2017 N 228 (далее - Правила N 228), пункта 4.12.2 Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Новороссийск, утвержденных постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.09.2013 N 6687 (далее - Правила N 6687), что зафиксировано осмотром территории (объекта) 01.07.2021.
По данному факту комиссия составила протокол об административном правонарушении от 19.07.2021 N К000925 и постановлением от 01.09.2021 N 01-09-909 привлекла общество к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ с назначением наказания в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды обоснованно руководствовались статьями 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1, 2.2, 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 3.2 Закона N 608-КЗ, пунктами 32.1, 32.3.4 Правил N 228, пунктом 4.12.2 Правил N 6687.
Судебные инстанции установили, что в период с 09.11.2020 по 14.11.2020 общество производило ремонтные работы подземных коммуникаций, связанные с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск по адресу: г. Новороссийск, ул. Видова, д. 56. По состоянию на 14.11.2020 работы окончены, однако асфальтовое покрытие на месте разрытия не восстановлено, что послужило основанием для составления акта от 20.04.2021 о выявленном при визуальном осмотре правонарушении и вынесения постановления от 24.05.2021 N 24-05-460 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ в виде 30 тыс. рублей штрафа. Актом осмотра от 01.07.2021 территории (объекта) по адресу: г. Новороссийск, ул. Видова, д. 56, протоколом об административном правонарушении от 19.07.2021 N К000925, фототаблицами, графиком производства аварийно-восстановительных и ремонтных работ тепловых сетей общества подтверждается, что общество не восстановило асфальтовое покрытие после окончания проведения работ в ноябре 2020 года. Доказательства того, что после окончания работ по указанному адресу, а также по состоянию на 01.07.2021 (дата составления нового акта осмотра) общество осуществило мероприятия по восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги), общество не представило, а судебные инстанции не установили.
Судебные инстанции обоснованно не приняли довод общества о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, установив, что доказательства нарушения, положенные в основу оспариваемого постановления от 01.09.2021 N 01-09-909, выявлены в рамках контрольного мероприятия, что зафиксировано актом от 01.07.2021, тогда как постановление 24.05.2021 N 24-05-460 вынесено на основании другой проверки, зафиксированной в акте от 20.04.2021.
Сделав вывод о том, что совершенное обществом правонарушение является длящимся, суды обоснованно учли, что согласно части 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, и не исключается возможность привлечения к административной ответственности ранее подвергнутого административному наказанию лица за неисполнение обязанности, которая остается неисполненной по истечении времени, объективно необходимого и достаточного для ее исполнения. Причем такое привлечение не может расцениваться как несение административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иное фактически означало бы возможность неисполнения нормы права, а именно пункта 32.1 Правил N 228 об обязанности восстановить все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства силами и за счет средств организаций, производящих работы, связанные с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, независимо от истечения каких-либо сроков. Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2606-О, а также в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 (вопрос 21).
Судебные инстанции, установив, что общество документально не подтвердило осуществление мероприятий по восстановлению элементов благоустройства (асфальтобетонного покрытия дороги), доказательств, опровергающих установленные комиссией обстоятельства, в материалы дела общество не представило, пришли к выводу о наличии у комиссии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ.
Процедура привлечения к административной ответственности комиссией соблюдена.
Установив, что оспариваемое постановление комиссии получено обществом по юридическому адресу 15.09.2021 (согласно почтовому идентификатору 35099362006504), тогда как с заявлением о признании незаконным постановления комиссии от 01.09.2021 общество обратилось в арбитражный суд 01.10.2021 (заявление подано в электронном виде), суды пришли к выводу о пропуске обществом срока для оспаривания постановления комиссии при отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока. При этом судебные инстанции не приняли ссылку общества на дату получения оспариваемого постановления, указанную на штампе входящей корреспонденции общества, обоснованно отметив, что началом течения срока на обжалование является дата получения постановления по юридическому адресу общества, в силу чего применительно к обстоятельствам данного дела, срок на обжалование постановления комиссии от 01.09.2021 необходимо исчислять с 16.09.2021 по 29.09.2021. Документально данный вывод судебных инстанций общество не опровергло.
В соответствии с пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрен десятидневный срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении со дня вручения или получения копии постановления, и возможность восстановления указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, в случае пропуска срока.
Таким образом, установив, что с заявлением о признании незаконным постановления комиссии от 01.09.2021 общество обратилось в арбитражный суд 01.10.2021 (заявление подано в электронном виде 01.10.2021 в 23 часа 29 минут), то есть с пропуском процессуального срока на подачу заявления об оспаривании постановления комиссии при отсутствии ходатайства о его восстановлении, судебные инстанции обоснованно указали, что пропуск процессуального срока подачи заявления об оспаривании решения комиссии о привлечении к административной ответственности без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2022 по делу N А32-45861/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сделав вывод о том, что совершенное обществом правонарушение является длящимся, суды обоснованно учли, что согласно части 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, и не исключается возможность привлечения к административной ответственности ранее подвергнутого административному наказанию лица за неисполнение обязанности, которая остается неисполненной по истечении времени, объективно необходимого и достаточного для ее исполнения. Причем такое привлечение не может расцениваться как несение административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Иное фактически означало бы возможность неисполнения нормы права, а именно пункта 32.1 Правил N 228 об обязанности восстановить все разрушения и повреждения грунта, дорожного покрытия, озеленения и других элементов благоустройства силами и за счет средств организаций, производящих работы, связанные с разрытием на землях общего пользования территории муниципального образования город Новороссийск, независимо от истечения каких-либо сроков. Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2606-О, а также в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 (вопрос 21).
...
Статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрен десятидневный срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении со дня вручения или получения копии постановления, и возможность восстановления указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, в случае пропуска срока."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф08-11242/22 по делу N А32-45861/2021