г. Краснодар |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А32-4860/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Коростелевой Юлии Александровны (ИНН 231007308418, ОГРНИП 320237500279041) - Коростелевой Ю.А. (паспорт), от заинтересованного лица - управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район - Литвиненко А.А. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие третьего лица - администрации Первореченского сельского поселения Динского района, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А32-4860/2022, установил следующее.
ИП Коростелева Ю.А. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район (далее - управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 10.11.2021 N 10.01-08/7968, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002001:24, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, село Первореченское, в границах ОАО "Агрофирма "Победа"" в северо-западной части 2700 м от пресечения ул. Суворова и автодороги ст. Динская - ст. Васюринская; возложении на данный орган обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Заявленные требования основаны на статьях 39.3, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормах Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и мотивированы тем, что заявитель как арендатор земельного участка, использующий его надлежащим образом более 3 лет, имеет преимущественное право на выкуп без проведения публичных процедур.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Первореченского сельского поселения Динского района (далее - администрация).
Решением от 11.05.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.08.2022, заявление удовлетворено: признано незаконным решение управления, приведенное в письме от 10.11.2021 N 10.01-08/7968; на данный орган возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002001:24, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, село Первореченское в границах ОАО "Агрофирма "Победа"" в северо-западной части 2700 м от пресечения ул. Суворова и автодороги ст. Динская - ст. Васюринская; с управления в пользу предпринимателя взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суды указали, что спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) и находится в пользовании заявителя по договору аренды от 25.02.2016 N 0000000010 более трех лет. Сведения о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002001:24 отсутствуют.
В кассационной жалобе управление просит решение от 11.05.2022 и постановление апелляционного суда от 12.08.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что в реестре управления сельского хозяйства администрации Динского района отсутствуют сведения о предпринимателе как о действующем сельскохозяйственном производителе. Основным видом деятельности заявителя является аренда и управление арендованным недвижимым имуществом. В ходе проведения осмотра установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:1002001:24 произрастает сорная растительность. При обращении предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не представлены доказательства осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В отзыве предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции. Третье лицо явку в суд кассационной инстанции не обеспечило, извещено надлежащим образом согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, на основании протокола о результатах аукциона от 05.02.2016 N 1 администрация (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 25.02.2016 N 0000000010, по условиям которого арендодатель обязался предоставить в аренду на 49 лет, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:1002001:24 общей площадью 467 937 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, село Первореченское в границах ОАО "Агрофирма "Победа"" в северо-западной части 2700 метров от пересечения ул. Суворова и автомобильной дороги ст. Динская - ст. Васюринская, предназначенный для: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), огороды (т. 1, л. д. 13 - 20). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.04.2016.
5 октября 2021 года заявитель обратился в управление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:071002001:24 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Письмом от 10.11.2021 N 10.01-08/7968 управление отказало предпринимателю в выкупе данного земельного участка, мотивируя тем, что его использование для: пашни, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), огороды не является сельскохозяйственным производством, указав также, что договор аренды заключен по результатам торгов. В силу положений пункта 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся - с лицами, указанными в пунктах 13, 14 или 30 статьи 39.12 данного Кодекса, договор аренды земельного участка, в части изменения видов разрешенного использования не допускается.
Ссылаясь на незаконность решения управления, нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо оспорило его в арбитражном суде по правилам главы 24 Кодекса.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суды двух инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа управления, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в аренде предпринимателя более трех лет; сведений о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка не представлено;
его разрешенное использование соответствует преследуемым покупателем целям.
Между тем, обжалуемые судебные акты состоялись без учета следующего.
Законом N 101-ФЗ на федеральном уровне установлены единые правила использования и оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, направленные на создание условий для перехода земельных участков к эффективно хозяйствующим субъектам, привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса закреплена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для ведения сельскохозяйственного производства (осуществления их деятельности).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственный товаропроизводитель определяется как индивидуальный предприниматель, осуществляющий производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку, реализацию при условии доли дохода от реализации за календарный год, составляющей не менее чем семьдесят процентов от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).
Публичному собственнику небезразлична личность покупателя земельного участка в связи с тем, что общественный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи. Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве. Лицо, оспаривающее законность принятого соответствующим органом решения и настаивающее на заключении договора купли-продажи, должно доказать надлежащее использование им арендованного земельного участка по назначению, осуществление им хозяйственной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. Добросовестному арендатору при использовании земель для сельскохозяйственного производства представление соответствующих доказательств не может быть затруднительным. Такой подход препятствует приобретению земельного участка сельскохозяйственного назначения по льготной цене без торгов лицом, непосредственно не осуществлявшим сельскохозяйственную деятельность (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2022 N 301-ЭС21-27876).
В этой связи, отсутствие выявленных уполномоченным органом и неустраненных нарушений при использовании арендатором земельного участка не является бесспорным основанием для принятия положительного решения по вопросу о его выкупе (учитывая наличие возражений со стороны органа, осуществляющего публичные полномочия, по вопросу фактического использования земли).
На основании изложенного коллегия полагает, что судам надлежало проверить довод управления, касающийся использования заявителем спорного земельного участка;
в этой связи судебные акты подлежат отмене для установления дополнительных обстоятельств по делу.
При новом рассмотрении суду следует учесть указанное, устранить выявленные недостатки, дать оценку всем доводам участников спора, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А32-4860/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Публичному собственнику небезразлична личность покупателя земельного участка в связи с тем, что общественный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи. Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве. Лицо, оспаривающее законность принятого соответствующим органом решения и настаивающее на заключении договора купли-продажи, должно доказать надлежащее использование им арендованного земельного участка по назначению, осуществление им хозяйственной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. Добросовестному арендатору при использовании земель для сельскохозяйственного производства представление соответствующих доказательств не может быть затруднительным. Такой подход препятствует приобретению земельного участка сельскохозяйственного назначения по льготной цене без торгов лицом, непосредственно не осуществлявшим сельскохозяйственную деятельность (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2022 N 301-ЭС21-27876)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф08-11581/22 по делу N А32-4860/2022