Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 14 декабря 2023 г. N 1479-п
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды и нарушению обязательных требований в области регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Татарстан на 2024 год"
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды и нарушению обязательных требований в области регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Татарстан на 2024 год (далее - Программа профилактики), согласованную с Общественным советом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) согласно приложению.
2. Ответственным исполнителям проведения профилактических мероприятий обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки.
3. Управлению государственной инспекции экологического надзора разместить утвержденную Программу профилактики на сайте Министерства.
4. Приказ от 08.12.2022 г. N 1193-п считать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.В. Шадриков |
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды и нарушению обязательных требований в области регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Татарстан на 2024 год
(утв. приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 14 декабря 2023 г. N 1479-п)
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора).
Требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" на территории Российской Федерации установлены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий. Согласно указанному постановлению отменены плановые контрольно-надзорные мероприятия, внеплановые проводятся в исключительных случаях по согласованию с органами прокуратуры, а также установлены ограничения на возбуждение дел об административном правонарушении. В 2023 г. Министерством проводились контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездных обследований.
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023* (на 01.09.2023) |
Количество выявленных нарушений |
6308 |
5685 |
5113 |
4465 |
1448 |
2949 |
* - нарушения выявлены в рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездных обследований.
Общее количество проведенных Министерством мероприятий по контролю (плановые и внеплановые проверки):
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 (на 01.09.2023) |
Количество проведенных плановых проверок |
52 |
146 |
4 |
10 |
4 |
- |
Количество проведенных внеплановых проверок |
180 |
150 |
31 |
4 |
1 |
1 |
По выявленным в 2023 году Министерством нарушениям (по состоянию на 01.09.2023 г.) принятые меры административного воздействия отсутствуют (2022 году - 12,603 млн рублей).
Подконтрольные субъекты, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, отсутствуют ввиду введения моратория на проведение указанных мероприятий. Количество проверенных объектов и предприятий представлено в таблице:
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 (на 01.09.2023) |
Количество проверенных объектов и предприятий |
2458 |
2535 |
1884 |
1734 |
930 |
1 |
Перечень типовых и массовых нарушений, выявленных при региональном государственной экологическом (контроле) надзоре в соответствии со статьями "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), "Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях" от 19.12.2006 N 80-ЗРТ (далее - КоАП РТ), представлен в таблице:
N п/п |
Наименование статьи |
Количество выявленных нарушений, ед. |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
2023** (на 01.09.2023) |
||
|
КоАП РФ |
||||
Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении |
29 |
32 |
8 |
|
|
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль |
34 |
38 |
6 |
|
|
Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения |
37 |
15 |
2 |
|
|
Непредставление сведений (информации) |
7 |
10 |
22 |
42 |
|
Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения |
8 |
5 |
4 |
4 |
|
Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий |
73 |
136 |
52 |
58 |
|
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов |
167 |
259 |
44 |
686 |
|
Нарушение правил охраны водных объектов, нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления |
18 |
26 |
25 |
61 |
|
Нарушение правил охраны водных объектов, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение |
14 |
20 |
17 |
18 |
|
Нарушение правил водопользования |
17 |
25 |
20 |
84 |
|
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами |
1656 |
1415 |
488 |
1399 |
|
Нарушение правил охраны атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры |
23 |
20 |
3 |
1 |
|
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду |
6 |
42 |
32 |
41 |
|
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений |
142 |
283 |
29 |
87 |
|
Сокрытие или искажение экологической информации |
63 |
96 |
2 |
183 |
|
Порча земель, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы |
47 |
37 |
11 |
4 |
|
Порча земель, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления |
37 |
47 |
28 |
16 |
|
Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности |
204 |
108 |
22 |
25 |
|
Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв |
18 |
7 |
65 |
2 |
|
КоАП РТ | |||||
Нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами |
159 |
173 |
33 |
5 |
** - нарушения выявлены в рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездных обследований.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
Министерством региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Учет подконтрольных региональных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется путем постановки их в государственный реестр объектов и присвоения объектам соответствующих категорий объекта (1-4 категория).
Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска:
а) к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
б) к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
в) к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного экологического контроля (надзора), соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
Учитывая установившиеся особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году, Министерством усилена работа, направленная на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) окружающей среде.
Министерство при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями только в случаях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В целях информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объектов которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" размещен перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдения которых оценивается при проведении мероприятий в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) https://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_3029289.pdf.
Разработаны, утверждены и размещены на сайте Министерства руководства по соблюдению обязательных требований, выполнение которого оценивается в ходе проведения мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора).
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерством, в соответствии с п. 3.3 "Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2021 N 895, подготовлен, утвержден и размещен до 1 апреля 2023 г. на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" "Доклад о правоприменительной практике по итогам осуществления государственного регионального экологического контроля (надзора) на территории Республики Татарстан за 2022 г." https://eco.tatarstan.ru/file/pub/pub_3670956.pdf.
В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, Министерством объявлялись юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. По состоянию на 01.09.2023 г. направлено 2797 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Должностными лицами Министерства по обращениям, поступающим в адрес Министерства, осуществлялось консультирование по вопросам, связанным с исполнением обязательных требований в области охраны окружающей среды:
- соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные федеральными законами в области охраны окружающей среды;
- исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Консультирование осуществлялось по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения Министерством профилактического мероприятия. На 01.09.2023 г. проведено 258 консультаций.
Проводятся систематические профилактические (публичные) мероприятия для природопользователей по изменениям природоохранного законодательства, требованиям в области охраны окружающей среды. Информация по итогам проведенных профилактических мероприятий размещены на сайте Министерства. В 2023 г. проведены следующие профилактические (публичные) мероприятия:
- 29-30 июня 2023 г. проведены профилактические (публичные) мероприятия на тему: "О мерах поддержки природопользователей при проведении регионального государственного экологического контроля (надзора)";
- 25 августа - 20 сентября 2023 г. проведены профилактические (публичные) мероприятия на тему: "Экологическая безопасность в регионе. Обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)".
Государственными инспекторами Министерства проводятся профилактические визиты в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На 01.09.2023 г. проведено 17 профилактических визитов (всего 26 было заведено в Государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности").
Программа профилактики направлена на снижение техногенной нагрузки на окружающую среду за счет сокращения количества выявленных нарушений обязательных требований в области окружающей среды, увеличение доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) окружающей среды направлена на достижение следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охране окружающей среды;
- создание условий для доведения обязательных требований до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
- иные цели.
Задачей программы профилактики является:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
- повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- другие задачи в зависимости от выявленных проблем безопасности регулируемой сферы и текущего состояния профилактической работы.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Формы профилактических мероприятий |
Ответственные исполнители |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Примечание |
1. |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (иную) деятельность с использованием объектов которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) |
Управление государственной инспекции экологического надзора, Отдел правового обеспечения |
В течение года |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" |
2. |
Разработка руководства по соблюдению обязательных требований, выполнение которого оценивается в ходе проведения мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) |
Управление государственной инспекции экологического надзора |
В течение года |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" |
3. |
Обобщение правоприменительной практики. Подготовка и размещение на сайте Министерства Доклада правоприменительной практики. Включение результатов обобщения правоприменительной практики в ежегодный доклад о состоянии регионального государственного экологического контроля (надзора) |
Управление государственной инспекции экологического надзора |
До 1 апреля 2024 г. |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" |
4. |
Актуализация перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования и размещение на сайте Министерства |
Управление государственной инспекции экологического надзора, Отдел правового обеспечения |
1 раз в квартал |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" |
5. |
Внесение изменений в разработанные ранее проверочные листы (списков контрольных вопросов) в случае изменения требований законодательства |
Управление государственной инспекции экологического надзора, Отдел правового обеспечения, Управление обеспечения экологической безопасности и экологического мониторинга, Управление охраны окружающей среды, Управление минерально-сырьевых и водных ресурсов, Управление регулирования отношений недропользования |
По мере необходимости |
Размещение на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" |
6. |
Проведение профилактических (публичных) мероприятий, семинаров с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований |
Управление обеспечения экологической безопасности и экологического мониторинга, Управление охраны окружающей среды, Управление минерально-сырьевых и водных ресурсов, Управление регулирования отношений недропользования, Управление информационных систем и экологического просвещения, Управление государственной инспекции экологического надзора |
1 раз в полугодие |
Размещение итогов мероприятий на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный экологический надзор" |
7. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
Территориальные управления Министерства |
По мере необходимости |
При наличии у Министерства сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований |
8. |
Консультирование подконтрольных субъектов |
Территориальные управления, Управление государственной инспекции экологического надзора |
Постоянно |
Консультирование осуществляется по телефону, посредством видео-конферец-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование осуществляется по вопросам связанным с исполнением обязательных требований в области охраны окружающей среды |
9. |
Организация и проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду либо путем использования видеоконференц-связи. |
Территориальные управления |
1-4 квартал 2024 г. (по мере появления сведений) |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе отказаться от проведения профилактического визита. Профилактический визит предлагается: - лицам, приступающим к осуществлению деятельности в течение одного года с момента начала деятельности; - лицам, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска |
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Ключевым показателем результативности контрольно-надзорной деятельности для регионального государственного экологического контроля (надзора), выражающимся в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, является:
1. Снижение доли загрязненных земельных участков в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления: 2023 г. - 21 процент, 2024 г. - 20,5 процентов, 2025 г. - 20,0 процентов.
Индикативные показатели результативности и эффективности осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора):
1. Формирование плана проверок на очередной год с учетом риск-ориентированного подхода - да;
2. Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
4. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
5. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период;
6. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
7. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
8. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
9. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
11. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
12. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
14. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
15. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
16. Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
17. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
18. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
19. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
20. Количество жалоб, в отношении которых Министерством был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
21. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Министерства, либо о признании действий (бездействий) должностных лиц Министерства недействительными, за отчетный период;
22. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
23. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Министерства, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
24. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 14 декабря 2023 г. N 1479-п "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды и нарушению обязательных требований в области регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Татарстан на 2024 год"
Опубликование:
-
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 9 декабря 2024 г. N 1361-П настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 12 марта 2024 г. N 255-п